Статьи, проповеди  →  «Спешите делать добро». Об общинах сестер милосердия
1 июня 2001 г.

«Спешите делать добро». Об общинах сестер милосердия

За день до того, как Христос был распят на Кресте, во время пасхальной вечери, Он встал, препоясался полотенцем, налил воды в умывальницу и Сам омыл ноги всем Своим ученикам. И сказал:

«Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:12-15).

Икона «Господь умывает ноги ученикам», напоминающая завет Христа служить ближним со смирением и любовью, стала эмблемой Свято-Димитриевского сестричества.

«Нет больше той любви, как

если кто положит душу свою

за друзей своих» (Ин.15,13)

В Российской истории XIX век ознаменован зарождением и становлением общин сестер милосердия. У истоков этого явления стояли  русские врачи Федор Петрович Гааз и Николай Иванович Пирогов, представительницы старинных дворянских родов Бакунина, Стахович, Будберг, Бибикова, Карцева, Прживальская, Щедрина. Мещерская, Пожидаева, Романовская и др. В годы Первой мировой войны сестрами милосердия были Российская императрица Александра Федоровна и две ее дочери Ольга и Татьяна. Вместе с ними посещал военные госпитали царевич Алексей. А сколько имен остались неизвестными для истории...

Первые попытки создать подобного рода благотворительную организацию относятся к 1803 г., когда при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы были основаны Вдовьи дома с отделениями сердобольных вдов, которые для ухода за больными командировались по очереди в больницы и частные дома. Затем вдовы всех званий и сословий стали объединяться в общины, которые являлись своеобразными монастырями в миру.

Первыми общинами сестер милосердия были основанная в 1844  г. Свято-Троицкая в Санкт-Петербурге, и Никольская, возникшая в 1848 г. в Москве во время эпидемии холеры.

В общину могли вступить незамужние женщины и вдовы, обязательно грамотные, от 18—20 до 40 лет. В функции сестер входили дежурства на квартирах и в больнице, прием больных, приходивших в общину. При общинах были богадельни для престарелых сестер, сиротские приюты.

Сестры милосердия принимали участие в Крымской, Русско-Турецкой, Русско-Японской и Первой мировой войнах. В Крымскую войну возникла Крестовоздвиженская община сестер милосердия, организованная специально для помощи раненым и больным воинам. Вот как их описывает современник, провожавший сестер на вокзале перед их отправлением в Севастополь: “На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и – самое главное и самое заметное – наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах.

В этой глубоко обдуманной униформе была и торжественность, и отрешенность от светской жизни, которую вело до того большинство сестер и даже, пожалуй, обреченность”. (Ношение креста поверх одежды показывает, что деятельность человека в миру совершается под знамением Креста и является служением Христу.)

Не хватало врачей и госпитальных служителей, не было многих самых необходимых медикаментов. Госпитальное начальство, служители и даже иногда врачи не только не принимали меры к облегчению участи страдающих воинов, но, наоборот, на несчастии их строили свое благополучие, извлекали доход из всякого пустяка за счет раненых.

Они (сестры) перевернули госпиталь, по выражению Пирогова, “вверх дном”, ввели порядок и чистоту; “они заботятся и о пище, и о питье, раздают чай и вино, чего нельзя было поручить служителям. Наблюдают за служителями, и за смотрителями, и даже за врачами. Они ободряют страдальцев своим теплым участием и ласковым обращением, утешают, пишут письма их родным, извещают последних и о смерти воинов, заботятся о их христианском погребении... Их самоотвержению можно только удивляться”.

Жить сестрам приходилось среди больных же и в условиях их жизни, и потому они все решительно переболели; многие и умерли на своем посту от тифа, холеры и др. болезней. Сестры работали под градом пуль и разрывающихся смертоносных бомб и своим мужеством удивляли врачей и даже самих воинов.

Кроме физических страданий – страшного переутомления, невозможности своевременно есть, пить и отдыхать,– сестры должны были вынести и ужасные нравственные муки. Страшные стоны, слезные мольбы, ужасные калечения, кровь и кровь без конца, постоянное умирание молодых жизней …

Для подготовки женского мед. персонала организовывались курсы, где можно было изучать азы анатомии, физиологии, фармакологии, рецептуры, гигиены, научиться накладывать повязки, ассистировать при операциях.

