Троицкая Православная газета → № 122 ноябрь-декабрь 2012.
1 ноября 2012 г.
№ 122 ноябрь-декабрь 2012В номере: Приходская жизнь Проповедь Митр. Николай (Ярушевич) Казанская икона Божией Матери и конец смуты Речь сщмч. Илариона (Троицкого) на Поместном Соборе 1918 года. 9 лет Патриарха Тихона при Советской власти А. С. Хомяков. Об общественном воспитании в России Д. С. Лихачев Экология культуры Православная школа Доклад прот. Димитрия Кувырталова на педагогическом семинаре Помяните усопших Расписание богослужений на ноябрь-декабрь Материалы номера
Приходская газета № 122 ноябрь-декабрь 2012
1 ноября 2012 г.
Митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). Избранные проповеди(Печатается по книге «Сила любви. Митрополит Николай (Ярушевич). Избранные проповеди». М., Правило веры, 2007)
В одной из проповедей митрополит Николай говорил: «Сегодня вы читали в газете «Правда», а как известно, эта газета никогда правды не писала, хулу на Святую Церковь... Я говорю с этого амвона со всей ответственностью, что эта газета пишет ложь. Хулу на Святую Церковь возносили всегда...» Говорилось это в переполненном храме, почти в центре Москвы... После войны митрополит Николай возглавлял два ключевых отдела Московской Патриархии — издательский и внешних сношений. Патриарх Алексий I под совершенно категорическим давлением властей вынужден был сместить его с этих должностей в 1960 году, а в начале следующего года уволить на покой. Все обращения Святейшего с просьбой о приеме у Хрущева остались без внимания ...
Приходская газета № 122 ноябрь-декабрь 2012
1 ноября 2012 г.
Богородичные иконы. Декабрь2 декабря «В скорбех и печалех Утешение». Письмо иконы свидетельствует о ее древности. Есть предание, что она принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 г. впервые прибыла в Россию. После кончины святителя в 1654 г. икона была доставлена в Афонский монастырь Ватопед, где и пробыла до октября 1849 г., когда был открыт русский Андреевский скит. Тогда проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий передал икону новооткрываемому скиту как благословение от обители. Образ стал келейной святыней основателя русского Андреевского скита на Афоне иеросхимонаха Виссариона (Вавилова). Когда последовало открытие этого скита, Виссарион благословил братию образом со словами: «Да будет сия икона вам отрадою и утешением в скорбях и печалях». Прославление ...
Приходская газета № 122 ноябрь-декабрь 2012
1 ноября 2012 г.
Казанская икона Божией Матери и конец смуты2012 год богат на круглые даты: 200 лет победе над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и 400 лет окончанию смуты, изгнанию польских интервентов, этот день отмечается 4 ноября и назван в современном календаре Днём народного единства. Православная Церковь прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени. Но более всего в этот день чтут «Заступницу усердную рода христианского» — Казанскую икону Божией Матери, покровительницу русских людей в час испытаний. 15 лет в истории России, с 1598 по 1613 гг., вместили в себя так много событий, что для иного государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. За это время сменились три царя: Борис Годунов (1598–1605), Лжедмитрий I (1605–1606) и Василий Шуйский ...
Приходская газета № 122 ноябрь-декабрь 2012
1 ноября 2012 г.
К 95-летию восстановления патриаршества. Священномученик Иларион (Троицкий)Речь на общем заседании Поместного Собора(приводится в сокращении)Уже много речей мы слышали о патриаршестве. Большинство говоривших здесь о патриаршестве — и за, и против — рассматривали патриаршество со стороны его целесообразности и своевременности. Одни возлагали на патриаршество, может быть, и преувеличенные, надежды церковного и даже политического характера; другие спешили предсказать едва ли не полное разочарование тем, кто эти надежды на патриаршество возлагал. При этом в речах той и другой стороны одинаково слышалась одна и та же нотка: можно патриаршество восстановлять, а можно и не восстановлять, смотря по тому, что полезнее и что современнее. Для меня вопрос о восстановлении патриаршества стоит совершенно иначе. Мы не можем не восстановить патриаршества; мы должны его непременно восстановить, потому что патриаршество есть основной закон высшего ...
Приходская газета № 122 ноябрь-декабрь 2012
1 ноября 2012 г.
9 лет Патриарха Тихона при Советской власти1917 — Патриарха жребием выбирают на Поместном Соборе. 7 ноября он отбывает в Лавру, проводит несколько дней в безмолвии. 21 ноября состоялась его интронизация. 1918 — Власть: Идут аресты, расстрелы священников. Сорок священников заживо закопаны на Смоленском кладбище в Петрограде. Расстрелы крестного хода в Шацке и Туле. 25 января убит митрополит Владимир Киевский. Принят закон об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Церковные общества лишились права собственности и права юридического лица. Патриарх: Обращается с воззванием: «Ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполнили свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. Опомнитесь, безумцы ...
Приходская газета № 122 ноябрь-декабрь 2012
1 ноября 2012 г.
А. С. Хомяков Об общественном воспитании в России(печатается в сокращении) Реформа среднего и высшего образования в России вызывает немало споров. Будут ли эти перемены во зло или во благо? Нужно ли следовать западным моделям или лучше искать свои, национальные формы, которые должны соответствовать отечественным традициям? Предлагаем вниманию читателей статью русского философа, богослова, поэта Алексея Степановича Хомякова (1804-1860), одного из основателей славянофильства, члена Петербургской Академии наук, чьи размышления о воспитании и системе образования в России не потеряли своей актуальности и в наше время.
Воспитание в умственном и духовном смысле начинается так же рано, как и физическое. Душевный склад ребенка, который привык сопровождать своих родителей в церковь по праздникам и по воскресеньям, а иногда и в будни, будет значительно разниться от душевного склада ребенка, которого родители не знают других ...
Приходская газета № 122 ноябрь-декабрь 2012
1 ноября 2012 г.
Д. С. Лихачев. «Экология культуры»(«Памятники Отечества». — 1980. — No 2)
Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна. Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной ...
Приходская газета № 122 ноябрь-декабрь 2012
1 ноября 2012 г.
Поиск, обретение и связывание смысловО связи поколений, преемстве традиций и творческой педагогике. Доклад прот. Димитрия Кувырталова на педагогическом семинаре, Троицк, 21.09.2012г.)
Бывший министр образования А. Фурсенко как-то пожелал нашим детям 1 сентября не просто успехов, а «успешности»: «Желаю вам стать успешными!» Простите за комментарий, но это все равно что пожелать вам выиграть в рулетку... Таким образом педагогическая деятельность лишается всякого смысла, оснований и перспективы. Поэтому и поговорим о смыслах. Педагог — как иконописец. Он пытается образовать, или выявить образ в человеке. По своему ли образу и подобию, или какому еще?.. Это другой вопрос, но именно творческое «нащупывание» личностного потенциала ученика и есть основное усилие педагога. Иконописцы бывают ремесленниками (и даже хорошими ремесленниками), а бывают — боговидцами. И именно их дело становится в иконописи каноном, т. е. правилом, на которое равняются все иконописцы-ремесленники. И в педагогике есть свои яркие личности, которые явили идеал и образец служения и творчества. В современном мире происходят лавинообразные изменения всего жизненного спектра: и политики, и экономики, и нравственности. Для церковного, верующего человека эти изменения имеют, безусловно, признаки апостасии. А для педагога, церковного или нет, теиста или атеиста, это все равно поле деятельности, его поприще, место приложения творческих усилий, его сеяние и его жатва... |