Статьи, проповеди → Священник Лев Аршакян. "Слепоглухие инвалиды как члены церковной общины"
1 марта 2013 г.
Священник Лев Аршакян. "Слепоглухие инвалиды как члены церковной общины"
(Из доклада на Рождественских чтениях в Марфо-Мариинской обители 25.01.2013 г.)
<...> Помощь ближним, по учению Христа Спасителя, должна оказываться исчерпывающая, по примеру милосердного самарянина, который помог попавшему в беду человеку. Он сделал все, что мог, для облегчения его страданий. Приступив, обвязал его раны, возливая масло и вино, привез в гостиницу, служил ему — эта помощь спасла жизнь израненному. Но милосердный самарянин, не ограничиваясь тем, что сделал для него в порыве великодушия, хотел довести дело до конца: утром, уходя, он дал два сребреника хозяину гостиницы и сказал ему: «Если потратишь больше, я, когда возвращусь, верну тебе». Человечество, государство проходят мимо попавших в беду слепоглухих. Их не так много, да и слишком труднодоступна, неудобозрима и потаенна слепоглухота. Возможно, я ошибаюсь, и тогда уважаемые специалисты пусть поправят меня в этом случае. Практически все виды инвалидности изучены и узаконены. Разработаны нормативы помощи, ведутся работы в области науки как теоретической, так и прикладной. Государство обеспечивает инвалидов лекарственными и техническими средствами помощи. Т. е. работа ведется более-менее полная, и это замечательно. А что же слепоглухие? В законодательстве РФ такой категории инвалидности как «слепоглухота» вообще не существует! <...> Им помогают или как глухим, или как слепым. А ведь слепота, наложенная на глухоту (или наоборот), на много порядков усугубляет тяжесть инвалидности, делает ее практически метафизической, запредельной. <...> Cлепоглухих можно и нужно приводить к вере и укреплять в ней, помогать познавать Богом сотворенный мир, помогать получать образование, создавать семьи, трудоустраиваться, вести нормальную полноценную христианскую жизнь. Но надо отдавать себе отчет: помощь слепоглухим — служение непростое, требующее огромного смирения, жертвенности, терпения, рассудительности, мужества, т. е. реализации и напряжения практически всех христианских добродетелей. Особенно сложен мир слепоглухих «жестовиков», то есть тех, кто общается языком жестов и живет в своем внутреннем мире, со своими представлениями, критериями, оценками, отличными от мира зрячеслышащих людей. Часто твое доброе намерение или дело могут быть восприняты негативно, и вместо благодарности ты получишь выплеск раздражения, упреков, т. к. был неправильно понят, и понадобится много терпения и любви, чтобы выяснить, как оценил тот или иной твой поступок слепоглухой и что стоит за такой реакцией. А это непросто, т. к. часто даже сами слепоглухие «жестовики» неверно понимают друг друга, хотя живут в одном пространстве. Очень часто слепоглухие становятся жертвами мошенников и различных сект, лишающих их жилья и даже жизни. <...> Наша социальная защита — это Церковь, это Матерь Божия, это молитва. И верующий христианин должен быть тем самым милосердным самарянином, который не пройдет мимо нуждающегося в помощи слепоглухого человека. Церковные общины — вот, наверное, основной резерв, способный деятельно помочь слепоглухим братьям и сестрам. <...>
Община должна знать особенности их поведения: иногда они ведут себя с точки зрения зрячеслышащих «неблагоговейно», «по-хамски», и т. д. В Сарапуле в храме был случай, когда одна прихожанка палкой ударила слепоглухого за то, что он не вовремя и не там, где надо, прошел, чтобы зажечь свечку. Правда, батюшка сделал серьезное замечание этой прихожанке. Иногда слепоглухие жестовики могут голосом исповедываться, говорить вслух громко и при этом несуразно, и это тоже может вызвать раздражение у наших «смиренных» прихожан. Таким образом, община должна покрывать любовью все кажущиеся несуразности, «неблагоговейное» поведение, громкие возгласы, жестикуляцию и т. д. Желательно организовать для слепоглухих специальное место в храме, где бы висели рельефные иконы и были установлены песочные подсвечники, т. к. в обычных подсвечниках им трудно попадать в маленькие отверстия, а свечки ставить они любят. <...> Важно организовывать паломнические поездки. В прошлом году мы съездили с большой группой слепоглухих в Иерусалим. Это была незабываемая поездка, оставившая самые теплые и глубокие впечатления не только у слепоглухих, но и у зрячеслышащих людей, которые помогали им. <...> Совсем немного приходов и организаций, где занимаются проблемами слепоглухих людей: это отец Андрей в Симоновом монастыре, отец Мелитон в Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих детей. Работают организация «Ушер-форум», межрегиональная общественная организация «Эльвира», которую возглавляет С. А. Сироткин и где по мере сил служу и я в качестве исполнительного директора. Мы ведем работу по преобразованию «Эльвиры» во всероссийскую организацию, по созданию Фонда помощи слепоглухим и попытаемся открыть духовно-просветительский реабилитационный центр для слепоглухих при храме Казанской иконы Божией Матери, что расположен в селе Пучково под Троицком. Ведутся работы по созданию общегосударственного Центра помощи слепоглухим. Мы будем следить за работой в этой области и желаем успехов. <...> Комментарии [0] |