Новости храма  →  Икона Новомучеников Церкви Русской
28 февраля 2016 г.

Икона Новомучеников Церкви Русской

Закончена икона Новомучеников Церкви Русской. Начал ее Александр Соколов, завершил игумен Лука (Аксенов), который сейчас продолжает расписывать наш храм.

Прот. Леонид Царевский:

С одной стороны, у Саши Соколова икона была только намечена, и можно сказать, что о. Лука полностью ее писал, а с другой — в этих наметках была удивительная конкретика, штрихи, по которым лики святых узнавались — по бороде, рукам, силуэту. Соколов все наметил, и мы с о. Лукой разгадывали этот «ребус».

Икона соединена с Покровом Божией Матери, под которым находятся новомученики. В день отречения Государя 2 (15) марта 1917 года Божия Матерь явила Свою икону Державную с символами царской власти — державой и скипетром, тем самым показав, что Россия не лишается Небесного покровительства. (Есть такая икона: новомученики с Божией Матерью Державной). Но так как наш храм в честь Казанской иконы, при этом освящен на Иверскую, то мы решили, что Покров как бы объединяет разные образы Богородицы.

В верхней части иконы — избранные святые: предтечи новомучеников и предтечи русской государственности — Кирилл и Мефодий, Борис и Глеб, священномученики Филипп Соловецкий и Патриарх Гермоген, св. прав. Иоанн Кронштадтский, прпп. Сергий и Серафим, а также Андрей юродивый Константинопольский, который, по преданию, был славянином. Внизу — избранные новомученики, ведь всех невозможно изобразить. Получилось более тридцати фигур: Царская семья, Патриарх Тихон, сщмч. Кирилл Казанский и многие другие. Изображена, например, такая удивительная женщина — мученица Татиана Гримблит. Она помогала множеству заключенных священников и епископов, сама была в лагерях, в 1937 г. расстреляна. У нее в руках посылочка.

В центре иконы, внизу — Престол в красном облачении, на котором Крест с терновым венцом, Евангелие и гвозди — символ страданий Христа, а за Престолом изображено окно в Рай: Крест Процветший и лучи райского Света. Как сделать это окошко в Рай, придумали не сразу: оно изображается очень по-разному. В целом сохранили тот цвет, который Саша сделал как подложку: салатовый, основной фон иконы. И Рай получился золотой — переплетенный Крест с лучами Света Божьего. Фон при первом взгляде воспринимается как белый, а затем — как зеленый, цвет жизни. Мне кажется, это удалось. В самом верху иконы — Христос Благословляющий, а по низу — частицы мощей новомучеников.

Игумен Лука:

Икона была Сашей, как говорят иконописцы, раскрыта, то есть расколерована, цвета были намечены. Общее правило, которым я руководствуюсь, заканчивая Сашины работы, — максимально сохранить то, что можно. Я стараюсь привязаться к тому колориту, который был Сашей найден, и уже в нем действовать дальше. Саша говорил: если то, что ты сейчас делаешь, не улучшит твою работу, значит и делать этого не надо. Было намечено семь окон, как семь столпов Церкви: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь» (Притч. 9:1). Не совсем понятно было главное место — композиция Престола с Крестом, лежащим Евангелием и гвоздями. Традиционно вход в Рай решается белым цветом (белым светом). Была мысль: Крест написать темным, а свет белым, или пусть будет красная завеса… Изначально у Саши вход в Рай был золотисто-разбеленный, сверху он по нему зелененьким легонько прошел. Вот так получилось как будто бы стояние летнего дня.

В результате врата и завесу сделали открытыми, а за ними — светлый Крест, райский сад и золотой дождь. Декоративное решение арки выполнено мной в традиционном стиле, но не хватало изюминки: «дверь есть, а ключа нет». Ключом стало то, что Саша писал на нескольких последних своих работах: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Теперь композиция приобрела свое смысловое завершение.

Здесь как художник-монументалист Саша передал программу росписи храма. В куполе обычно располагается Пантократор. И тут в верхней части иконы Глава Церкви — Христос. Ниже, в конхе, традиционно находится изображение Богородицы с воздетыми руками. Божия Матерь осеняет всех Своим Покровом. Мы должны помнить, что в каких бы мы обстоятельствах ни находились, даже в тех, что и наши мученики, мы всегда под покровом Божиим. Рядом со Спасителем — архангелы. Ниже — мученики и праведники — столпы Церкви, а дальше — святые нашего времени. Фактически это икона Церкви Русской.

Выделил золотом я только царские одежды и одежды Патриарха, а у других орнамент золотом рисовать не стал. У святителя Афанасия (Сахарова) в руках свиток с текстом молитвы Собору Русских святых: «Приидите, собори Российстии, сущия в стране нашей».

Слева внизу изображен мальчик — собирательный образ ребенка, чада Церкви. Множество их погибло во времена гонений. Говорят, отец Павел Груздев, когда был мальчиком, вот так держался за омофор Патриарха Тихона.

Стихотворение мц. Татианы (Гримблит),
написанное в 1923 г.:

«О надежда, луч небесный,

Чаще душу согревай,

Освещай мне в клетке тесной

Жизнь и силы подавай,

Чтоб боролась терпеливо,

До победного конца,

Пусть иду я сиротливо

И не жду себе венца.

Мой венец — насмешки, злоба.

Пусть смеются надо мной!

Буду я служить до гроба

Правде, Истине святой».

 


Комментарии [0]