Новости храма  →  Троицкая Православная школа. Посещение выставки «Сокровища музеев России»
30 ноября 2018 г.

Троицкая Православная школа. Посещение выставки «Сокровища музеев России»

Выставки проекта «Россия. Моя история» неизменно вызывает интерес преподавателей и учащихся Троицкой Православной школы. И это неудивительно, ведь автор и руководитель проекта — митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), наместник Успенского Псково-Печерского мужского монастыря, председатель Патриаршего совета по культуре и руководитель комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.

Выставка «Сокровища музеев России» открылась в День народного единства, праздник Казанской иконы Божией Матери. В пятницу, 16 ноября, мы, группа учащихся 3-7 классов, их родители и учителя, решили приобщиться к прекрасному и посетить выставку в Манеже. К нашей группе присоединились прихожане и учащиеся Воскресной школы храма иконы Божией Матери «Знамение» из пос. Дубровицы во главе с настоятелем прот. Андреем Грицышиным.

Входим на выставку — и сразу благословение Божией Матери: Ее чудотворная икона «Умиление» из Псково-Печерского монастыря. И как начало Святой Руси — зал иконописи. Подлинники XV-XIX вв., и даже резные Царские врата одного из ростовских храмов! Наш молодой и веселый гид Иван, студент Сретенской духовной семинарии, доходчиво объяснил, как менялась стилистика изображения на иконах.

Далее — огромный зал «Россия». И здесь мы начинаем понимать, что центральная тема выставки — единство культурного и духовного пространства нашей страны. Москва и Петербург — отнюдь не единственные культурные центры. На выставке представлено 280 самых значимых экспонатов из 50 городов: Калуги, Нижнего Тагила, Грозного, Ярославля, Серпухова, Омска и многих других. На куполе центрального зала постоянно меняются репродукции картин, а для наших продвинутых пользователей гаджетов на интерактивных экранах представлена любая информация о картинах, художниках, музеях, городах.

Следующие 7 залов, расположенные по часовой стрелке, добавили нам знаний и впечатлений. Мы ознакомились со всеми периодами в развитии изобразительного искусства в России — от парсуны до соцреализма. Мало кто из ребят раньше знал, что парсуна — уже не икона, а, например, портрет важного деятеля: Царя, Патриарха, воеводы и т. д.

Познакомились мы и с провинциальными портретами. Их заказывали себе богатые жители городов, чтобы подчеркнуть свой статус. Эти портреты тоже отличались схематичностью: позы и выражения лиц людей на них были простыми, хотя более индивидуальными и прорисованными, чем на парсунах. Зачастую художнику заказывали изобразить на портрете или родовой герб, или собачку дорогой породы на руках у изображаемой персоны.

В следующем зале были представлены произведения в стиле классицизма. Ребята наглядно увидели, что это направление в живописи, так же, как и в литературе, отличает идеализация изображаемых людей и предметов. Например, если это работающий человек, даже крестьянин в поле, то его кожа и одежда чисты, опрятны.

Художники-реалисты, наоборот, стремились изобразить окружающую действительность без прикрас. Так, на картине Прянишникова «Воробьи» («Дети на изгороди») крестьянские дети изображены, как в жизни: в старенькой одежде, с неровно подстриженными волосами, пыльными босыми ногами. Среди других авторов, представленных в этом зале, — прославленные Левитан, Крамской, Архипов, Тропинин, Репин, Серов, Айвазовский, Кустодиев.

Узнали ребята и что такое «модерн». Оказывается, художники, работавшие в этом стиле, как бы пропускали реальность через свои эмоции, яркие, радостные, или, наоборот — печальные. В результате картины приобретали особые новые краски. Таковы, например, картины Коровина «Дамы на террасе» или автопортрет Зинаиды Серебряковой с дочерьми Татой и Катей, картины Михаила Врубеля (все оригиналы), привезенные из Омского музея.

Была на выставке и авторская копия хорошо известной по репродукциям картины Васнецова «Витязь на распутье». И полотна Нестерова, и яркие, неотмирные иллюстрации Ивана Билибина — все, чем по праву гордится отечественная художественная культура.

Очень пеструю и коллекцию увидели наши школьники в зале соцреализма: полотна Куприна, Дейнеки, Пименова, Гапоненко живописали повседневные трудовые будни недавнего прошлого, памятные старшему поколению. А Кончаловский — свою знаменитую сирень. Вера Иванова из 4 «А» класса, призер школьного конкурса в номинации «Осенняя картина», сообщила, что именно этот раздел выставки произвел на нее наиболее сильное впечатление.

Саша Мушкарева (4 «А» класс) выразила общее мнение о поездке: «Все очень понравилось! Переполняют впечатления! Особенно восхищают древние иконы из старинных храмов». Здравия и помощи Божией организаторам и устроителям выставки!

Пахмутов Сергей Васильевич, зам. директора по безопасности, классный руководитель 7 «А» класса.


Комментарии [0]