Статьи, проповеди → Дом слепоглухих: создать альтернативу убийственной схеме
25 января 2014 г.
Дом слепоглухих: создать альтернативу убийственной схеме
В Новой Москве открылся «Дом слепоглухих». Учебно-реабилитационный центр, где будут проводить компьютерные курсы для людей с этой уникальной инвалидностью, курсы тифлосурдопереводчиков и научные конференции.
Так вице-президент Общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» Надежда Голован, сама слепоглухая, начала свое выступление на конференции в честь открытия «Дома слепоглухих» в селе Пучково в Новой Москве. Обсуждение проблемы получилось интересное — участвовали организаторы центра, ученые, слепоглухие эксперты из регионов, журналисты. В том числе — председатель общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира», кандидат философских наук, участник «Загорского эксперимента» 70-х годов прошлого века слепоглухой Сергей Сироткин. Центр в селе Пучково открыли по инициативе Фонда помощи слепоглухим, который был создан всего четыре месяца назад при поддержке советника Президента Андрея Белоусова и Агентства стратегических инициатив. Главная цель — сделать все, чтобы в России появилась альтернатива нынешней убийственной жизненной схеме слепоглухого человека — из специализированного детского дома в Сергиевом Посаде, где созданы хорошие условия — прямиком в дом престарелых или психоневрологический интернат. Сейчас это практически единственный вариант. В советское время было иначе: инвалидов отправляли работать на предприятия Всероссийского общества слепых (ВОС), и у них там была своя жизнь (пусть и не самая блестящая, но своя, налаженная). Но в 1990-е годы эта схема была разрушена. Нынешнее социальное пространство не дружественно к людям с инвалидностью; предприятий, где могут работать слепоглухие, почти не осталось; очень мало кто знает специальный дактильный или жестовой язык слепоглухих. Назвали «Дом слепоглухих» не «дом помощи», а просто «дом» неслучайно. Да, здесь будут помогать людям с инвалидностью, причем бесплатно. Но — в формате равноправного сотрудничества. Интеграция в общество; защита прав на государственном уровне; организация пространства для диалога с теми, кто видит и слышит, — все это будут делать не для подопечных, а вместе с ними. Организаторы уже начали сотрудничать с детскими домами для слепоглухих, с обществом «Эльвира», с ВОС и Всероссийским обществом глухих (ВОГ). Планируются зарубежные поездки для обмена опытом. Именно обмена, потому что отечественные исследования в области слепоглухоты вполне конкурентоспособны, даже сейчас, когда советская система реабилитации практически уничтожена. Из того, что организаторы проекта хотят сделать в ближайшее время — способствовать введению в правовое поле понятия «слепоглухота». Ведь сегодня, в XXI веке, в российском законодательстве даже не существует такой категории инвалидности как слепоглухота. Звучит чудовищно, но факт. Тотально слепоглухая Светлана Дубровская на конференции поделилась историей, как ей со скандалом сняли одну из инвалидностей — теперь официально она только слепая, но не глухая.
В учебной части центра — на втором этаже трехэтажного деревянного дома — установлено современное оборудование. Чтобы слепоглухие могли работать на компьютере, в том числе в интернете. Помимо компьютерных будут курсы тифлосурдопереводчиков (переводчиков с дактильного языка слепоглухих). А еще — научная работа.
Место — тихое и живописное. Рядом с домом — пруд и огород, через дорогу — храм Казанской иконы Божией Матери. Кстати, местный священник Лев Аршакян духовно окормляет «Дом слепоглухих», и, вообще «Эльвира» работает при попечительстве Русской Православной Церкви. Комнаты в центре — как в хостеле, по несколько кроватей в каждой. Светлые, просторные, с отличным видом из окна. Постоянно тут никто жить не будет, но могут проходить многодневные семинары и другие подобные мероприятия.
Представляя одного из спикеров конференции Надежду Голован, с цитаты которой я начала свой репортаж, священник Лев Аршакян произнес слова, которые лучше всего передают замысел этого места: «Посмотрите на Надежду Владимировну. Многие ее боятся: громкая, непонятная речь с выкриками, бурные жесты, порывистые движения. Часто думают, что она и другие жестовики — нервные и даже психически нездоровые люди. Это не так. На самом деле слепоглухие так — ярко, гипертрофированно — выражают эмоции. Потому что не могут их высказать. Надежда Голован уникальный человек: она выходит и говорит, буквально врывается в мир зрячеслышащих. Нередко слепоглухие всю жизнь живут в своем тесном кругу, в темноте и молчании, уверенные, что общество их не примет. «Так нечего и пытаться, нас все равно не поймут», — рассуждают они. Быть услышанными — вот что нужно слепоглухим».
Загорский эксперимент
Так назвали историю получения четырьмя молодыми слепоглухими людьми высшего образования на психологическом факультете МГУ им. Ломоносова в конце 60-х – 70-х гг. XX в. Сегодня мы под этим термином имеем в виду и саму эту историю, и то философское и психологически-педагогическое осмысление, которое за ней стояло. Читать дальше
| 22.10.2013 Взято с сайта: http://philanthropy.ru Комментарии [0] |