Статьи, проповеди → Преподобномученица схимонахиня Михаила
14 сентября 2014 г.
Преподобномученица схимонахиня Михаила
Память совершается 28 сентября (11 октября н.ст.) Из книги «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским)»
Преподобномученица Михаила (в миру Марфа Ивановна Иванова) родилась в 1867 году в деревне Иванино Рузского уезда Московской губернии в крестьянской семье. В юности она поступила в Казанский Головинский монастырь, основанный при селе Головино в 1876 году московским купцом Никитой Игнатьевичем Сидоровым. В начале ХХ века здесь подвизалось более ста семидесяти монахинь и послушниц. После прихода к власти воинствующих безбожников монастырь был закрыт, а на его месте устроен санаторий; но монахини не покинули стен обители. Послушница Марфа осталась жить в селе Головино, молиться ходила в бывший монастырский храм и работала посудомойкой в санатории. Таким образом она прожила здесь пять лет, пока начальство не стало увольнять из санатория послушниц и монахинь, и многим из них пришлось расселиться по ближайшим селам или переехать в Москву. Духовным отцом Марфы в то время, как и многих других послушниц и монахинь Головинского монастыря, был архимандрит Амвросий (Астахов), который после закрытия монастырей поселился в селе Аксиньино Красногорского района Московской области. В начале тридцатых годов он постриг Марфу Ивановну в схиму с наречением ей имени Михаила. Она уже имела опыт монашеской жизни, стала строгой и благочестивой монахиней и среди верующих вскоре стала известна своей праведной жизнью. Схимонахиня Михаила была арестована 26 августа 1937 года, при наступлении наиболее ожесточенных гонений на Русскую Православную Церковь, и через несколько дней допрошена. — На какие средства вы существуете? — спросил ее следователь. — Я живу на средства, которые получаю от своих почитателей. Также мне немного помогал церковный совет храма в селе Аксиньино. Следователь поинтересовался, не склоняла ли монахиня Михаила мирских людей к принятию монашества, на что та ответила: — До пострижения в монашество я со всеми этими лицами вела беседы, они со мной советовались, принимать монашество или нет. Я, в зависимости от их подготовленности, давала советы, после этого они находили духовников, которые и подготавливали к принятию монашеского пострига, и совершали постриг. — Следствие располагает данными, что вы себя среди верующих выдавали за блаженную и прозорливую. Вы это подтверждаете? — Сама себя я среди верующих не выдавала за блаженную и прозорливую, но не отрицаю, что мои почитатели считали меня и прославляли как блаженную и прозорливую. — Объясните цель посещения вас вашими почитателями. — Ко мне приходили за советами, молитвами — у кого, например, родственники в ссылке или больны. Они просили меня помолиться за них. Ко мне обращались с вопросами, скоро ли будет война; некоторые из моих посетителей хотели, чтобы поскорее была война и слетела бы эта власть, так как считают, что при ней очень трудно жить. Также у меня в доме были разговоры, что советская власть на религию ведет гонение, и народ арестовывают безвинно и высылают; также спрашивали меня те, кто приезжает из деревни, вступать ли им в колхоз, другие говорили, что советская власть состоит из одних евреев и что сейчас еврейское засилье. — Следствие располагает данными, что у вас на квартире проводились тайные богослужения. Вы это подтверждаете? — Не отрицаю, действительно у меня на квартире тайные богослужения были. Один из дежурных свидетелей 21 сентября дал такие показания сотрудникам НКВД о схимонахине Михаиле: «Схимонахиня Михаила также среди своих почитателей известна как блаженная и прозорливая; ее квартира, по существу, представляла из себя тайную церковь, где производятся тайные пострижения в монашество и тайные богослужения. Она говорила, что на религию и духовенство сейчас проводятся гонения со стороны советской власти, что люди безвинно арестовываются и высылаются и гибнут от голода и холода. У себя на квартире схимонахиня давала приют возвратившимся из ссылки попам и монахам». Схимонахиню Михаилу обвинили в приеме у себя верующих, в участии в монашеских постригах и в богослужениях на квартире. 8 октября 1937 года тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Схимонахиня Михаила (Иванова) была расстреляна 11 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. 31 июля 1989 года реабилитирована Прокуратурой Московской области. Причислена к лику святых Новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания. Комментарии [0] |