Статьи, проповеди  →  Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна. К 150-летию со дня рождения
12 ноября 2014 г.

Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна. К 150-летию со дня рождения

knyaginya_elisaveta_romanova_640.jpg Елизавета Феодоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, в семье ее звали Элла, официально в России — Елисавета Феодоровна; 1 ноября 1864, Дармштадт — 18 июля 1918, Пермская губерния) — принцесса Гессен-Дармштадтская; в супружестве (за русским Великим князем Сергеем Александровичем) Великая княгиня царствующего дома Романовых. Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве.

Ее называли самой красивой принцессой Европы — вторую дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, матерью которой была английская королева Виктория. Августейший поэт Великий князь Константин Константинович Романов посвятил прекрасной немецкой принцессе такое стихотворение:

 

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:

Ты так невыразимо хороша!

О, верно, под такой наружностью прекрасной

Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной

В твоих очах таится глубина;

Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;

Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто

Средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту.

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту!

 

Воспитанная в строгих английских традициях, девочка с детства была приучена к труду, вместе с сестрой выполняла домашнюю работу; одежда и питание были простыми. Кроме того, с самого раннего возраста дети в этой семье занимались благотворительностью: они вместе с матерью посещали госпитали, приюты, дома для инвалидов, стараясь по мере сил облегчить пребывание в них страждущих.

Живя уединенно, немецкая принцесса, по всей видимости, не стремилась замуж. Во всяком случае, все претенденты на руку и сердце прекрасной Елизаветы получали отказ. Так было, пока она не встретилась с Сергеем Александровичем Романовым, пятым сыном Императора Александра II, братом Императора Александра III.
В двадцать лет Елизавета стала невестой Великого князя, а затем — его супругой; 3 (15) июня 1884 года в Придворном соборе Зимнего дворца состоялось венчание.

Ее младшая сестра Алиса позднее, в ноябре 1894 года, стала русской императрицей Александрой Феодоровной, выйдя замуж за русского Императора Николая II.

Чета поселилась в купленном Сергеем Александровичем дворце Белосельских-Белозерских (дворец стал именоваться Сергиевским), впоследствии они жили в подмосковном имении Ильинское. По настоянию Великой княгини, в Ильинском была устроена больница, периодически проходили ярмарки в пользу крестьян.

Еще исповедуя протестантизм, Елизавета посещала православные богослужения. Она старалась как можно лучше узнать язык и традиции России, в совершенстве овладела русским языком. Сергей Александрович был искренне верующим человеком. Он регулярно посещал храм, часто исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, соблюдал посты, старался жить в согласии с Богом. При этом не оказывал никакого давления на свою супругу, которая оставалась истовой протестанткой. Пример супруга сильно повлиял на духовную жизнь Елизаветы. В 1888 году, вместе с супругом, она совершила паломничество в Святую Землю. В 1891 году приняла Православие, написав перед этим своему отцу: «Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином». Император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елизавета Феодоровна не расставалась всю жизнь и с ней на груди приняла мученическую кончину.

Посетив Святую Землю в 1888 году, осматривая храм святой равноапостольной Марии Магдалины на Елеонской горе, Великая княгиня произнесла: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено было исполниться.

В качестве супруги московского генерал-губернатора (Великий князь Сергей Александрович был назначен на этот пост в 1891 г.), Елизавета Феодоровна организовала в 1892 г. Елисаветинское благотворительное общество, учрежденное для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Кроме того, Елизавета Феодоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста, а после гибели супруга была назначена председательницей Московского управления Красного Креста. Она посещала больницы для бедных, богадельни, приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных. Но особенно таланты милосердия Великой княгини проявились во время русско-японской и Первой мировой войн. Помощь фронту, раненым и инвалидам, а также их женам, детям и вдовам была организована беспримерно.

С началом русско-японской войны Елизавета Феодоровна организовала Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований: там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.

В опубликованных недавно письмах Елизаветы Феодоровны к Николаю II Великая княгиня предстает сторонницей самых жестких и решительных мер в отношении революционного терроризма. «Неужели нельзя судить этих животных полевым судом?» — спрашивала она у Императора в письме, написанном в 1902 году вскоре после убийства Сипягина, и сама же отвечала на вопрос: — «Необходимо сделать все, чтобы не допустить превращения их в героев... чтобы убить в них желание рисковать своей жизнью и совершать подобные преступления (я считаю, что пусть бы он лучше заплатил своей жизнью и таким образом исчез!). Но кто он и что он — пусть никто не знает... и нечего жалеть тех, кто сам никого не жалеет».

