Статьи, проповеди → Сравнительное богословие. Возникновение ислама. Ч. 1
24 октября 2015 г.
Сравнительное богословие. Возникновение ислама. Ч. 1
Продолжая рубрику «Сравнительное богословие», мы переходим к теме «Ислам». Ислам относится к «аврамическим» религиям, признающим Единого Бога, в Коран многое перешло из Библии. Святой Иоанн Дамаскин относил Мусульманство к христианским ересям. Наиболее правильным нам кажется начать с истории возникновения Ислама.
Аравия в VII столетии В начале VII столетия весь север Аравии кипел брожением, и пограничные племена стремились нахлынуть на соседние великие державы. <…> Искони, насколько известно, между обеими родственными расами, населявшими Аравию, существовало глухое соперничество. Уже в Ветхом Завете отмечено глубокое различие между детьми измаилитов, беспокойными бедуинами севера, и более оседлыми, приобвыкшими издавна к государственному порядку людьми Саба, населявшими юг. <…> Библия ведет происхождение Саба от Иоктана (Кн. Бытия, Моисей 10, 29) и называет поэтому южных арабов Иоктанидами, а северных — Исмаилитами. <…> На западе Аравии, в области Хиджаз, была расположена Мекка — перегрузочный пункт на караванном пути из Йемена в Сирию, процветавший за счет транзитной торговли византийских областей (Сирии, Палестины и Египта) с Йеменом, а при посредстве последнего — с Эфиопией и Индией. <…> В центре Мекки на площади находился храм кубической формы — Кааба («куб»). Мекканцы почитали фетиш — «черный камень» (метеорит), который был вставлен в стену Каабы. В Каабе находились и изображения божеств многих арабских племен. Кааба была предметом почитания и паломничества для населения значительной части Аравии. Территория Мекки и ее окрестностей на время паломничества считалась заповедной и священной, там обычаем запрещались ссоры между родами и вооруженные столкновения. Со временем паломничества совпадала большая ярмарка, ежегодно происходившая в окрестностях Мекки в зимние месяцы. <…> Торговые сношения арабов с соседними странами способствовали проникновению в Аравию христианства (из Сирии и Эфиопии, где христианство утвердилось уже в IV в.) и иудейства. Раньше всего христианство было принято гассанидскими арабами. В VI в. в Аравии сложилось учение ханифов, признававших Единого Бога и заимствовавших у христианства и иудейства некоторые верования, общие для этих двух религий (арабское ал-илах, сирийское алаха — «Бог»).
Возникновение ислама Возникновение новых общественных отношений вызвало к жизни и новую идеологию в форме новой религии — ислама. Ислам (буквально — «покорность»), или иначе мусульманство, образовался из соединения элементов иудейства, христианства, учения ханифов и обрядовых пережитков староарабских домусульманских культов природы. Основателем ислама являлся мекканский купец Мухаммед, из рода Хашимитов, принадлежавшего к племени курейш. <…> У Абдуллы в Мекке, приблизительно около 570 г. по нашему летосчислению, родился сын Мухаммед. Легенда гласит, что в ночь его рождения дворец Хосроя Анушарвана, короля сассанидского, в Ктезифоне заколебался в основаниях и священный огонь персов, горевший без перерыва в течение 1000 лет, потух. <…>
Образование Арабского государства <…> Ислам с его строгим монотеизмом и проповедью «братства» всех мусульман, независимо от племенного деления, оказался весьма пригодным идеологическим орудием для объединения Аравии. Поэтому мусульманство быстро выросло в политическую силу: мусульманская община стала ядром политического объединения Аравии. Но тут же выявились противоречия и внутри самой мусульманской общины. Масса земледельцев и кочевников воспринимала учение о «братстве» всех мусульман как программу установления социального равенства и требовала похода против Мекки, ненавистной социальным низам, считавшим ее гнездом ростовщиков и торгашей. Знатная же верхушка мусульманской общины, напротив, стремилась к компромиссу с мекканскими богатыми купцами. <…> Начались тайные переговоры руководителей мусульман с главой мекканских курейшитов, богатейшим рабовладельцем и купцом Абу Суфьяном из рода Омейя. Наконец было достигнуто соглашение (630 г.), по которому мекканцы признали Мухаммеда пророком и политическим главой Аравии и согласились принять ислам. При этом прежняя курейшитская верхушка сохранила свое влияние. Кааба была преобразована в главный мусульманский храм и очищена от идолов племенных божеств. <…> Таким образом, Мекка продолжала быть местом паломничества, сохранив одновременно и свое экономическое значение. К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда. <…>
Первые завоевания Арабского государства. Образование Арабского халифата Мухаммедом сделаны были предварительные распоряжения к распространению веры за пределами полуострова, среди других народов и прежде всего у соседних персов и византийцев. После смерти Мухаммеда в Медине (летом 632 г.) халифом («заместителем» пророка), в результате долгих споров между мухаджирами и ансарами, был избран Абу Бекр, купец, старый друг, тесть и сподвижник Мухаммеда. Халифская власть досталась Абу Бекру (632-634) в то время, когда объединение Аравии еще не было закончено. Сразу же после смерти Мухаммеда восстали многие арабские племена. Абу Бекр жестоко подавил все эти восстания. После его смерти халифом стал другой сподвижник Мухаммеда — Омар (634-644).
(Источники: Бартольд В. В. Сочинения, Т. VI.; Мюллер А. История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов). Комментарии [0] |