Статьи, проповеди  →  Объясняем богослужение Праздники Цветной Триоди
8 июня 2013 г.

Объясняем богослужение Праздники Цветной Триоди

На Пасхальной (Светлой) седмице

В богослужебном отношении Пасхальная седмица есть как бы один большой праздничный день. Всю Светлую седмицу Царские врата остаются открытыми, в ознаменование того, что Господь Своим Воскресением отверз двери Рая.

Фомина Неделя

(Фомино воскресенье, Антипасха)

Светлая седмица заканчивается восьмым днем — Неделей (воскресеньем) об апостоле Фоме, именуемой также Антипасхой (греч. — «вместо Пасхи»). Это — древняя, до VIII в., Пасхальная служба. Нынешняя составлена прп. Иоанном Дамаскиным.

В этот день Господь явился святым апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения.

В понедельник или вторник после Фомина воскресенья — день пасхального поминовения усопших, известный под названием Радоницы. В Триоди нет службы этому дню, просто после вечерни понедельника по Уставу впервые после Лазаревой субботы совершается полная панихида. В нее, по обычаю, включаются пасхальные песнопения. Поминовение усопших совершается в этот день и на кладбищах («пасхальные лити́ечки»), куда верующие вместе с молитвой приносят своим почившим сродникам и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова». Всю седмицу поется тропарь Фоминой недели на 7 глас: «Запеча́тану гробу / Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, / и две́рем заключе́нным, / учеником предстал еси, / всех Воскресение, / дух правый те́ми обновляя нам, / по велицей Твоей милости!»

Третья Неделя по Пасхе, свв. жен-мироносиц

В эту Неделю Пятидесятницы Церковь воспоминает жен-мироносиц и тайных учеников Христовых — праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, которые явились свидетелями смерти и Воскресения Господа. Особенно трогательно описываются в богослужении этой Недели святой подвиг, преданность и любовь к Своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц. «Почто мира с милостивыми слезами, о учени́цы, растворяете?» («Почему вы смешиваете миро со слезами жалости?») — так, по изображению церковной песни, говорил святым женам-мироносицам Ангел Господень, когда они пришли ко Гробу. Миро — драгоценная благовонная мазь, которой помазывали умерших. Миро и слезы — последний дар их любви и благоговения к Небесному Учителю.

Евангелие, читаемое на Литургии этой Недели, повествует о погребении Господа, Его воскресении и явлении женам-мироносицам.

Четвертая Неделя по Пасхе, о расслабленном

В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного, пребывавшего в недуге тридцать восемь лет (Ин. 5,1-14). Это чудо Иисус Христос совершил во второй год Своей проповеди во время иудейской Пятидесятницы.

В дни Пятидесятницы Церковь представляет нам эти Евангельские события, в которых ясно видны и Божия сила, и Божия премудрость (ср.: Апостол на Литургии — Деян. 9, 32-42). В исцелении расслабленного Церковь видит образ обновления жизни всего человечества чрез Воскресение Христово.

Вместе с воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона прославляется также святой Архистратиг Михаил как предводитель Небесного воинства. Евангелие Недели о расслабленном благовествует о том, что Ангел Господень «возмущаше воду» в купальне Силоамской. По преданию, это был сам Архангел Михаил.

В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина времени, прошедшего от Пасхи до Троицы. Преполовение соединяет два великих христианских торжества — Пасху и Сошествие Святого Духа. В этот день в Евангельском чтении и в богослужении воспоминается, как Христос Спаситель в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и о таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения. «Преполови́вшуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напо́й вода́ми, — яко всем, Спасе, возопи́л еси́: жа́ждай да грядет ко Мне и да пие́т. Исто́чниче жизни на́шея, Христе Боже, слава Тебе».

Пятая Неделя по Пасхе, о самаряныне

Воскресное богослужение пятой Недели и службы ряда следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой в первый год Евангельской проповеди, когда Господь шел из Иудеи в Галилею (Ин. 4, 5-42). В службах праздника — продолжение темы «воды живой». Господь Иисус Христос Своим благодатным словом возродил грешную душу самарянки, пришедшей за водой к колодцу Иакова. Он предложил ей новую воду — благодать Божию — приняв которую, человек сам становится источником воды, «текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Самарянка задает Христу самый главный вопрос: как истинно поклоняться Богу? Ответ Господа: поклонение Богу должно происходить в Духе и Истине.

Служба самаряныни поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник и вторник — служба попразднства Преполовения, в среду — отдание Преполовения.

Шестая Неделя по Пасхе, о слепом

В эту Неделю воспоминается, как Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди даровал зрение слепорожденному (Ин. 9, 1-41). Это чудо, подобно воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа. Служба приводит христианина к осознанию того, что каждый человек подвержен духовной слепоте и омрачил грехом свои душевные очи. «Душе́вныма очи́ма ослепле́н, к Тебе, Христе, прихожду́ , я́ коже слепы й от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме Свет Пресветлый» (кондак праздника).

Отдание праздника Пасхи совершается в среду 6-й седмицы. Одновременно начинается предпразднство Вознесения Господня, которое длится только один день.

Существует две традиции совершения службы отдания. Первая подобна службам отдания двунадесятых праздников. Но чаще всего служат по греческому Уставу, когда как бы повторяется служба Светлой седмицы: с открытыми Царскими вратами и каноном Пасхи.

Далее, в четверг 6-й седмицы, следует праздник Вознесения Господня, который продолжается до пятницы перед Святой Троицей. Неделя святых отцов I Вселенского собора После Вознесения апостолы собрались вместе в Иерусалиме, молясь и ожидая обещанного Христом сошествия Святого Духа. Этот праздник подчеркивает соборную природу Церкви. День Святой Троицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апостолов Этот день считается днем рождения Церкви, так как с этого момента апостолы, будучи просвещены Духом Святым, получили силу и возможность нести весть о Воскресении Христовом и Его учение по всему миру.

Неделя Всех святых

Святые — плод, который принесла Церковь. «Дивен Бог во святых Своих...» (Пс. 67, 35). Не зря апостолы потрудились в проповеди: многие люди откликнулись и, благодаря Распятию и Воскресению Христа, реально достигли заповеданного Господом совершенства. В открытые райские врата продолжают входить новые поколения христиан.


Комментарии [0]