Статьи, проповеди  →  Равноапостольный Косма Этолийский
17 апреля 2014 г.

Равноапостольный Косма Этолийский

Sv.Kozma Etolski.jpg Равноапостольный Косма Этолийский (1714-1779) — народный святой, пламенный проповедник, учивший «словом и примером» и увенчавший свое служение мученическим венцом. Сегодня поучения Космы Этолийского не менее актуальны, чем 200 лет назад. «Слова» Космы Этолийского издавались многомилионными тиражами в Греции и во многих других странах.

Св. Косма родился и вырос в крошечной греческой деревне, в трудное время, когда Греция страдала под игом Османской империи. На территории Греции осталось немного островков Православия, поэтому святой Косма, ощутив призвание стать монахом, отправился на Святую Гору Афон. Там сохранились нетронутыми традиции греческого Православия, там, в Афонских монастырях, постоянно подвергавшихся нападениям пиратов, хранились православные святыни, книги, предания. 17 лет Косма Этолийский провел на Афоне и остался святогорцем на всю свою жизнь. Закончил Афонскую академию в монастыре Ватопед.

Господь наделяет своих подвижников многими дарами. Косма Этолийский получил дар слова, в его сердце Господь зажег негасимое пламя миссионера и проповедника. Св. Косма прошел с проповедью Православия всю Грецию, Восточную Европу и Балканы. Его проповедь была простой и понятной, он умел находить слова, интонации, которые направляли в храм целые города.

«Отец современной Греции», «величайший грек со времен падения Константинополя». Так называют равноапостольного Косму Этолийского современные греческие историки и богословы.

Косма Этолийский был сторонником образования, он открыл сотни школ по всей Греции. Удивительно, что турки позволяли ему все это. Ведь в каждом месте, где он проповедовал, св. Косма брал благословение у местного епископа и у представителя турецкой администрации. И мусульмане-турки не отказывали ему! Более того, многие мусульмане проходили к нему на проповедь. А ведь за отречение от ислама в мусульманских странах человек подлежал (и подлежит) смертной казни!

И все же св. Косма принял мученический венец от рук турецкого паши. По наветам купечества, которое так часто обличал преподобный, был он схвачен, задушен и брошен в реку. Спустя три дня мощи святого были обретены. Сейчас мощи святого находятся на территории Албании в закрытом греческом монастыре.

Св. Косма Этолийский. Слова

Братья христиане, вы любите смирение или гордость? Кто любит смирение, пусть выйдет и скажет мне — и я его благословлю.

Я, святой Божий, люблю смирение.

Ты, говорящий, что любишь смирение, разденься и обойди всех людей вокруг. Не хочешь? Сделай другое — срежь половину своих усов и выходи так на рынок. И это не хочешь сделать? Стесняешься? Я говорю это не только тебе, но и всем, чтобы слышали. Не говори, что ты смирен, внутри тебя сидит свинья гордости. Видишь меня с этой бородой? И она вся наполнена гордостью. Пусть Господь выдернет ее из наших сердец! Христианину нужно два крыла, чтобы взлететь к небесам: любовь и смирение.

Когда первый чин ангельский ниспал и превратился в демонов, тогда Всеблагой Господь сотворил этот мир. И со времен сотворения мира минуло семь тысяч двести восемьдесят восемь лет. Мир этот подобен яйцу. И как желток посреди яйца, так и Земля по воле Бога пребывает на своем месте во Вселенной. И как белок окружает желток, так и воздух — Землю. И как скорлупа — яйцо, так и небо окружает Землю. Солнце, луна и звезды словно приклеены к небу, которое вращается вместе с солнцем. Земля круглая, и там, где светит солнце, сейчас день. Ночь — не что иное, как тень земли. Сейчас у нас здесь вечер, но вечер не на всей земле — где-то полночь, где-то рассвет, где-то полдень — день наступает там, куда приходит солнце. Расстояние между землей и небом от места, где мы сейчас находимся, равно расстоянию от любой другой точки земли до неба. И люди живут как с этой стороны Земли, так и с другой. Поэтому Святые отцы постановили нам накануне Пасхи Христовой красить яйца и, глядя на них, помнить, что яйцо символизирует мир, а красный цвет — Кровь Христову, пролитую Им на Кресте, освятившую весь мир.

Следует нам непрестанно радоваться, ведь Христос пролил за нас Свою Кровь и вырвал нас из рук диавольских, но в то же время надо плакать и скорбеть о наших грехах, распявших Сына Божия, Христа нашего.

Всеблагой Бог создал мир в полноте за семь дней, первый из них — Воскресение — Он предопределил для Себя, а остальные шесть подарил нам, чтобы мы трудились в эти дни ради вещей земных. В Воскресный же день следует нам прекращать работу, ходить в церковь, стоять там со благоговением, слушать Святое Евангелие и внимать другим книгам нашей Церкви — вот что заповедует нам Христос. А так же мы должны размышлять о грехах наших, о смерти, об аде и Рае, думать о душе нашей, которая дороже всего мира.