Однако страну захлестнули террористические акты, митинги, забастовки. Великий князь Сергей Александрович считал, что необходимо принять более жесткие меры по отношению к революционерам, и доложил об этом Императору, сказав, что при сложившейся ситуации не может больше занимать должность генерал-губернатора Москвы. Государь принял отставку. Тем не менее боевая организация эсеров приговорила Сергея Александровича к смерти. Ее агенты следили за ним, выжидая удобного случая. Елизавета Феодоровна знала, что супругу угрожает смертельная опасность и старалась не оставлять его одного. 18 февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Когда Елизавета Феодоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. Потом, после первой панихиды, переоделась во все черное. На третий день после смерти мужа Елизавета Феодоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца, и принесла ему Библию. Великая княгиня передала ему прощение от Сергея Александровича и просила Каляева покаяться. После этого Великая княгиня ходатайствовала перед Государем о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено. На месте убийства мужа Елизавета Феодоровна воздвигла памятник — крест, сделанный по проекту художника Васнецова со словами Спасителя, сказанными Им на Кресте: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» (Лк. 23:34). Эти слова стали последними и в ее жизни — 18 июля 1918 года, революционеры-большевики сбросили Великую княгиню в Алапаевскую шахту.

Вскоре после гибели мужа Елизавета Феодоровна продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. При этом был использован как русский православный, так и европейский опыт. Сестры, жившие в обители, занимались благотворительной и медицинской работой. Хотя они приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов. Сестры получали серьезную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской Православной Церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский.

По плану Елизаветы Феодоровны, обитель должна была оказывать комплексную духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, определяли в больницы. В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно; приют, бесплатная столовая и еще множество учреждений. В Покровском храме проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.

Поселившись в обители, Елизавета Феодоровна вела подвижническую жизнь, ночами ухаживая за тяжелобольными или читая Псалтирь над умершими, а днем трудилась наряду со своими сестрами, обходя беднейшие кварталы. Сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там ее очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб.

Великая княгиня поддерживала отношения с известными старцами того времени: схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым) из Елеазаровой пустыни, схиигуменом Германом (Гомзиным) и иеросхимонахом
Алексием (Соловьевым) — старцами Зосимовой пустыни. Монашеский постриг Елизавета Феодоровна не принимала.

Резко негативно относилась к Григорию Распутину, хотя ни разу с ним не встречалась. Убийство Распутина расценила как «патриотический акт».

После прихода к власти большевиков Елизавета Феодоровна отказалась покинуть Россию. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года ее вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера» (современный адрес — перекресток улиц Ленина и Вайнера), а затем, через два месяца, отправили в город Алапаевск. Не теряя присутствие духа, она в письмах наставляла оставшихся сестер, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. За Великой княгиней добровольно последовала ее келейница Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавета Феодоровна находилась в заточении в здании Напольной школы. До сих пор возле этой школы растет яблоня, по преданию, посаженная Великой княгиней.

В ночь на 5 (18) июля 1918 года Великая княгиня Елизавета Феодоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли: Великий князь Сергей Михайлович; князь Иоанн Константинович; князь Константин Константинович (младший); князь Игорь Константинович; князь Владимир Павлович Палей; Феодор Семенович Ремез, управляющий делами Великого князя Сергея Михайловича; сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).

31 октября 1918 года Белая армия заняла Алапаевск. Останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви города. Однако с наступлением Красной армии тела несколько раз перевозили дальше на Восток. В апреле 1920 года в Пекине их встречал начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий (Фигуровский). Оттуда два гроба — Великой княгини Елизаветы и сестры Варвары — были перевезены в Шанхай и затем пароходом в Порт-Саид. Наконец гробы прибыли в Иерусалим. Погребение в январе 1921 года под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан. Так было исполнено желание самой Великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой Земле, выраженное ею во время паломничества в 1888 году.

В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви Великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских (ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей).

6 «Б» класс Троицкой Православной школы побывал на экскурсии в Марфо-Мариинской обители

14 сентября 2014 года наш класс ездил на экскурсию в Марфо-Мариинскую обитель (ныне Ставропигиальный женский монастырь). Она была основана преподобномученицей Елизаветой Феодоровной. Обитель продолжает дело Святой и занимается благотворительностью. В ней имеется детский сад для девочек-сирот и детей с ограниченными возможностями.

Экскурсию провела игуменья монастыря Елисавета. Она показала нам дом-музей Елизаветы Феодоровны и рассказала о ее жизни. В храме мы посетили крипту и приложились к частице святых мощей основательницы обители.

Игуменья предложила нам приобщиться к милосердным делам, которыми занимаются сестры обители. Например, помочь в расфасовке обедов для неимущих, посетить детей с неизлечимыми болезнями, поиграть с ними или почитать им.

До 22 февраля 2015 года в Марфо-Мариинской обители проходит выставка «Милосердие в истории. Русский вклад. От Крымской войны до Великой». На стендах представлены уникальные фотографии и экспонаты.

Коля Бежанидзе


Фотографии [8]


8 фото на странице

Комментарии [0]