Статьи, проповеди  →  «Унесите зиму на своем носу и принесите весну на своем хвосту!»
1 марта 2013 г.

«Унесите зиму на своем носу и принесите весну на своем хвосту!»

В традиционной культуре есть такой образ: река, которая начинается из-под дуба, из-под вяза. Дуб и вяз — мужское начало. А вода — женское. Два начала. Весенняя тема, которая из аграрной переходит в нашу личностную.

Аграрный цикл и вся наша жизнь переплетаются, конечно, нераздельно. Мы просто перестали все это замечать, вроде бы нас уже не касается — а на самом деле касается и сейчас. Вот зима, время темное — и физически темное, и для души. Кончается год, Филиппов пост — рукодельное время: есть о чем призадуматься, поразмыслить... Вышли с пятилетним сыном на улицу, он говорит: «Мама, что ж так темно, как же мы будем?» А гулять-то надо, деваться некуда — как же ребенка утешить? Темень непроглядная, ничего радостного вокруг себя он не видит...«Сынок, ну вот сейчас темно — а впереди-то у нас Рождество! А после Рождества — мясоед, Масленица, весело-то как будет!» И тут ребенок сразу начал вспоминать — и развеселился.

Весной дел-то очень много! Мы с детками на своих занятиях в «Золотой рыбке», когда почувствовали, что солнышко уже пригревает и птички на солнышке уже начали петь по-весеннему, первое, что сделали — посадили луковицы. Принесли ящик специальный для рассады, землю, луковицы гиацинтов у нас были. Дети сами руками земельку насыпали, луковицы воткнули, рассмотрели их — вещь такая неприглядная вроде бы, земляного цвета, какие-то сухие корни... Думаем: ну, давайте посмотрим, что из всего этого будет, потому как весна — это зарождение жизни.

На следующем занятии мы увидели зеленые «носики» — листья проклюнулись. Теперь нужна была водица для этих «носиков» — принесли снегу, стали снег руками топить и поливать цветы вот этим растопленным снегом. И вот, детишки приходят на занятия, и первая их мысль: посмотреть, что случилось, потому что каждый раз все меняется. «Носик» сначала вырастал, потом становился более ярким, и теперь уже видно, что там внутри какие-то бутоны, и листьев будет несколько. Такой неподдельный интерес к жизни весной пробуждается. И весь традиционный цикл направлен на то, чтобы следить, как жизнь зарождается, как она продлевается...

Масленица — это, собственно, и есть поворот от зимы к лету. День, конечно, уже длиннее, и заметно веселее — и детям, и взрослым. И Масленица, и Сороки — такой цикл закликания солнца, закликания птиц, которые, по русским преданиям, приносят весну «на своем хвосту». «Унесите зиму на своем носу и принесите весну на своем хвосту!» — так поют в весенних «закличках», которые начинаются как раз с Масленицы.

На масленичной неделе раньше большое внимание уделяли молодоженам: выясняли, как у них дела идут — «муж домовитый ли», «жена послушная ли», приплод когда явится... Обычно молодожены женились либо на Покров, либо в мясоед, и был такой атрибут, который назывался «кра́сота». Деревце наряжали всякими яркими лоскутами — образ девичьей красоты. И потом жених на сватовстве выкупал какими-то денежками, сладостями у подруг невесты эту «кра́соту» — показывал, что он девицу берет с красотой. А на Масленицу «кра́сота» сжигалась в костре (но такой обычай был не везде, только в определенных местностях). Символ того, что жена уже принадлежит другой семье, переходит из одного рода в другой и всячески ему подчиняется. Молодая жена попадала сразу в налаженный быт другой семьи, где уже была старшая хозяйка, поэтому молодой не приходилось сразу весь быт организовывать, она училась этому постепенно — и это было очень правильно, тем более что замуж тогда рано выходили. А сейчас поколения оторваны друг от друга, нет совместного созидания, интересы разнятся — и это большая проблема.

Кстати, молодая жена у своих родителей гостила только на Масленицу — в среду, когда ее с мужем приглашали на «тещины блины».

В этом году так получается, что на Масленицу уже весна в самом разгаре. Когда Масленица ранняя, на нее «заклички» только начинаются и продолжаются на Сороки, 22 марта. Сороки приурочены к Сорока Севастийским мученикам, в согласии с церковным календарем. И вот, в этот день женщины собирались в лесу... Один из символов праздника — «тетёрки» (см. фото справа). «Тетёрки» завивают из соленого ржаного теста — такие длинные-длинные колбаски, их тянут, как нити, и непрерывно завивают петёлки, волны... очень красиво. Мы их развешиваем на деревья, для того чтобы привлекать птиц. Ну и, конечно, «жаворонки» (фото внизу) — их уже из разного теста выпекают. «Жаворонков» можно печь и на Масленицу, и на Благовещение — целый цикл такой, когда играются с «жаворонками». Это образ птицы. Даже уважаемой женщине присваивали такой образ — поскольку она несет на себе рождение жизни. Наряжали женщин птицами, красиво очень. И весенние песни тоже такие птичьи: высокие-высокие звуки... Это традиция чисто женская: только женщины и дети участвовали, мужчины — нет. И дети со всякими «кричалками», не более того. Но на Сороки поются уже и духовные стихи, поскольку Сороки попадают на Великий Пост — поэтому они еще и покаянные. Много поется про женскую долю: какое благочестие должно быть у женщин. И все песнопения на Сороки связаны с призыванием яркого солнца: весна приходит, и начинается сезон пахоты, там и слова такие есть:

«Весна-красна, на чем пришла?

