Статьи, проповеди  →  Курсы тифлосурдоперевода: очередное занятие в марте (+видео)
29 марта 2015 г.

Курсы тифлосурдоперевода: очередное занятие в марте (+видео)

Сегодня мы начинаем очередное занятие с простой и увлекательной темы – отец Павел рассказывает нам голосом и жестами о чудесах исцеления глухоты и немоты, описанные в житиях святых.

 

http://www.youtube.com/watch?v=oN9kfTby280&feature=youtu.be


Следующая тема – перевод Библии на жестовый язык. Казалось бы, зачем делать перевод, если есть письменный русский текст? Дело в том, что написанный текст так или иначе основан на звуках. А мир звуков глухому человеку не знаком. Поэтому восприятие написанного текста глухим человеком отличается от восприятия слышащего. Но проблема заключается в том, что специалистов, которые бы хорошо знали Библию и владели жестовым языком – очень и очень мало.
Далее переходим к изучению новых слов. Но прежде чем начать показывать перевод, делаем специальную разминку – гимнастику для рук, которая позволяет подготовить руки к легкому и уверенному выполнению жестов.

Далее мы разбираем следующую часть Божественной Литургии – подготовку к Святому Причастию. Звучит просительная ектения, за ней идут тайные молитвы священника и молитва «Отче наш». В этот момент Литургии молитва «Отче наш» называется еще евхаристической. В ней в словах «хлеб наш насущный» подразумевается не простой хлеб насущный, то есть наши каждодневные нужды, а именно Хлеб Причастия, то есть Тело и Кровь Христовы.

 

http://www.youtube.com/watch?v=gD2VJOphhlE&feature=youtu.be


В молитве мы используем жест «хлеб». Он интуитивно понятный, поэтому легко запоминается. Представьте себе, что вы держите перед собой на левой раскрытой ладони круглую буханку. Ладонь правой руки – нож, ее ребром мы разрезаем хлеб на две половинки, очерчивая округлый верх. Этот жест – рисующий. Он наглядно изображает предмет, который обозначает, так что собеседник сразу может представить себе нужный образ. Существует очень много таких жестов, особенно для объектов, которые мы можем увидеть и «описать» жестами, например, бытовых предметов, животных, транспорта. Вот, например, что главное у жирафа? Естественно, его длинная шея. Ее-то мы и «рисуем» жестом, показывая длинную-предлинную шею, высоко возвышающуюся над нашей головой. А показывая слона, мы показываем его хобот. Показываем чашку – на левой ладошке – «блюдце» стоит округлая «чашка» – правая ладонь.

Гораздо сложнее дело обстоит с абстрактными понятиями, например, чувствами. Но и здесь с помощью жеста мы можем выразить самую суть понятия. Так в жесте «волнение» наши согнутые округлые ладони совершают  беспокойные короткие движения вверх по груди. Наши руки словно волнуются вместе с нами. А жест «утешение» напротив очень спокойный и медленный  пальцы обеих рук плавно смыкаются, запирая наши страхи и волнения в замок сомкнутых ладоней.

Обязательная часть занятия – Евангельское чтение. Сегодня мы изучаем пятую главу Евангелия от Матфея. Отец Павел читает и показывает на жестах отрывок из Евангелия, затем звучит толкование этого отрывка. Исследуем очень тонкую и сложную для понимания тему о непротивлении злу, такую, казалось бы привычную и хорошо известную.

Если «кто ударит тебя в правую щеку» –  задумаемся, а как человек (скорее всего, правша!) может ударить соседа по правой щеке? Здесь речь идет не об ударе как таковом, а о жесте презрения, унижения. То есть Христос говорит не о реакции на грубую силу, а об ответе христианина на унижения и гонения – смирение и любовь. Нам открывается совершенно неожиданный смысл в хорошо знакомых строках:   

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

 

Нина Гвоздева

 


Комментарии [0]