Статьи, проповеди  →  Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 8)
24 октября 2015 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 8)

Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140.

 

Первое Послание к Фессалоникийцам (Солунянам)

Основание Церкви Христовой в Фессалониках

Город Солунь, названный так славянами, а по-гречески Фессалоника, или ныне Салоники, расположен на склоне горы в северо-западном углу Ферманского залива Эгейского моря. В апостольские времена он был главным городом второго округа Македонской области, резиденцией римского претора. Самое географическое положение способствовало тому, что он сделался цветущим, богатым, густонаселенным торговым центром. В связи с этим он славился роскошью и упадком нравственности. Коренное население его составляли греки, но почти столько же было в нем и римских переселенцев.

Об основании Христовой Церкви в Фессалониках повествуется в 17 главе кн. Деяний. Церковь эта основана святым апостолом Павлом во время его второго проповеднического путешествия.

Проповедь апостола Павла в Фессалониках, как видно из его собственных слов, принесла богатые плоды. Фессалоникийцы приняли его проповедь «не как слово человеческое, но как слово Божие» (1 Фес. 2:13).

Все же уверовавшие были в большом беспокойстве относительно участи своих умерших сродников, христиан уже, полагая, что Царства славы при втором пришествии Христовом сподобятся только те, которые в это время будут в живых, а не умершие. Участь умерших поэтому казалась им мрачной и безотрадной, а смерть наводила ужас, как на язычников, не имеющих упования.

Все это и дало повод апостолу Павлу немедленно обратиться к Фессалоникийцам с посланием, во-первых, для того, чтобы выразить им свою радость о вере их, во-вторых, с целью предложить врачевание против замеченных у них Тимофеем нравственных недугов, и, в-третьих, — успокоить их относительно судьбы умерших и предложить им учение о Втором Пришествии Христовом.

<…> Полагают, что послание к Фессалоникийцам написано в 53 году или в начале 54 года. Это — самое раннее послание. <…>

Экзегетический разбор

Часть I

<…> Первая глава, очень короткая, всего из 10-ти стихов, вся исторического содержания. Здесь апостол изображает светло-благодатное христианское состояние Фессалоникийцев, благодарит Бoгa за успех своей проповеди среди них и хвалит их за стойкость в вере, говоря, что они «стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии». Эта историческая часть Послания продолжается и далее во второй главе и в третьей главе.

<…> С четвертой главы начинается нравственно-догматическая часть Послания. Собственно, эта глава, как и пятая, содержит, главным образом, нравственные уроки, в среду коих вставлено чрезвычайно важное догматическое учение о Втором Пришествии Христовом и о воскресении мертвых. <…> Первое и основное наставление здесь: «Ибо воля Божия есть освящение ваше... ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (ст. 3-7). Здесь апостол указывает на главное назначение христианина — идеал святости, и в связи с этим увещевает Фессалоникийцев воздерживаться от блуда, каковой порок, вероятно, оставался у них еще со времени пребывания их в язычестве, ибо язычники не считали блуд пороком. Фессалоникийцы должны воздерживаться от блуда, «умея соблюдать свой сосуд в святости и чести, чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво, потому что Господь мститель за все это» ... — здесь, по толкованию святых отцев, идет речь о прелюбодеянии. «Не поступали с братом своим противозаконно» — значит: «не завладевать его собственностью, привлекая к себе его жену». Святой Иоанн Златоуст пишет: «Прежде говорил апостол о блуде вообще, а здесь говорит о прелюбодеянии. Любодействовать не должно ни с чужими женами, ни с незамужними». «Бог мститель есть за все беззакония, но особенно за дела блудные, потому что ими больше всего унижает человек образ Божий, по коему создан» (еп. Феофан). Апостол настойчиво напоминает, что заповедь о чистоте — Божественного происхождения, а потому, кто ее отметает, тот «не человека отметает, но Бога», оказывает неуважение и презрение Самому Богу, Давшему нам Духа Святого (ст. 3-8). Далее апостол как бы мимоходом упоминает о братолюбии, похваляя Фессалоникийцев за то, что они преуспевают в нем и увещевает еще более преуспевать, для чего надо стараться «жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, поступая благоприлично пред внешними», то есть язычниками (ст. 9-12).

Часть II

С 13 ст. четвертой главы апостол излагает важное догматическое учение о Втором Пришествии Христовом и о воскресении мертвых, которое обнимает и первые 11 стихов следующей пятой главы. С этим догматическим учением св. апостол соединяет и вытекающие естественно из него нравственные уроки. Стихи от 13 по 17 составляют апостольское чтение в церковном чине погребения усопших, а также в субботу на заупокойной Божественной литургии.

«Не хочу же оставить вас, братие, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (4:13) — смысл этих слов таков: «Хочу преподать вам точное понятие о положении умерших для вашего успокоения, чтобы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды». Эти «прочие» — саддукеи, отвергавшие воскресение мертвых, и все язычники, которые, хотя и не были лишены совсем веры в бессмертие души человека, но представляли себе загробную жизнь весьма смутно и безотрадно, в виде какой-то дремоты и вообще крайне стесненного состояния. «Надежды — удел живых, — говорил Феокрит, — умершие же безнадеждны». «Солнце заходит и восходит, — говорил Катулл, — нам же, коль скоро однажды померкнет луч жизни, предлежит непробудно спать вечную ночь». Для христиан же смерть не должна представляться чем-то мрачным, ибо «если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (4:14) — не только здесь, но и в других местах воскресение мертвых святой Павел поставляет в зависимость от Воскресения Христова (смотри: Рим. 8:11; 1 Кор. 15:12-23; 6:14; 2 Кор. 4:14). Христос Воскресший есть Начаток (1 Кор. 15:20). Его Воскресение есть залог воскресения всех. Христос, воплотившись, стал Главою всех верующих, составляя с ними одно тело. Если Глава тела воскрес, то не может быть, чтобы члены тела остались мертвыми: воскреснут и они. «Он всех людей воскресил Своею плотью (положил основание сему воскресению), почему и называется «перворожденным из мертвых» (Кол. 1:18) — (Дамаскин).