— На сошечке, на боронушке,

На ржаном колоске...»

И еще поется: «Что нам вынесла, весна-красна?» Она ведь всем приносит разное — каждому по возрасту. «Молодухам — по ребеночку, красным девушкам — по перстенечку, старушкам — по рублёвичку, а малым детушкам — по яичечку». Каждый своего ждет, в меру своего понимания мира! Пожилая женщина — стабильности и благополучия, молодая ждет ребенка, девушка — обручального кольца, а дети ждут крашеные яйца.

Сороки — вот такая женская традиция. Призывание тепла и света, чтобы все росло и цвело.

О традиционных атрибутах. Кто на Масленицу приходит в Пучково на гулянье, знают — у нас есть «солнышко» замечательное: на шесте велосипедное колесо, разукрашенное лентами, помпонами, бубенцамиколокольцами — и все оно яркое, звонкое, как детство. Собственно, все масленичные традиции связаны с тем, что весна должна побороть зиму. Мы раскручиваем колесо, детки берутся за ленточки и под всякие масленичные веселые песни водят, кружат «солнышко» — оно все бренчит, звенит и колыхается, на солнце переливается — красота полная! И в финале, как правило, происходит взятие снежного городка, с зажжением факелов — оно тоже символизирует, что все-таки весна берет свое, ничто не остается в одном состоянии, все тает, землю питает и колос вырастает.

И, конечно, дети очень ждут всего этого, потому что им тепло и привольно, они могут много гулять и наблюдать природу — и хорошо развиваться. Без природы, конечно, ребенку очень трудно, в синтетических условиях.

И очень здесь большое внимание молодежи. Потому что если в конце года, в Филиппов пост, много внимания уделяется старикам: покаянные стихи поются, показывающие жизненный опыт, как человек меняется с течением жизни... А на Масленицу как раз речь о молодежи, о том поколении, которое будет принимать в свои руки все наши дела, всю нашу землю. Им, конечно, сейчас, как никому, нужно внимание — тем ребятам, которые уже подросли. В связи с этим у нас была «Вечора» в конце января — зрелище красивейшее: девушки в непривычных для современных людей нарядах, сарафанах, с косами — это наша надежда. С юношами, конечно, не очень у нас пока благополучно, они пока что стеснительные... тем не менее тоже свою пользу знают: надо же и общаться, и поплясать, и чайку попить. В современном мире возможностей для этого у них очень мало. Наша задача — им всячески помочь. Помочь человеку раскрыться и увидеть другого, услышать. И Масленица — это их праздник, конечно. Будем надеяться, что будет, как всегда, весело и жизнерадостно.

А после Масленицы уже пост, и все пойдет к Пасхе. А Пасха — это торжество, это смысл нашего всего бытия, чтобы мы не зацикливались только на телесных нуждах, это наше спасение.

***

И, конечно, нам нужно не забывать, за всеми аграрными необходимостями, о духовной опоре жизни. Без этого, как выяснилось, даже большое и дорогое образование теряет всякий смысл. Потому что образование — от слова «образ». Если мы идем к тому Образу, который на иконах — это одно. А если мы выбираем себе другой образ — может получиться идолопоклонничество. Отец Леонид уже говорил об этом: образование — такая доля выпала на наш приход, и мы, может быть, сами ее искали, сами этого хотели. И теперь это наш долг — всех, кто может приложить к этому руку. Сейчас большая проблема у нас в стране с образованием, и не только в стране, но и вообще в мире. Нам на этой ниве трудиться — не перетрудиться. Чтобы образ не забывать... и какие у нас должны быть мальчики, и какие должны быть девочки — мальчики не должны быть как девочки, а девочки — как мальчики, и очень нужен подражательный пример: самый первый опыт, детский, органолептический, который дети сохраняют до конца жизни. Образование ведь начинается задолго до рождения ребенка — в семье. Ребенок, рождаясь, сразу попадает в среду, в семью, где ему даются образцы созидания: женское благочестие и мужское служение. Как сказал отец Владислав, очень метко и остро: «Если мы не пример — то мы соблазн». Об этом нам, взрослым, не нужно забывать никогда. Конечно, мы все грешные, но надо стараться, не покладая на этой ниве ни рук, ни сердец... и чтобы мы не успокаивались, не думали, что чего-то достигли. И не забывали про Промысел Божий — в этом наше счастье. Этимология слова «счастье» — быть частью чего-то. Мы недавно говорили: дерутся, район на район... а потому что если у человека нет возможности быть частью чего-то хорошего, он становится частью чего-то не очень хорошего. И если мы не позволяем детям смеяться весело, они начинают смеяться над серьезными вещами. Потому что это такой возраст — радостный, пусть даже немножечко глупый. Не надо стесняться этой радости. И нам тоже побыть детьми немножко, хотя бы на Масленицу. Потом уже, после Масленицы, страда начинается, но пострадать еще успеем, а на Масленицу давайте побудем, как дети, будем рады друг другу и тому, что нас объединяет. И хорошо, что праздник будет возле Храма — весело, жизнерадостно и благообразно.

Светлана Игнатенко, записала Дина Зуева.


Комментарии [0]