Стенгазета

Еженедельная приходская стенгазета

Комиссии по миссионерству и катехизации

при Епархиальном совете г. Москвы

 

Архив

Стенгазета №34 26.08.2017   формат А3  
Стенгазета №32 Преображение              PDF формат А3 формат А4
Стенгазета №31 12.08.2017 PDF формат А3 формат А4
       

Стенгазета №34 26.08.2017

 

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(28 августа)

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – двунадесятый православный праздник, установленный в память о смерти Божией Матери. Само слово «успение» устаревшее и в переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина». Этот праздник посвящен событию, не описанному в Евангелии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви: древним сказаниями, проповедям, гимнографическому богослужебному наследию.

После вознесения Господа Иисуса Христа на Небо и сошествия Святого Духа, Пресвятая Богородица осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Она прославилась среди христиан многими Своими чудотворениями и удостоилась великого почитания. По преданию, Дева Мария была свидетельницей мученической смерти архидиакона Стефана и молилась о том, чтобы Господь даровал ему силы с твердостью и терпением встретить кончину.

Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей. Отсюда Она посетила праведного Лазаря на о. Кипр и Афонскую гору, которую благословила. Незадолго до Своей кончины Она возвратилась на жительство в Иерусалим. Богородица часто и подолгу молилась в местах, которые были связаны с событиями земной жизни Ее Сына, особенно же опустевший по Воскресении Гроб Христов. Иудеи хотели настигнуть Ее здесь и убить и даже выставляли возле Гроба стражу. Однако сила Божия чудесным образом скрывала Богородицу от глаз иудеев, и Она беспрепятственно посещала пещеру Погребения

Как повествует «Сказание об Успении Святой Богородицы», Дева Мария узнала о Своей скорой земной кончине от архангела Гавриила. Эту весть Пресвятая Богородица приняла с большой радостью: Ей предстояла скорая встреча со Своим Сыном. В качестве предзнаменования ожидающей Богородицу по Ее Успении славы архангел вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева, сияющую неземным светом. Эту ветвь надлежало нести перед гробом Пресвятой Девы в день Ее погребения.

Перед кончиной Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на такие затруднения, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала Своей кончины. Об этом свидетельствует богослужение на Успение: «Всечестный лик премудрых апостол собрася, чудно погребсти славно тело Твое пречистое, Богородице Всепетая. С нимиже воспеша и Ангел множество, преставление Твое честно хваляще». Сам Спаситель в окружении сонма ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее сияющую чистотой душу с Собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. От Ее благоухающего тела больные получали исцеление.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был торжественно перенесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После погребения апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. На третий день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения апостол Фома, который очень страдал оттого, что так и не успел проститься с Богородицей. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Богородицы. Но, к их удивлению, они не нашли Ее тела внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило дивное благоухание. Вечером того же дня собравшимся на трапезу апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Это чрезвычайно обрадовало апостолов и всех бывших с ними. Они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне соблюдается в монастырях.

Православная Церковь хранит Предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на третий день после Своего Успения и взошла на Небо. Святитель Григорий Палама пишет: «Рая божественного сладостнейшая и всего мира видимого и невидимого прекраснейшая, Она по справедливости стала не только вблизи, но и одесную Бога; ибо где воссел Христос на небесах, там ныне стала и Она… Она – хранилище и обладательница богатства Божества».

Отличительной чертой богослужения на праздник Успения является Чин погребения Богоматери, совершаемый во многих кафедральных и приходских храмах, монастырях, но особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании, где находится гробница Богородицы. Данная служба известна по рукописям не ранее XV века и составлена несколькими греческими песнопевцами сравнительно поздних времен по подобию службы утрени Великой Субботы. Чин погребения Пресвятой Богородицы может, в зависимости от принятых традиций, совершаться либо накануне праздника Успения, 27 августа, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном бдении; либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 29 или 30 августа). Богослужение начинается со всенощного бдения и включает пение особых стихир и тропарей, а также «Похвал» (118-й псалом «Блажени непорочнии в путь» с праздничными припевами к каждому стиху), поклонение Плащанице с изображением Божией Матери, её каждение и обнесение Плащаницы вокруг храма.

 

Тропарь Успения

глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак Успения

глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

 

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

(27 августа)

Преподобный Феодосий – ученик преподобного Антония Печерского, выдающийся наставник иноков, одни из основателей первого общежительного монастыря на Руси – Киево-Печерской лавры. Родился Феодосий в начале XI века в местечке Василеве близ Киева. Его отец, принадлежавший к военному сословию, был переведен в Курск, где прошло детство и юность преподобного. 

Феодосий уже в раннем возрасте почувствовал влечение к подвижничеству, часто посещал храм, со вниманием слушал чтение Священного Писания, носил скромную «худую» одежду. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения грамоте и, при отличных способностях и редком усердии, быстро научился чтению, так что все удивлялись разуму отрока. Однажды, стоя в храме на богослужении, Феодосий услышал слова о том, что кто любит отца или мать больше Христа, тот не достоин Его. Эти слова глубоко запали в его добрую, повзрослевшую душу, он покинул родительский дом и отправился в Киев.

