Статьи, проповеди  →  Священномученик Виктор, епископ Глазовский
7 июня 2014 г.

Священномученик Виктор, епископ Глазовский

Память совершается 11 февраля, 2 мая, 1 июля н.ст.

Священномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 г. в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания Камышинского духовного училища закончил Саратовскую Духовную семинарию. Будучи студентом Казанской Духовной академии, принял монашество с именем Виктор. В 1903 г., после окончания академии, был назначен на должность настоятеля Троицкого собора г. Хвалынска. С 1905 по 1908 гг. отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, с 1909 г. являлся смотрителем Архангельского Духовного училища, затем состоял иеромонахом Александро-Невской Лавры, с 1910 г. служил настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита.

В сложное время гражданской войны с 21 февраля по декабрь 1919 г. архимандрит Виктор был наместником Александро-Невской Лавры. В январе 1920 г. состоялась его хиротония во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В том же году Вятский Губернский ревтрибунал приговорил Владыку к лишению свободы до окончания войны с Польшей, но через 5 месяцев он был освобожден. За активные выступления против обновленчества Владыку вновь арестовали 25 августа 1922 г. и по постановлению ГПУ сослали на 3 года в Нарымский край. После освобождения в 1924 г. его лишили права проживания в крупных городах. Святитель вернулся в Вятку, где, имея большое влияние и АВТоритет у своей паствы, в том же году был назначен епископом Глазовским, а также временно управляющим Вятской и Омской епархиями. Однако он вновь был арестован 14 мая 1926 г. по обвинению в организации нелегальной епархиальной канцелярии и выслан на 3 года с лишением права проживания в центральных городах и Вятской губернии. Владыка поселился в городе Глазове. С сентября 1926 г. ему было поручено управлять соседней Воткинской и Ижевской епархией, но в периоды пребывания в Синоде новоназначенного Вятского архиерея Павла (Борисовского), владыка Виктор фактически управлял и Вятской епархией.

В конце лета 1927 г. епископ Ижевский Виктор получил «Декларацию 1927 года», предназначенную для оглашения ее духовенству и верующим Воткинской епархии*. Будучи глубоко возмущен содержанием Декларации и не желая оглашать ее, епископ Виктор запечатал ее в конверт и отправил обратно митр. Сергию.

Вскоре состоялось совещание Духовного Управления Воткинской епископии, на котором было принято постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с митр. Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Постановление было утверждено епископом Виктором и отправлено Заместителю Патриаршего Местоблюстителя.

Владыка одним из первых среди епископата объявил об отделении и перешел на самоуправление, возглавив оппозицию, названную его именем (викторианская) в Вятской и Вотской епархиях и объединив приходы в Вятке, Ижевске, Воткинске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском уездах.

23 декабря 1927 г. определением Временного Синода он был запрещен в священнослужении.

4 апреля 1928 г. Владыка был арестован в Глазове и приговорен к 3 годам лагерей. В заключении на Соловках (июнь 1928-1930 гг.) святитель работал бухгалтером на канатной фабрике, участвовал в тайных богослужениях. «Рискуя быть запытанными и расстрелянными, владыки Виктор (Островидов), Иларион (Бельский), Нектарий (Трезвинский) и Максим (Жижиленко) не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но совершили тайные хиротонии нескольких епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случае ареста и пыток они не могли выдать ГПУ воистину тайных епископов» (К.В. Глазков, «Православная Жизнь», №2, 2001 г.).

По воспоминаниям Д. Лихачева, находившегося в лагере вместе с Владыкой: «Духовенство на Соловках делилось на «сергианское» и «иосифлянское». <...> Иосифлян было громадное большинство. Вся верующая молодежь была также с иосифлянами. И здесь дело было не только в обычном радикализме молодежи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный Виктор Вятский. <...> Он был очень образован, имел печатные богословские труды. <...> От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили».

По постановлению ГПУ по пересмотру дела Святитель был приговорен к ссылке на 3 года в Северный край и, после освобождения из лагеря летом 1931 г., сослан в с. Усть-Цильму Северного края. Но через несколько месяцев, в 1932 г., его вновь арестовали и приговорили к 3 годам ссылки в Коми-Зырянскую АО. Владыка помогал крестьянам колоть дрова, беседовал о вере. Он часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы.

Святитель скончался 2 мая 1934 г. от воспаления легких. В районный центр его не смогли отправить из-за разлившейся реки.

1 июля 1997 г. святые мощи Владыки были обретены нетленными на местном кладбище с. Нерица, несмотря на 63-летнее пребывание их в болотистой почве.

Мощи святителя были отправлены в Москву, а 2 декабря того же года состоялось перенесение мощей в храм св. Александра Невского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря г. Вятки, где они пребывают и поныне, источая благоухание и даруя исцеления.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания.

* Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного при нем Патриаршего Священного Синода «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти», в литературе обычно именуемое «Декларацией митрополита Сергия» или «Декларацией 1927 года»


Комментарии [0]