Во время войн сестры обслуживали не только госпитали, но и лазареты (этапные и подвижные), передовые отряды, санитарные транспорты, санитарные поезда, питательные и перевязочные пункты, дезинфекционные камеры, полевые склады и др.

Постепенно число общин росло. Красный Крест, учрежденный в 1879 г. под покровительством овдовевшей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II, объединил уже 115 общин.

При некоторых общинах создавали школы фельдшериц. К концу 70-х годов XIX в. в России существовало 12 женских школ и курсов. В 1887 г. в Петербурге был открыт первый в России женский мед. институт.

Великие люди велики и в малом. Самоотверженных сестер, подвижниц любви, можно было встретить не только на театре военных действий, где всегда наблюдается необычайный подъем духа и патриотизма, но и в обыкновенной жизни. Они работали и жили в лепрозориях для прокаженных, облегчая их страдания и улучшая условия их жизни. На Сахалине можно было встретить сестер, основывающих дома трудолюбия для каторжников. Они работали с душевнобольными в психиатрических отделениях больниц (самое труднейшее из дел милосердия). Ухаживали за детьми, не допускающими к себе врачей, не желающими принимать лекарства, лежать смирно и, заручаясь их любовью и доверием, заставляли их проделывать все, что нужно для лечения. Ухаживали за больными туберкулезом, чахоткой, раком. (Это были отделения самые опасные в смысле заражения и самые трудные и “грязные” в смысле ухода). Например, больные с туберкулезом кишок требовали частых промываний и в это время забрызгивали испражнениями с головы до ног. Сестрам приходилось мыть полы, окна, двери в палатах, расставлять и стелить кровати. Вся жизнь сестер проходила в нескончаемых заботах и труде. Это было подвижничество во имя Христово.

К началу XX в. общинная структура изжила себя и выродилась, так как религиозные начала, цементировавшие общину как духовный организм, были выхолощены и подменены идеями гуманитарными. Красный Крест и военное ведомство, не относящиеся к церковным учреждениям, предъявляли общинам единственное требование: готовить профессиональных и дисциплинированных медицинских сестер. Уход за больными становится особой профессией, оторванной от религиозной основы, без которой все рушится.

Образование Марфо-Мариинской обители (в феврале 1909 г.) – это итог краткого периода существования в России общин сестер милосердия, плод, созревший в период их упадка. И появление такой личности, как великая княгиня Елизавета Федоровна, воплотившей в себе лучшие черты и добродетели безвестных тружениц, тоже не случайно. Можно сказать, что великая княгиня – собирательный образ, созданный сестрами предшествующего времени, поскольку было бы исторически несправедливым, если бы общины сестер не породили своей святой.

В сентябре 1917 г. Временным правительством были закрыты все общественные организации. Из всех общин только Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1928 г.

* * *

После октябрьских событий 1917 г. большевики реорганизовали Российское общество Красного Креста в Советский Красный Крест, который с первых дней гражданской войны развернул большую работу по организации медицинской помощи солдатам Красной Армии. Были учреждены краткосрочные курсы красных сестер «в целях создания близких по убеждению и духу Красной Армии сестер милосердия, которые могли бы заменить больному и раненому красногвардейцу прежних сестер милосердия, облегчая его страдания, и в то же время политически просвещать его в духе коммунистического строительства жизни» (из Положения о курсах красных сестер, 1919 г.).

* * *

Подвиги первых сестер послужили примером для многих христианок, и в настоящее время в России стали возрождаться общины и училища сестер милосердия.

В конце 1990 г. Русской Православной Церкви был возвращен храм Благоверного Царевича Димитрия при 1-ой городской клинической больнице. Первый в современной России храм при больнице сделался своеобразным центром, куда стали стекаться верующие люди, имеющие какое-либо отношение к медицине: православные врачи, мед. сестры и просто желающие потрудиться помогая больным и страждущим.

28 мая 1991 г. в день 400-летия со дня убиения св. блгв. цар. Димитрия был совершен молебен у раки с его мощами в Архангельском соборе Кремля. И в тот же день Святейший Патриарх Алексий II дал благословение на образование Свято-Димитриевского сестричества.

В настоящее время в сестричестве вместе с испытуемыми около 70 чел. Свято-Димитриевское Сестричество – не монашеская община. Многие из сестер замужем, есть среди них и многодетные. При сестричестве существует общежитие для незамужних сестер.