Прибыв на место, Феодосий обратился в несколько обителей, но получил отказ из-за своего юного возраста и бедной одежды. Тогда он услышал о подвизавшемся неподалеку пещернике Антонии, незамедлительно отправился к нему и стал слезно упрашивать взять его к себе. Преподобный Антоний пытался его отговорить, мол, ему, еще юному, неокрепшему духовно человеку, будет трудно жить среди мрачных безмолвных пещер. Однако Феодосий проявил твердость, выразил готовность переносить тяготы и скорби отшельнической жизни. Антоний же, видя в нем сосуд Духа Святого, дал свое отеческое благословение. В 1032 году Никон, по указанию старца, постриг Феодосия в иночество, на двадцать четвертом году его жизни.

Молодой инок ревностно исполнял послушание, много и охотно молился, соблюдал бдения и посты, трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь. В храм он являлся прежде остальных и, став на одном месте, не сходил с него до окончания богослужения. В Житии преподобного подчеркиваются его нравственные добродетели: «смиренный смысл и послушание», «смирение и кротость». Даже став игуменом, подвижник не изменил своего нрава: «не бо николи же бе напраси, ни гневлив, ни яр очима, но милосерд и тих». Святой оставался мягким даже по отношению к нарушителям монастырских правил, он не наказаниями, а «притчами» стремился вразумить таких нарушителей и привести их к раскаянию.

В 1054 году Феодосий был рукоположен в иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом Киево-Печерской лавры. В период игуменства в 1060—1062 годах он организовал постройку деревянного здания монастыря, куда и перешли все его тогдашние насельники числом около 100 человек. При Феодосии в Печерском монастыре был принят принесенный из Константинополя общежительный студийский устав, заимствованный позднее многими русскими монастырями, основана первая церковная библиотека на Руси – библиотеки Киево-Печерской лавры.

Все совершаемые в обители богослужения и жизненный уклад монахов соответствовали строгому чину и распорядку. Сообразно одному из правил, надлежало держать монастырские ворота запертыми от обеда до вечерни и не открывать их (без особого благословения) ни для кого. Однажды князь Изяслав испытал это правило на себе, когда, придя с отроками перед

вечерней, вынужден был ждать, пока привратник (знавший, что перед ним – именно князь), не доложил игумену и не получил разрешения его пропустить.

Феодосий нередко лично участвовал в монастырских работах, вместе с монахами. Трудился в пекарне, носил воду, рубил дрова. Преподобный игумен прославился своим аскетизмом: вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла, ночи проходили у него без сна в молитве, носил ветхое рубище, которое, по словам составителя его жития Нестора, «сияло на нем как честная багряница царская». В этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена. Так, однажды преподобный возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался, сел на коня, а возница улегся спать. Всю ночь они так и ехали. Когда Феодосия одолевала дремота, он шел рядом с конем. Наутро, увидев, как преподобному кланялись, сходя с лошадей, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре и, щедро одарив, отпустил с миром.

Великие князья любили наслаждаться духовной беседой Феодосия, а святой не страшился обличать сильных мира сего. После того, как князь Изяслав был изгнан из Киева Всеволодом и Святославом, святой Феодосий стал обличать последнего, завладевшего престолом изгнанного брата. Первое время он продолжал поминать в церковных молитвах Изяслава, а Святослава – отказывался. Но потом, по ходатайству братий, за внимание и помощь Святослава Церкви, стал поминать. Впоследствии их отношения наладились.

Как-то раз игумен Феодосий, посещая Святослава во дворце, услышал громкую музыку и песни. Сев рядом с князем, преподобный с добрым чувством и пастырским смирением спросил, а будет ли так и на том свете? Князь прослезился и приказал, чтобы впредь в присутствии святого такой музыки не звучало.

Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, и судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Перед Великим постом Феодосий обычно уходил в затвор на всю четыредесятницу. Затворяясь в пещере, он брал с собой немного хлеба, а дверь снаружи засыпали землей, и братия монастыря общалась с ним только по крайней нужде через оставляемое небольшое оконце, и то только в субботу или воскресенье.

Скончался Феодосий в 1074 году после непродолжительной болезни. Перед смертью он попросил похоронить его ночью в той пещере, где он совершал свой затвор во время Великого поста. Его просьба была выполнена. Не позднее 1088 года преподобный Нестор Летописец написал первое житие преподобного Феодосия.

В 1090 году игумен и братия лавры решили, что тело Феодосия необходимо перенести в основанную им церковь. За три дня до праздника Успения монахи начали раскапывать могилу и были обнаружены нетленные мощи Феодосия, как повествует Нестор — «власы только притяскли к голове». Перенесение мощей преподобного в церковь было совершено в праздник Успения Богородицы при стечении многих епископов и игуменов киевских монастырей. Во время татарского нашествия мощи преподобного Феодосия были положены под спуд у западных дверей храма, где и находятся по настоящее время.

Из литературного творчества преподобного Феодосия сохранились шесть поучений, два послания к великому князю Изяславу и одна молитва.