Статьи, проповеди  →  Средневековые свидетельства о схождении Благодатного Огня
1 мая 2011 г.

Средневековые свидетельства о схождении Благодатного Огня

В V-VII веках в Иерусалимской Церкви, согласно армянскому переводу иерусалимского Лекционария, пасхальное бдение (то есть вечерня и литургия Великой субботы) начиналось с древнего обряда возжжения вечернего света. Начиная с IX века источники сообщают уже не просто о благословении вечернего светильника, но о чуде схождения во время вечерни и литургии Великой субботы в храме Воскресения Христова Благодатного Огня, что ежегодно происходит и в настоящее время.

Самое раннее из дошедших до нас описаний оставил латинский, по-видимому, паломник Бернард Монах. В 867 году, будучи очевидцем, он записал в своем «Итинерарии»: «В Великую Субботу, накануне Пасхи, на утреннем церковном служении во храме Гроба Господня, по пропетии: «Кирие, элейсон» (Господи, помилуй!) — Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передает этот Огонь епископу и, наконец, всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своем доме. Нынешнего Патриарха зовут Феодосием (863—879); он призван на это место за свое благочестие».

Митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа пишет в начале X века в послании к эмиру Дамасскому: «Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают: «Господи, помилуй». Тогда внезапно является молния и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь».

Никита, клирик византийского императора Константина VII Багрянородного, пишет ему в 947 году: «Премудрый же архиепископ со своим клиром и с Агарянами спешил к Святому Гробу Господню и, заглянув туда, как только узнал, что сияние Божественного Света еще туда не появилось, вместе с погаными Агарянами запер Божественный Гроб и, высоко воздев на восток Моисеевские руки свои, непрерывно с христоименным народом молился Богу всяческих. А около шестого часа дня, воззрев на Божественный Гроб Спасителя, видит Божественное светоявление: ибо чрез (придел) ангела ему доступен вход в дверь».

В начале XII века игумен Даниил, впервые описавший Благодатный Огонь на русском языке, так говорит о самом моменте схождения: «И когда минул девятый час и начали петь проходную песнь «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Cвятом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого».

Существуют и другие источники, говорящие о чудесном схождении Огня в древности — сообщение арабского историка Масуди (X век), «История» Радульфа (en: Rodulfus Glaber) (1048), «Иерусалимская история: Деяния франков» Фульхерия Шартрского (1101) и др. Характерной особенностью средневековых описаний является то, что зажигаются лампады, висящие над Гробом (или стоящие на Гробе), но в самом Гробе в этот момент никого нет: патриарх и народ находятся снаружи, иногда даже вне храма.

В V-VII веках в Иерусалимской Церкви, согласно армянскому переводу иерусалимского Лекционария, пасхальное бдение (то есть вечерня и литургия Великой субботы) начиналось с древнего обряда возжжения вечернего света. Начиная с IX века источники сообщают уже не просто о благословении вечернего светильника, но о чуде схождения во время вечерни и литургии Великой субботы в храме Воскресения Христова Благодатного Огня, что ежегодно происходит и в настоящее время.

Самое раннее из дошедших до нас описаний оставил латинский, по-видимому, паломник Бернард Монах. В 867 году, будучи очевидцем, он записал в своем «Итинерарии»: «В Великую Субботу, накануне Пасхи, на утреннем церковном служении во храме Гроба Господня, по пропетии: «Кирие, элейсон» (Господи, помилуй!) — Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передает этот Огонь епископу и, наконец, всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своем доме. Нынешнего Патриарха зовут Феодосием (863—879); он призван на это место за свое благочестие».

Митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа пишет в начале X века в послании к эмиру Дамасскому: «Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают: «Господи, помилуй». Тогда внезапно является молния и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь».

Никита, клирик византийского императора Константина VII Багрянородного, пишет ему в 947 году: «Премудрый же архиепископ со своим клиром и с Агарянами спешил к Святому Гробу Господню и, заглянув туда, как только узнал, что сияние Божественного Света еще туда не появилось, вместе с погаными Агарянами запер Божественный Гроб и, высоко воздев на восток Моисеевские руки свои, непрерывно с христоименным народом молился Богу всяческих. А около шестого часа дня, воззрев на Божественный Гроб Спасителя, видит Божественное светоявление: ибо чрез (придел) ангела ему доступен вход в дверь».

В начале XII века игумен Даниил, впервые описавший Благодатный Огонь на русском языке, так говорит о самом моменте схождения: «И когда минул девятый час и начали петь проходную песнь «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Cвятом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого».

Существуют и другие источники, говорящие о чудесном схождении Огня в древности — сообщение арабского историка Масуди (X век), «История» Радульфа (en: Rodulfus Glaber) (1048), «Иерусалимская история: Деяния франков» Фульхерия Шартрского (1101) и др. Характерной особенностью средневековых описаний является то, что зажигаются лампады, висящие над Гробом (или стоящие на Гробе), но в самом Гробе в этот момент никого нет: патриарх и народ находятся снаружи, иногда даже вне храма.


Комментарии [0]