«Ибо сие говорим вам словом Господним» (то есть по нарочитому откровению от Господа), «что мы живущие, оставшиеся до Пришествия Господня, не предупредим умерших» (4:15) — здесь, с полной достоверностью, на основании откровения, бывшего ему от Господа, апостол уверяет Фессалоникийцев, что оставшиеся в живых в момент Второго Пришествия Господня не предварят умерших, то есть не предупредят их встречей Господа, грядущего со славою на землю, и не раньше умерших примут участие в радостях жизни будущего века, но все будут в равном положении.

«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (4:16) — здесь Второе Пришествие Господне как бы противополагается Первому Его Пришествию: то было тихим и незаметным, а это будет славным и величественным, видным для всей вселенной. Оно произойдет «в повелении», коим Бог изречет определение, что время кончилось и настал момент воскресения мертвых и обновления мира. <…> «И мертвые во Христе воскреснут прежде» — слово «прежде» не то означает, как толкуют некоторые еретики и сектанты, будто прежде воскреснут верующие христиане, а потом через 1000 лет — и неверующие, на что здесь нет никакого намека, а только то, что прежде мертвые воскреснут, а затем оставшиеся в живых будут вместе с ними, после мгновенного изменения их тел, восхищены на облаках, чтобы встретить грядущего Господа.

«Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (4:17) — умершие воскреснут, а живые мгновенно изменятся: получат тонкие нетленные «духовные» тела, вместо дебелых душевных тел, о чем пишет апостол Павел в другом месте, именно в 1-м Послании к Коринфянам гл. 15 ст. 51-52: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». После того, как одни воскреснут, а другие изменятся, последует суд и отделение добрых от злых. Об этом апостол здесь не говорит, а только утешает Фессалоникийцев, что мы, верующие, «всегда с Господем будем» — причастниками Его славы и блаженства, там же, где будет и Он Сам одесную Отца: где именно, от нас сокрыто сие, но во всяком случае — в блаженном общении с Ним, и уже никогда не разлучимся с Ним. Это верх чаяния, воодушевляющего христиан. <…>

В первых 11-ти стихах пятой главы содержится нравственное приложение только что изложенного учения о Втором Пришествии Христовом. Апостол напоминает Фессалоникийцам, что, по словам Самого Господа Иисуса Христа, день Его Второго Пришествия — «день Господень» — придет неожиданно, «как тать ночью» (5:1-2). Но под «днем Господним», как учат святые отцы, можно разуметь и день смерти каждого из нас, день тоже неизвестный, хотя и неизбежный, и тотчас же приводящий нас на суд Господень. «Если долгое непришествие Господа может ослаблять убеждение, что вот-вот Он идет, то ничто другое не сильно так возбудит, как убеждение, что вот-вот идет смерть». Святой Иоанн Златоуст говорит: «He составляет ли для каждого кончины века конец его жизни? Зачем много любопытствуешь о всеобщей кончине? Если ты хорошо приготовишься к своей кончине, то от всеобщей не потерпишь никакого зла. Будет ли она далека, будет ли близка, это нисколько не повлияет на решение нашей участи».

<…> Господь придет так неожиданно не потому, чтобы намеренно хотел застичь всех врасплох, поясняет еп. Феофан, неготовыми, но так будет по причине беспечности людей (ср. Мф. 24:37-39). Страшно это внезапное пришествие лишь для сынов ночи. Сынов же света эта неожиданность не должна устрашать, ибо они, постоянно бодрствуя, всегда готовы к сретению Господа (5:4-7). Поэтому апостол и внушает не предаваться беспечности, но бодрствовать и трезвиться, «облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (ст. 8); памятуя, что день этот определен «не на гнев, но к получению спасения», мы и должны всячески готовить себя к нему, чтобы получить это спасение (ст. 9).

К учению о Втором Пришествии Христовом апостол присоединяет нравственные уроки. Здесь апостол сначала: 1) предлагает добродетели, на которых держится строй, твердость и благосостояние христианских обществ: увещевает верующих быть в крепком союзе с трудящимися у них пастырями и между собой; 2) указывает характеристические черты истинно-христианской жизни: христианин должен вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливым, не воздавать злом за зло, но всегда желать всем добра, должен всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить, духа не угашать, пророчества не уничижать, все испытывать и доброго держаться, удерживаясь от всякого рода зла (5:16-22).
В 23-24 ст. указана последняя цель, к которой должен стремиться истинный христианин: сохранить без порока дух, душу и тело в Пришествие Господа Иисуса Христа. Здесь — богооткровенное указание на трехчастность или трехсоставность человеческого существа. Дух — это высшая сторона души, душа — это жизненное начало в человеке. Заканчивается послание просьбой молиться, приветствием и обычным благословением.


Комментарии [0]