Статьи, проповеди → Иверская на Красной Площади
17 апреля 2014 г.
Иверская на Красной Площади
(Празднование совершается: 25 февраля (н.ст.), 26 октября, во вторник Светлой седмицы. В календаре Русской Зарубежной Церкви есть праздник в честь Иверской-Монреальской иконы — 24 ноября. Недавно в нашем календаре появился еще один день празднования — 6 мая).
Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века является особо чтимой московской святыней. Москвичи всегда очень любили свою часовню и старались не начинать своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли «отрадным перепутьем для всех верующих». Благодатная сила московской Вратарницы настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные. Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего шел поклониться Иверской. По преданию Святой Горы Афон, этот образ впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена иконоборческих гонений. Далее история повествует об XI веке, когда иноки афонской Иверской обители увидели на море огненный столп до неба и по молитвам узрели, что стоит он над иконой Богоматери. За иконой по волнам пошел старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Иноки поместили образ в алтаре соборной церкви, но на другой день иконы на этом месте не нашли. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое. И было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». Благодарные иноки выстроили во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», «Привратница»; а по месту явления — Иверской. В середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков иконы, из которых наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование: «Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую дску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая». Этот список встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. В 1669 году перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года — в каменную. Московская икона прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками. В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами. Сама же икона была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами. 4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II после Божественной литургии в воссозданном Казанском соборе на Красной Площади совершил и освящение закладного камня Иверской часовни. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской. В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря. 25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор. Всю ночь непрерывно совершались молебны и читался акафист. На следующий день крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства. «С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости <...>. Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом» (Патриарх Алексий II). Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни. Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание…» Каждые два часа здесь, в центре Столицы, служится молебен, включающий канон и акафист Богородице. Все священники Москвы несут чреду в Иверской часовне. 12, 13 и 14 марта была очередь нашего прихода. Благодарю Бога за то, что мне довелось помочь в качестве певчей о. Леониду 13 марта в этом служении за всех и за вся. Чудеса начались с вечера. У моего ребенка заболело ухо, да так, что он даже согласен был вызвать «скорую». Я отправила сообщение батюшке, что, к сожалению, не смогу поехать. Но утром ребенок проснулся здоровым и попросил отвести его в школу. Мне было очень легко и хорошо петь. Мы пропели не только ирмосы, но и все тропари канона Богородице, а на сугубой ектении батюшка помянул поименно, наверное, весь приход. Обязательно поезжайте в Иверскую часовню. По дороге зайдите в Александровский сад, посмотрите на новый памятник патриарху Ермогену, установленный в мае 2013 г. А после молебна можно погулять по Красной Площади, дойти до Храма Василия Блаженного, а затем по Варварке до метро Китай-город. Вам встретится музей древнерусского зодчества под открытым небом — Палаты XVI-XVII вв. На территории комплекса находятся несколько церквей. Среди них — церковь великомученицы Варвары, по которой и названа была улица, собор Знаменского монастыря, храмы Максима Блаженного и Георгия на Псковской горке. Также здесь расположены, наверное, самые древние из сохранившихся в городе зданий — Старый Английский двор и Палаты бояр Романовых. Марина Преображенская. (использованы материалы с сайтов ru.wikipedia.org, pravoslavie.ru) Комментарии [0] |