Да будем довольствоваться необходимой пищей и питием, одежонкой нужной, а остальное время будем посвящать душе нашей, постараемся сделать ее невестой Христовой. Тогда мы станем достойны того, чтобы называться людьми и земными Ангелами. Если же мы думаем о том, как бы поесть, попить, согрешить, как украсить это грязное тело, которое завтра съедят черви, а не заботимся о своей душе, которая бессмертна, мы не достойны называться людьми, но — собаками, ослами, свиньями.

Благородные братья, вы хотите быть людьми или ослами?

Людьми.

Тогда сделайте тело рабом, а душу его госпожой, и будете называться людьми.

 


 

Этот святой, прославленный Церковью в равноапостольном чине, был не только выдающимся православным просветителем, он по праву считается великим пророком нового времени. Святой Косма Этолийский оставил уникальные, поразительные по точности пророчества о будущем развитии человечества.

(Афанасий Зоитакис)

А. Г. Зоитакис — кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ, главный редактор портала AgionOros.ru.

Публикуем отрывки из его книги «Житие и пророчества Космы Этолийского»

1. «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять».

Система кредитования стала массовым явлением в США и Европе после Второй мировой войны. К середине 1960-х годов половина американских семей покупали автомобили и технику в кредит, к 1973 году — около двух третей всех товаров было продано в кредит, такой образ жизни означал привычку радоваться вещам еще до того, как они выкуплены, и укоренял психологию массового потребления. Кредиты брали на все: автомобили, жилье, мебель, бытовую технику, одежду, путевки и продукты питания.

Именно то, о чем говорит святой Косма в своем пророчестве, произошло и с Грецией: «ей ссудили много денег». К экономическому коллапсу Греция пришла в результате строгого выполнения рекомендаций Евросоюза.

Следствием этого стало то, что Греция попала в финансовую яму и ловушку, и в настоящее время вынуждена работать только на обслуживание этого долга, утратив значительную часть своего суверенитета.

Заключительная часть пророчества святого Космы говорит о том, что навязанные грекам финансовые средства не будут возвращены обратно выделившим их кредиторам.

2. «Вас обложат большим, непереносимым налогом, но не смогут добиться своего».

Подписав «меморандум» с тройкой международных кредиторов, правительство Греции взяло на себя обязательство проводить меры жесткой экономии. В результате сбылось то, о чем пророчествовал святой Косма: долговое бремя политики переложили на простых граждан, которых «обложили тяжелым, непереносимым налогом». Однако подобные меры не принесли желаемого эффекта и кредиторы не смогли «добиться своего»: греческий долг не только не сократился, но и значительно возрос.

3. «Налогом обложат даже куриц и окна».

С одной стороны, это пророчество можно понимать фигурально — ведь налогом сейчас обложено почти все, с другой — в буквальном смысле: при оценке налоговой инспекцией загородных домов в некоторых странах учитывается количество окон на домах и поголовье домашних животных.

4. «Люди станут бедными, так как не будут иметь любви к деревьям и растениям».

Одна из причин сегодняшнего бедственного положения многих греческих семей — отказ от добывания пищи своим трудом и ведения собственного хозяйства.

Вступив в единую Европу, греки отказались от самообеспечения страны и начали вписываться в общеевропейское разделение труда. Следование директивам Европейского Союза привело к сужению рыбной ловли, виноградарства и многих других форм сельского хозяйства.

Многие фермеры в 90-е годы, в обмен на финансовую поддержку со стороны Европы, вырубали виноградники, пускали под нож стада овец и забрасывали свои поля.

5. «Придет время, и вы ничего не станете узнавать».

Современные средства массовой информации стараются формировать общественное мнение: они подают только выгодные им факты, дозируют информацию, порой пользуются непроверенными и даже заведомо вымышленными данными. Как пример несвободы и отсутствия гласности нам, как правило, приводят, прежде всего, тоталитарные страны. Однако и в так называемых прогрессивных, демократических государствах ситуация не лучше: действительно, много ли знают современные европейцы о кризисе в Греции или ситуации в Сирии?

6. «В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».

Многие школы в наше время фактически стали центрами антихристианской пропаганды. При составлении школьной программы православная традиция не принимается во внимание, а любые попытки изменить это положение наталкиваются на ожесточенное сопротивление.

В этой связи вспоминаются слова великого святого Афанасия Паросского: «Если родители не будут следить за тем, куда отправляют детей и что дети учат, то придет время, когда наш народ будет горько плакать на развалинах».

7. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру».

К сожалению, пророчество святого сбывается именно в наши дни. Извращения, за которые Господь некогда стер с земли два древних города, получили широкое распространение. С каждым днем они становятся все более привычным явлением и уже воспринимаются многими не как постыдные извращения, а как вариант нормы. Во многих странах уже узаконены однополые браки. Европейский союз в скором времени будет требовать от всех своих членов официального признания их законности.

8. «После мировой войны люди будут есть золотыми ложками».

