Общецерковные события
→ Крестный путь старца Иеремии Афонского длиною в столетие
24 октября 2015 г.
Крестный путь старца Иеремии Афонского длиною в столетие
Отец Иеремия – удивительная и яркая личность среди современного православного монашества. И не только потому, что является старейшим игуменом на Афоне. Он воистину подлинный духоносный старец, благодаря которому и в наше время сохраняется возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.
Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в благочестивой православной казачьей семье. Его детство припало на годы богоборческой революции и гражданской войны. В конце 1920-х годов его отца арестовали как «кулака». В то время у него уже было плохо со зрением. Старший сын Иван предложил себя вместо престарелого отца, чекисты забрали его и посадили в тюрьму. Вскоре, в 1928 или 1929 году всю семью Алехиных «раскулачили» и отправили на Урал, в Верхнекамский округ Пермской области. Довезли до Соликамска, а отсюда на баржах их переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Всего баржа доставила около 100 человек. Много было детей. Вокруг – ни одной избы, кроме домика у пристани, где жило начальство. «Абсолютно глухое место. Вышли на берег, перекрестились и стали обживаться, сами построили себе избушки из сосен и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода по прибытии на место ссылки от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там ее и похоронили, на пристани. Много детей поумирало». Отец и старшие братья приняли решение совершить побег. Стали переправляться через Каму, но тут их заметили и открыли стрельбу. После побега их с отцом и братьями разделили. Отца он больше никогда не видел. Братья позднее снова совершат побег и своим путем будут добираться до Мариуполя. Иакова Алехина поместили в лагерь. Господь умягчил сердце начальника караула: он дал юноше 3 рубля, чтоб оплатить переправу, и выпустил на свободу. Перебравшись на тот берег уже ночью, Иаков увидел там каплычку (часовню), залез в нее и переночевал. Но на утро его нашли комсомольцы. Они хотели было сдать беглеца обратно в лагерь, но пожалели и отпустили. Пешком шел на родину, пробираясь проселочными дорогами от села к селу. Просил милостыню. «Три года скитался, – рассказывает старец, – пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за все Господу!». Будущий старец несколько лет скитался, пешком добирался в родные края, на Украину. Устроившись в 1935 г. простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, он не пожелал отречься от веры и вступить в компартию, открыто засвидетельствовав, что является православным христианином. За это снова подвергся угрозе преследований и ареста. С приходом же немцев в 1941 г. был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. Отец Иеремия разсказывал, что немцы устроили в оккупированном Мариуполе облаву на молодых людей. Собрали человек 100, поселили в лагерь и потом вывезли в Германию в вагонах для скота. Среди них оказался и 26-летний Иаков Алехин. В Германии их привезли в маленький городок Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг, где ему довелось рабски трудиться на фабрике 3 года. За пределы завода их не выпускали. Из цехов маршировали в казармы, из казарм – снова в цеха. Ему вновь довелось испытать каторжный труд, голод и нечеловеческие условия жизни. Несмотря на пережитые страдания и горе, он, на удивление, так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа. И когда в 1945 г. его освободили, на вопрос советского офицера: «Чем планирует заниматься в дальнейшем?» – ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу. Можно только представить, какая реакция была у советского офицера… Лишь чудом Божиим он избежал нового ареста. Стать священником сразу по возвращении на Родину ему не удалось. Поэтому пришлось быть простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мира и всецело посвятить свою жизнь служению Богу. Так, в 41 год (в 1956 г.) Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром (Сабоданом) Киевским и всея Украины. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря нес послушание в одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиаконы, а в следующем 1958 году, 27 января, – в иеромонахи. Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, +1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950). Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь. Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника – бывшего насельника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, + 1964) Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 г. патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор батюшка Иеремия, даже не мечтавший о такой милости Божией, безвыездно подвизался на Святой горе. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца Иеремии. В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. – наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским Димитрием утвержден в должности игумена Русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года. В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму. 17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста. Несмотря на свои 100 лет, старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться об обители и даже готовится вместе с братией Свято-Пантелеимонова монастыря отметить юбилей 1000-летия русского монашества на Святой горе, который будет праздноваться в 2016 году. В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания. Сергей Шумило Комментарии [0]
|