По традиции сестры милосердия не только ухаживают за больными, но и занимаются воспитанием детей, которые учатся в воскресной школе, и опекают сирот (детдом №  7, семейный детский дом на 12 девочек). Есть сестры, ведущие катехизаторскую работу среди больных, помогают священникам при совершении треб. 10 ноября 2000 г. Святейший Патриарх освятил еще один детдом (Свято-Димитриевский – для девочек).

При сестричестве существует патронажная служба для ухода за больными на дому. Помощь оказывается за умеренную плату (не по коммерческим расценкам) или бесплатно. Работа патронажной сестры требует большого смирения, доброты, любви.

Еженедельно по четвергам сестры посещают детей в центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, раз в месяц для них служится молебен и совершается исповедь.

Сестричество ведет и свою издательскую деятельность.

Вся вышеуказанная работа в настоящее время координируется с одной стороны старшей сестрой общины (Филиппова Т. П.), директором училища (Флинт А. В.), директором приюта (Доколин А. Ю.) и, с другой стороны, настоятелем Храма св. блгв. цар. Димитрия прот. Аркадием Шатовым.

Вот уже десять лет при Сестричестве существует замечательное училище сестер милосердия в которое хотят поступить многие православные девушки. “Я, затаив дыхание, вхожу в небольшой чистенький и светлый больничный храм. Служба давно закончилась, в храме – тишина. Теплятся у икон лампадки и потрескивают догорающие свечи. Неужели здесь сбудется моя мечта?! Здесь я буду служить Богу и людям, насколько хватит сил. У меня замирает сердце, когда мимо проходят девушки в белых фартуках и в косынках с красным крестом. Их лица светятся любовью и верой, и кажется, что они олицетворяют само Милосердие. Неужели и я буду среди них?!” (из сочинения выпускницы училища).

Это первое в современной России православное медучилище, учредителями которого являются Правительство Москвы и Свято-Димитриевское Сестричество. Святейший Патриарх, является Почетным Председателем Попечительского Совета сестричества и училища. Его Святейшество, невзирая на свою безмерную занятость, регулярно посещает сестер милосердия: «Здесь, в училище, делается великое дело – возрождается опыт христианского милосердия, опыт, который был утрачен в течение 70 советских лет. Если мы хотим духовного и нравственного возрозрождения страны, этот опыт нужно распостранять» (слово в день освящения храма иконы Божией Матери “Скоропослушница”, 22 ноября 1996 г.).

Основной задачей училища является подготовка квалифицированных специалистов из числа православных христианок.

«– Так почему вы выбрали именно наше училище?

– Оно – православное. А так хочется быть в своей среде…» (из диалога с директором училища).

Учащиеся обучаются новейшим методам ухода, отрабатывают мед. манипуляции на муляжах, учатся работать на персональных компьютерах. Классы оснащены современным оборудованием.

В училище заботятся о здоровье сестер. Здесь организовано регулярное питание и за трапезой собираются все сестры и студентки.

Специфика учебного процесса состоит в соединении сугубо профессиональных дисциплин с изучением ряда религиозных предметов, объединенных в курсе “Духовные основы милосердия” (Писания Нового и Ветхого Завета, Катехизис, Богослужебный Устав, История Церкви и т.д.).

«Так необходимы, батюшка, ваши уроки по Духовным основам милосердия не только для будущей работы в больнице, но и для жизни вообще. Ведь за годы учебы в училище так много изменилось в моей жизни, если не сказать все, все мировоззрение» (из сочинения).

Студентки принимают самое деятельное участие в жизни Сестричества, несут послушания: в больнице, трапезной, на кухне, ведут катехизаторскую работу среди больных, помогают священникам при совершении треб в больнице, ведь многие люди только в стенах больницы начинают задумываться о смысле страданий, о неизбежности смерти. Многие хотят принять крещение или исповедаться и причаститься.

«Послушания в больнице оставляют неизгладимые воспоминания о смерти, страданиях. Ты понимаешь, что жизнь временна, что в любой момент может наступить смерть. Ты стараешься ценить каждую минуту жизни, за которую ты будешь отвечать на Страшном Суде… Отработав в больнице одно, два, три дежурства ты как-то меняешься внутренне… лучше понимаешь чужую боль, чужое горе…» (из сочинения).

Силами сестричества и училища в некоторых отделениях 1-й Градской больницы частично укомплектован штат младшего и среднего персонала. 30 сестер сестричества работают в штате больницы.

