Статьи, проповеди  →  Сравнительное богословие. О сектах
23 августа 2015 г.

Сравнительное богословие. О сектах

В прошлом номере мы говорили о том, что Протестантизм оторвался от Католичества, но не вернулся к Православию, а ушел еще дальше и разделился на множество течений. Между собою эти течения очень разнятся. Часть из них мы можем отнести к фундаментальному протестантству (там, где остаются основные христианские понятия), другие же ушли слишком далеко: мы их называем сектами. Есть секты более или менее опасные, но главное, что основы вероучения в них существенно нарушены.

По своему типу, или подходу, секты, как и вообще Протестантизм, можно разделить на две категории: мистические и рационалистические. Во многих присутствует и то и другое, но обычно что-то превалирует. Рационалистические секты играют Писанием, многое вырывается из контекста, все подгоняется под какую-то идею. Вообще, слово «ересь» обозначает: «выбор», «выбранное». Любая секта выбирает некую упрощенную идею, на которой основывает свое учение: из одного кирпича строится целое здание, на поверку — «воздушный замок». Возьмем, к примеру, секту Пятидесятников (мистическая секта). Из всего Евангелия ими взято одно событие, действительно очень важное, — Сошествие Святого Духа на апостолов. Одним из результатов Сошествия Святого Духа, если помните, было то, что апостолы стали говорить на разных языках и смогли всем проповедовать. У апостола Павла описывается дар языков. При этом речь идет не только о языках человеческих, но и об ангельских, которые не всем были понятны. На ангельских языках пророчествовали. Апостол Павел пишет в Послании к Коринфянам о необходимости разъяснения, чтобы простолюдин мог понять. «И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира». (1 Кор. 14:32-33). Пятидесятники пытаются различными психическими методиками ввести себя в состояние транса, когда человек начинает слышать некие голоса и что-то воспроизводить. Они считают, что это и есть схождение Духа Святого: они просветились и могут, подобно апостолам, говорить ангельскими языками. У крайних Пятидесятников происходит уже какое-то беснование. Понятно, что это никакого отношения к христианству не имеет.

Есть секты рационалистические, например, так называемая «Церковь Христа». Христос сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Для Протестантизма, тем более для сектантства, характерен постулат о том, что в IV веке Церковь ушла от первооснов, а они (в XVI, XVIII, XX веке) ее возродили. Учение секты «Церковь Христа» — это, с точки зрения серьезного богословия, не глубокие рассуждения по поводу Евангелия — многое «взято с потолка». Ведь в Церкви существует многовековая богословская традиция по толкованию Писания, причем она возникла не «кабинетно», а выстрадана в различных исторических коллизиях. Церковь давала ответ через святых отцов, через Соборы на возникающие ереси и расколы. А протестанты рассуждают «с нуля», без какой-либо основы. Комментируя, например, слова Апостола Петра из его послания, что женщина есть немощнейший сосуд, они придумывают историю о том, как Петр поссорился с женой, а потом ее пожалел. Это разложено с точки зрения современной психологии и не имеет никакого отношения к тому, что на самом деле было. Один молодой человек, который попал в «Церковь Христа», рассказывал, что сначала ему было очень интересно, а потом он вдруг обнаружил, что «у них нет даже святой воды», и он понял, что нет там и благодати Божией.

Крайние мистические секты создают либо дерзкие мошенники, либо люди, тяжело психически больные, и туда к ним тоже не очень здоровые люди примыкают. Именно поэтому это имеет такие страшные последствия — самоубийства, убийства, вплоть до массового самосожжения, психозы, жертвоприношения («Аум Сенрикё» и прочее). Рональд Хаббард, создатель секты сайентологов, а в прошлом писатель-фантаст, говорил, что чем получать три пенса за слово, лучше создать новую религию. По похожему принципу была создана секта Виссариона и многие другие. Они просто выкачивают из людей средства. Вообще, учение большинства мистических сект основано на том, что скоро Конец Света и необходимо срочно от всего имущества избавляться. Почему-то при этом в пользу руководителей секты. Ты все отдал, всем пожертвовал, значит тебе обеспечено спасение.

Обычно в сектах используются церковная терминология и базовые Библейские понятия, поэтому так легко некоторым спутать. Но, как гласит поговорка: «Похоже, да не то же». Часто христианские понятия искажаются «до наоборот». Когда сектант пытается завербовать кого-то, он сыплет цитатами из Библии, быстро открывая ее на нужном месте. Но в том-то и дело, что мимо своих нескольких закладочек они уже плохо ориентируются. Поэтому тем, кто хорошо знает Писание, нетрудно им ответить. Беда в том, что они не слушают, поэтому переубедить сектанта даже серьезному богослову почти невозможно.

Отдельно нужно сказать о сектах нехристианских. Например, «сайентологи», «кришнаиты». Там вообще нет никаких христианских понятий, но Имя Христа обычно присутствует. Пожалуй, наиболее опасные секты — в которых сплетены мистическая и интеллектуальная составляющие. К ним можно отнести оккультистов: теософов, антропософов (Блаватскую, Рерихов и проч.). Их учение основано на неких мистических откровениях: голоса, видения... Все это напичкано большим количеством наукообразной информации, набираются понятия из разных религий. Духовно-нравственный смысл этого таков: у воспринимающего все эти откровения человека сильно начинает расти гордыня: «Как я уже много знаю, я многого достиг, просветился, я все знаю про мироздание, у меня такие особые ощущения, откровения…» Что у Святых отцов относится к запрещенным, опасным приемам в молитве — то в сектах, наоборот, культивируется. Это развитие мечтательности, субъективных ощущений, видений. Христианская аскетика ведет к трезвому смиренному сознанию, к покаянию и любви к Богу и ближним; сектантская — к гордыне и, в итоге, к тяжелому помрачению.

Мы имеем удивительное сокровище — Церковь, созданную Самим Христом, которую не могут одолеть врата ада. Литургия и все богослужение, Таинства, иконопись, архитектура и церковная музыка, жития и творения святых, огромный аскетический опыт, описанный в их замечательных творениях — как много нам дано! Необходимо знать и любить православное христианское вероучение — это и есть надежный путь к спасению.

Протоиерей Леонид Царевский


Комментарии [0]