Статьи, проповеди  →  Возрождение традиций. «Покров, батюшка, покрой землю снежком»
30 октября 2013 г.

Возрождение традиций. «Покров, батюшка, покрой землю снежком»

Возрождение традиций. «Покров, батюшка, покрой землю снежком» Осень в традиционном цикле — время особенное. Новолетие: одно лето заканчивается, другое лето начинается. И, в связи с этим, особые события: урожай! Что уродилось, что не уродилось… Вопрос не только к земле, но и к другим сферам: кто у нас куда поступил этим летом, кто что закончил… школу новую построили! Очень богатый урожай в приходе!

Осень — переход от лета к зиме. Лето — это страда. Владимир Даль так и определяет понятие страды: терпеть, превозмогать, трудиться. Ведь раньше на селе люди летом и спать-то не успевали, наверное. Все нужно было сделать в определенное время, успеть все заготовить — один день кормил год!  Сейчас это сложно понять. Говорят, самое трудное — это ждать, терпеть и догонять. В страду это именно так: догнать упущенное стоит многого труда, иногда вовсе невозможно. Так же и в духовной жизни, и в семейной…

Самый жаркий период страды (даже пожары!) — от Ивана до Ильи, с 7 июля по 2 августа, сенокос. И после этого начинается сбор плодов своего труда — Спасы: мед, злаки, яблоки, дальше уже овощи. И заканчивается страдная пора к концу сентября. Есть даже поговорка: «На Пречистой в поле чисто» — то есть до Рождества Богородицы должно было быть все убрано. А 14 сентября — Новолетие, 1 сентября по старому стилю. Не случайно дети идут в школу: открывается определенный цикл.

И, конечно, большая радость после всех трудов — осенние праздники.

«Покров, батюшка, покрой землю снежком, а меня, молодую — свадебным венцом!» Еще просили: «Покрой мою избу теплом, а хозяина — животом!»

Время Покрова — тоже особенное, переход от теплого к холодному. На Покров, как правило, все молодежные гуляния переходили с улицы в избы, поскольку уже достаточно холодно. А еще Покров, вообще октябрь, в традиции — время свадеб. И потом — новая страда: лен, прядение, ткачество, пост… Опять страда, только уже другая! Глубокая, с духовными стихами, тогда уже никаких громких гуляний.

Вместе с большими гуляниями на Покров заканчивались все мужские игры — кулачные бои и другие — которые возобновлялись только на Масленицу.

А на ярмарках люди менялись плодами своего летнего труда.

Вот, например, девушка со льном. По традиции девочка с семи лет вступала в быт как осознанный человек: ей давали полосу земли, отец вспахивал, и она сама засевала ее льном, потом сама собирала, обрабатывала — целая большая длинная история. Потом она могла продать нитки, холсты, приобрести себе иголки — а они были очень дорогие! — нитки для вышивки. И вот девочка уже с семи лет себе готовила приданое: рушники, белье, рубахи… А на свадьбу очень многое раздаривалось родственникам мужа, чтобы немножко им «устелить», ведь это известная история: замужняя девушка из теплого родительского дома уходит в другой дом, а там свекор со свекровью, деверья, золовки… И если к ней будет плохое отношение — это большое несчастье. Поэтому на свадьбе невеста старалась родне мужа угодить, каждому подарить что-то, сделанное своими руками, а они, конечно же, оценивали качество подаренного.

А еще был в некоторых деревнях такой обычай на Покров: девушки — те, кто на выданье — должны были спрясть, соткать и вышить полотенце — длинный рушник. Потом с рушником ходили по деревне, и каждый должен был под ним пройти, как под покровом. Чтобы Богородица всех защитила, покрыла Своим Покровом, помирила…

Вся пора осенних молодежных гуляний продолжается до Кузьминок: это уже в ноябре, перед Рождественским постом, в честь бессребреников Космы и Дамиана, которые нанимались врачевать за кашу. На Кузьминки ели обычно куриную кашу, как раз перед постом — вспоминали, что «не хлебом единым».

А еще по осени набирали в рекруты. Интересная тема,  серьезная. Служили Царю и Отечеству. Как в песнях поется: забирают человека в рекруты, а у него жена с младенцем. Потом он возвращается, видит: жена навстречу, подходит ближе — а это не жена, а дочь. Выросла. Были охранные грамоты: единственного сына не забирали. И еще были истории — у Владимира Даля много описано — как в дом взяли подкидыша, а в семье уже был единственный сын, и этого сына забрали, потому что он перестал быть единственным. То есть люди пожертвовали судьбой сына ради подкидыша.

Такие печальные истории… Но ведь бывал и неурожай. Тоже как в песне: «Поле мое чистое, поле не вродило, один куст ракитовый…» Что такое ракитовый куст? Это был символ смерти. Поле не родило — как жить семье? Все рядом: и жизнь, и смерть. И свадьбы, и рекрутский набор. И переход от тепла к холоду.

Еще был такой обычай, как «помочи». При обильном урожае люди сами не справлялись, и принято было помогать друг другу: сегодня у одного рубим капусту, завтра — у другого. Лен трепали всем миром. Его нужно было трепать на воздухе, потому что очень пыльная работа, и обязательно успеть до зимы. Оставались «кОстры» с волокна, их пристраивали на подстилки для скота. Ничего не пропадало, все шло в дело.

И было традиционное выражение «всего костром». Костром — значит, сложено горой, пирамидой. Так можно и дрова сложить, и яблоки. Большая гора, всего много! Праздник!

***

14 октября, на Покров, наши фольклорные коллективы «Золотая рыбка» и «Моргосье» устраивали в центре «МОСТ» вечору. На предыдущую молодежную «вечору» приглашали ребят из Москвы. В этот раз затевали все сами. Сначала, по традиции, вышли взрослые женщины и молодухи с малыми детьми, показали обряды к Покрову, потом потихоньку начали включаться наши школьники — с 7 по 10 класс. Их было немного, но получилось очень интересно: большое различие между тем, когда кто-то развлекает и тем, когда люди развлекаются сами. Каждый понимал свою ответственность за происходящее. Получился очень теплый праздник: с плясками, с чаепитием. И даже маленькие дети никого не раздражали, не мешали более старшим. А дети 6-7 лет нас удивили: плясали парами, наравне со взрослыми, а в традиции так и положено, что семилетки уже включаются в отроческий цикл. И подростки танцевали — «ручейки», «улицу». У нас был замечательный гармонист — Ваня Игнатенко. Потом игры затеяли, тоже традиционные — столько хохоту было… Хотя в помещении с играми развернуться трудно, особенно ребятам «удаль потешить», хотелось бы что-то на будущее придумать, чтобы можно было проводить такие молодежные игры.

И все отметили, что обязательно надо продолжать эту традицию. Дай Бог!

Планируем теперь «вечору» на Кузьминки, 17 ноября, в воскресенье, — с кашей, все, как положено. Предполагаем, что в 17.00 — но обязательно уточним, будет объявление.

Светлана Анисифорова. Фото: Наталия Зайцева


Комментарии [0]