Из дневниковых записей и сочинений:

«Я многому здесь научилась, но особенно мне запало в душу то, как трудятся сестры в больнице. Такого самоотвержения и любви я не видела нигде, и это, конечно, учит больше, чем все прослушанные циклы по сестринскому делу».

«Мне и вспомнить боязно, что могла спать 3-4 часа в сутки, никогда не опаздывать на 1-ю пару, успешно писать все контрольные, за каждую смену в больнице – бесконечные метры вымытых полов, тяжелый физический труд и нервное напряжение…».

Студентки осваивают практические основы милосердия: занимаются с детьми, престарелыми, поздравляют больных и сотрудников больницы на Рождество и Пасху. Вот как описывает сестра поздравление больных отделения травмы с Рождеством: «С праздничными песнопениями, иконами и хоругвями, взяв короба с маленькими подарками для каждого обитателя больницы, мы отправились поздравлять с Рождеством огромную 1-ю Градскую больницу… наша группа обходила с поздравлениями отделения травмы. Здесь лежат битые, израненные бродяги, брошенные старики, … много людей, пострадавших от чьей-либо жестокости.

Когда в коридорах зазвучали песнопения и появились священник и сестры, из палат нам навстречу стали выходить люди. Они были удивлены и растроганы. А те, кто не мог подняться, протягивали немощные руки за угощением и невнятно благодарили.

…Важно было никого не пропустить, не обойти вниманием и добрым словом – ни бабушку, которая давно срослась с кроватью … ни побитого, опухшего алкоголика, ни сестру, ни врача, ни гардеробщика, которые знают, что из больничного храма всегда приходят поздравить с Рождеством и Пасхой».

Очень трогательно в училище проходят праздники, дни рождения, именины, свадьбы. В октябре 2000г. состоялась встреча выпускников училища, она была посвящена 10-летию начала занятий с сестрами милосердия. Сначала молились о всех выпускницах (а их около 400 чел.), потом была праздничная трапеза, концерт симфонической музыки; фотографировались все вместе; и, конечно же, памятные подарки.

При приеме в училище абитуриенты обязаны потрудиться в больнице под присмотром сестер-наставниц для определения профессиональной пригодности. Абитуриенты выполняют санитарскую работу: моют полы, раковины и унитазы, меняют белье у лежачих больных и кормят их.

Из сочинений абитуриентов:

«Мне понравилось работать в женской неврологии, потому что там разрешали мыть бабушек. Практически все давали делать нам самим».

«После приемного отделения и женской неврологии я поняла, какой тяжелый крест несут сестры милосердия».

У поступающих не должно остаться никаких иллюзий относительно больничной действительности: малая зарплата, вредные пациенты, часто алкоголики, бомжи или беспомощные старики, циничная духовная атмосфера, черная работа, связанная с перестиланием больных или удалением гноя, тяжелые физические нагрузки.

«Я поняла, что помощь больным – это не порхание по больнице в белоснежном халате, а грязная, трудная работа, но она нужна, очень нужна».

Студентки обязаны носить форму установленного образца (платье, передник и косынка). Внешние требования легко можно свести к чисто фарисейскому формализму. Однако, при наличии здорового духовного руководства, они призваны способствовать внутренней дисциплине, необходимой в духовной жизни.

Окончившие Свято-Димитриевское училище получают диплом медицинской сестры государственного образца. Обучение бесплатное.

* * *

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия …А что о нем говорят выпускницы? Отрывки из их сочинений не требуют комментариев:

«Это просто милость Божия, что есть такое училище … Слава Богу за то, что Он позволяет нам служить Ему в лице наших ближних».

«Училище сестер милосердия – моя мечта, моя жизнь, мое пристанище. Здесь я обрела истинную веру, любовь, сострадание к ближним, надежду на милость Божию и воскресение…»

«А нравится мне здесь все: студенты, которые знают, зачем они сюда пришли, своим трудом и заботой облегчая страдания болящих; коллектив преподавателей, отдающих свои знания и любовь студентам».

«Я увидела не наружную, обрядовую сторону Православия, а истинное служение Богу и людям…»

* * *

Аналогичное сестричество во имя св. прав. Елизаветы было создано в июле 1991 г. при другом московском храме - Митрофания Воронежского. Его духовником является протоиерей Димитрий Смирнов, а главной сестрой – Т. В. Платонова. В общине около 70 сестер. Большинство из них трудится в I-м неврологическом отделении Московской городской больницы № 50. Многие работают на патронажной службе, а несколько занимаются катехизаторской деятельностью в Центральной областной психиатрической больнице. При больнице устроен храм, в котором поет сестринский хор.