Здесь Косма Этолийский, вероятно, имел в виду относительное благополучие, наступившее в Западной Европе и США после Второй мировой войны. В обществе потребления люди работают не для того, чтобы поддерживать свою жизнь, а для того, чтобы приобрести возможность потреблять. Теперь идея покупки, а не акт покупки служит в качестве мотивации для работающих. В современном обществе потребление находится на символическом уровне: «Быть потребителем... значит быть включенным в специфический набор культурных символов и ценностей» (Ж. Бодрийар. «Система вещей»).

Именно это имел в виду святой Косма, когда говорил о «золотых ложках». С одной стороны, они —имвол благополучия, ставшего доступным широким слоям населения, с другой — потребления, возведенного в идеал и культ современным обществом.

«Люди нашей эпохи не пережили ни войн, ни голода. “И в Боге, — говорят они, — мы тоже не нуждаемся”. Они имеют все и поэтому ничего не ценят» (Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке»).

Современный кризис носит, прежде всего, духовный характер: обожествление плоти и своего «я» неизбежно приводит к отсутствию смысла жизни и идеалов.

9. «Придет время, и люди закроются в больших коробках, а их отцы будут умирать в маленьких».

Очевидно, речь идет о массовом переселении жителей деревень (преимущественно, молодежи) в города, где они станут жить в «больших коробках» — многоквартирных небоскребах. Родители переселенцев, брошенные своими детьми, уехавшими в поисках лучшей жизни, останутся доживать свой век в деревнях в небольших домиках — «маленьких коробках».

10. «Вы увидите, как одни будут переселяться вверх, а другие вниз».

11. «Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север — уже близко будет».

В своих пророчествах святой Косма предсказал процессы, получившие особенно бурное развитие в наше время: массовое переселение и эмиграцию. Так, в Европейский союз хлынули миллионы эмигрантов из Азии, Африки и стран Восточной Европы. Подобная ситуация наблюдается и в России, куда в поисках заработка ежегодно перебираются сотни тысяч так называемых гастарбайтеров, граждан государств бывшего СССР. Параллельно в нашей стране наблюдается и массовая внутренняя миграция.

Все эти обстоятельства укладывается в общую канву глобализационных процессов. В ситуации, когда национальные обычаи и религии будут постепенно утрачиваться, все сильнее и весомее зазвучат разговоры о единой мировой религии и культуре. Безусловно, все эти глобализационные процессы в той или иной степени приближают приход антихриста. Об этом и говорит святой Косма в своем пророчестве.

12. «Придет время — и там, где сейчас парни вешают свои ружья, цыгане развесят свои музыкальные инструменты».

«Мы дожили до того времени, о котором говорил, святой Косма Этолийский… Там, где раньше подвизались монахи, там, где раньше висели их четки, сейчас голосят радиоприемники и шипят прохладительные напитки!.. Да, видно, пройдет еще немного лет и все это уже не понадобится. Вообще, из того, что происходит, следует вывод: жизнь приближается к концу. Наступает конец жизни и конец этого мира» (Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке»).

13. «Тарелки ваши будут наполнены до краев, но еду невозможно будет есть».

Современники Космы Этолийского, конечно, не понимали, как можно оставаться голодным при изобилии еды, ведь в те времена еще не было понятия загрязнения пищи.

Сейчас ситуация изменилась, и мы начинаем проникать в смысл этого пророчества: нитраты, пищевые добавки, консерванты, радиация, химикаты, гормоны, генетически модифицированные продукты — со всеми этими явлениями, мы, к сожалению, сталкиваемся в повседневной жизни.

14.«Придет время, когда уже не будет былого согласия между священниками и мирянами».

15.«Священники станут такими же, как простые миряне, а миряне уподобятся диким зверям».

Святой Косма всеми силами пытался не допустить подобного развития событий, ведь он видел свою задачу в том, чтобы сделать Церковь центром концентрации и подготовки сил, заинтересованных в духовном возрождении Родины: «Святая Церковь это наша мать. Она источник, утоляющий жаждущих. И должны священники каждый день служить, чтобы благословил Господь людей и хранил страну». «Как пастух следит за своими овцами, так и священник должен посещать дома христиан днем и ночью, не есть и пить, забирая их вещи, но, напротив, в случае если муж поссорился с женой, отец с сыном, брат с братом, сосед с соседом, стремиться утвердить между ними любовь» (Косма Этолийский «Слова»).

16. «Что будет у вас — все отдайте, берегите только ваши души».

17. «Придет время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие».

Святой предупреждает нас: чтобы спасти свою жизнь, следует пожертвовать всеми материальными благами и удобствами, но нельзя предавать свою веру. Эти слова перекликаются со словами его поучений: «Тело наше пусть сгорит, пусть изжарят его; все земные вещи пусть заберут у нас (нет им места в будущем, отдайте их, они не ваши). Берегите и заботьтесь только о Душе и Христе — лишь это вам необходимо, никто не сможет отнять их у вас против вашей воли. Храните их и не потеряйте».


Комментарии [0]