Община имеет богадельню на несколько человек, издательский отдел, подготавливающий к печати книги религиозно-просветительского содержания. В общине ведется работа по подбору архивных материалов о великой княгине Елизавете Федоровне и последних членах Императорской фамилии, трудившихся в госпиталях во время Первой мировой войны.

В Санкт-Петербурге при братстве св. Анастасии Узорешительницы в 1992 г. была учреждена Покровская община сестер милосердия.

25 января 1997 г. считается днем рождения сестричества во имя св. вмц. Татианы (из прихожан храма св. вмч. Пантелеимона, духовник – иерей Сергий Филимонов) при Центральной медико-санитарной части № 122. Позже здесь были открыты курсы для подготовки младшего мед. персонала.

При Санкт-Петербургском Хосписе № 1 Приморского района в 1994 г. возникла община сестер и братьев милосердия во имя св. прмц. Елизаветы (духовник – иерей Георгий Артемьев) для обслуживания онкологических больных в последней стадии заболевания. При общине организована социальная станция “Остров-3” для трудных подростков. Здесь проходит мед. осмотр и постепенная реабилитация больных.

К сожалению, на данный момент не существует полной статистики по современным сестричествам, которые возрождаются в современной России.

В Новокузнецке Кемеровской епархии существует сестричество св. прмц. Елизаветы и ин. Варвары (врач-священник Алексий Шульгин, главная сестра Н. В. Ревтова). Члены общины занимаются миссионерско-просветительским служением, издательской и благотворительной деятельностью, работой в детских и исправительно-трудовых учреждениях. При сестричестве созданы курсы по подготовке младших сестер милосердия на базе мед. училища.

Существуют также общины во имя св. прмц. Елизаветы в Новосибирске (директор Н. А . Малкина), в Гурьевском районе Калининградского региона, Марфо-Мариинская община во Владивостоке.

Хочется верить, что общин сестер милосердия будет больше, что они восстановят утраченную традицию ухода за больными, что найдутся люди, реально осознающие свое служение.

«Из жизни мира никогда нельзя вычеркнуть такое великое, яркое историческое явление, как самоотверженная любовь. Светит еще свет Господень в душах человеческих, и тьме его не объять, никогда. Еще избранники Божии идут путем Господним, путем самоотвержения в пользу ближних, самоотверженной деятельной любви во имя только Христа, расточая любовь свою и достойным и недостойным» (священномученик Сергий Мохаев).

----------------------------------------------------

1. А. В. Постернак «Очерки по истории общин сестер милосердия», Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, Москва, 2001 г.

2. Приходской журнал «Сестры и братья» № 5, январь 1996 г.

3. «Сестры милосердия», священномученик Сергий Мохаев, издат. ПСТБИ, Москва, 2000 г.

4. В.П. Романюк и др. «История сестринского дела в России».

 

P.S. Когда этот материал был уже сверстан, почти случайно нам попал в руки листок, содержащий следующую информацию:

19 августа 1999 г. по благословению архиеп. Ивановского и Кинешемского Амвросия, в 1-ой городской клинической больнице г. Иваново был создан храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Целительница». Настоятелем больничного храма иереем Олегом Косовым организовывается движение сестер милосердия, и первыми, кто откликнулся на зов, стали дети, которым и самим не хватает людского участия – девочки 12-16 лет из детского дома №1 г. Иваново. В их добрых руках больные находят заботу о себе, от их детских сердец, излучающих любовь и сострадание, получают облегчение многие безнадежно больные. Девочки по мере сил ухаживают за недугующими, помогают медсестрам и нянечкам.

Для них служение ближнему – наилучшая школа жизни. Благодаря участию в движении многие из девочек, выйдя за пределы детского дома, уже сейчас избрали путь жизни – путь спасительный – служение Богу и людям. «Мы хотим стать врачами, чтобы нести облегчение нуждающимся. Мы хотим стать медицинскими сестрами, чтобы помогать немощным и престарелым людям. И через служение людям прославить Самого Господа Бога».

Анна Свешникова


Комментарии [0]

Ваш комментарий:
Имя:
Сайт: (не обязательно)
Адрес электронной почты: (не обязательно)
Введите код: captcha