Статьи, проповеди  →  Порт-Артурская икона Божией Матери
31 октября 2015 г.

Порт-Артурская икона Божией Матери

Порт_Артурская_икона.jpg 9 октября 2015 года Ирина Болдаева познакомила гостей «Тихих четвергов» с историей Порт-Артурской иконы Божией Матери. Предлагаем нашим читателям выдержки из ее рассказа.

 

29 августа совершается празднество иконе «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской). В 2010 г., в самый день празднования иконы, участники крестного хода, прошедшего путь от Владивостока в Китай и обратно в Москву, побывали на литургии в Троицке, в храме Пресвятой Троицы.

Порт-Артурская икона Божией Матери — первая явленная в XX веке.

В конце 1903 г. старому матросу Л. Е. Катанскому, герою Крымской войны 1853-1856 гг., явилась Сама Царица Небесная. Вот что он увидел: стоит Она на скалистом берегу морского залива, в руках держит плат с изображением Нерукотворного лика Спасителя, очи Ее возведены к небу, а стопами Божия Матерь попирает два обнаженных обоюдоострых меча. Немного выше над Богородицей, по обе стороны Ее лика, — Архангелы. Над головой Царицы Небесной, в облаках, Ангелы держат корону, увенчанную другой короной из двух перекрещенных радуг с крестом наверху. А еще выше, над Царицей Небесной, бесплотные Ангельские Силы поддерживают облако, на котором в ослепительно белом свете восседает Господь Саваоф. Под стопами Его парят Серафимы, а в сиянии начертаны следующие слова Святого Писания: «Да будет едино стадо и един Пастырь».

Небесная Владычица, видя испуг старика матроса, ободрила его словами: «России вскоре на берегах далекого моря предстоит очень тяжелая война, и многие скорби ожидают ее. Напиши образ, точно изображающий Мое явление, и отправь его в Порт-Артур. Если икона попадет в этот город, то Православие восторжествует над язычеством, и русское воинство получит победу, помощь и покровительство». После этих слов необычайно сильный свет озарил комнату.

Потрясенный, Феодор вскоре отправился в Киево- Печерскую лавру, пришел туда 12 декабря, поведал монахам о чудесном видении и получил благословение на написание иконы.

27 января (9 февраля) 1904 года японский флот без объявления войны атаковал российскую эскадру в Порт- Артуре. В Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» приняли заведомо гибельный для них бой против четырнадцати японских военных кораблей. Началась война. Героическая оборона Порт-Артура продолжалась 329 дней, в ходе ее была уничтожена стотысячная армия японцев под командованием генерала Ноги.

Благословение старцев Киево-Печерской лавры писать икону, впоследствии названную «Торжество Пресвятой Богородицы», было получено, и в марте 1904 года иконописцем П. Ф. Штрондой икона была написана. Но русское общество не спешило тогда исполнить волю Богородицы. Икона долго оставалась в Петербурге. Затем ее держали во Владивостоке. Только через год явился герой, который взялся доставить образ в осажденную крепость: Федоров Николай Николаевич, благословленный св. прав. Иоанном Кронштадтским. Когда икона была уже недалеко от Порт-Артура, командование не проявило должного упования на помощь Божией Матери, не дождалось Ее пришествия в осажденную крепость. После злодейского убийства главнокомандующего генерал- майора Р. И. Кондратенко, героя обороны Порт-Артура, крепость была предательски сдана неприятелю.

Эта история оставила тяжелейший след в русском сердце. Именно небрежением к святыне и к исполнению воли Божией объяснял поражение России в русско-японской войне св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Время от времени предпринимались попытки доставить в Порт-Артур различные копии явленного образа. Так, известен случай принесения в крепость списка иконы на могилу героя обороны капитана II ранга А. В. Лебедева через 3 года после окончания русско-японской войны.

100-летие явления Порт-Артурской иконы Божией Матери, отмечавшееся в 2003 году, напомнило о неисполненном обете. В Петербурге нашлись люди, которые решили доставить икону в Порт-Артур. Эта идея родилась в 1993 году, когда по улицам Москвы прошли танки.

Иконописец Михаил Осипенко, потомок святителя Феодосия Черниговского, решил сделать список в меру иконы, написанной в 1904 году, специально для того, чтобы в наши дни еще раз попытаться исполнить повеление Пресвятой Богородицы. Работа над большой иконой длилась с перерывами почти десять лет и завершилась в феврале 2003 г. К этому времени возникла группа единомышленников, которая объединилась вокруг благой идеи. 15 марта, в день Державной иконы Божией Матери, образ был принесен в Мемориальную квартиру св. прав. Иоанна Кронштадтского, благословившего 100 лет назад Н. Н. Федорова доставить икону «Торжество Пресвятой Богородицы» в Порт-Артур. Молитвенно на квартире батюшки испрашивалось благословение на предстоящий поход, и произошло чудо — икона замироточила.

В день покровительницы Царского Дома, иконы Божией Матери Феодоровской, 27 марта 2003 года, после долгих молений и торжественной литургии, из храма на Леушинском подворье г. Санкт-Петербурга при большом стечении людей крестным ходом была вынесена икона «Торжество Пресвятой Богородицы». Путь от берегов Невы до Владивостока длиною в 12 тысяч километров был преодолен к Пасхе 27 апреля. На пасхальном богослужении в главном, Успенском, соборе Владивостока совершилось сретение двух почитаемых списков иконы Порт-Артурской: один из них, писанный в начале XX века, был обретен в антикварном магазине Иерусалима в 1998 году, затем три месяца пребывал в Горненском монастыре, где был написан акафист; другой — писанный Михаилом Осипенко.

Покаянный крестный ход с отвергнутой в начале прошлого века иконой «Торжество Пресвятой Богородицы» пришел во Владивосток. Некоторое время иконы стояли вместе, что и стало свидетельством связи времен.

Было предпринято несколько попыток пересечь с иконой границу Китая. По законам КНР проповедь Православия в Китае запрещена, поэтому икону пришлось провезти через таможенный пропускной пункт в упакованном виде. Крестный ход пропустили только с одним условием: совершить поминовение убиенных героев Порт-Артура двух войн — русско-японской и Второй мировой. Когда о посещении иконы узнали в русском посольстве, икону пригласили в Пекин. Здесь был совершен крестный ход в Русской духовной миссии и молебен с акафистом Божией Матери. Русский посол сказал, что «отныне главным послом России в Китае является Сама Пресвятая Богородица».

Через неделю, 18 мая, икона на самолете вернулась в Санкт-Петербург на Леушинское подворье.

На следующий день, 19 мая, на традиционном крестном ходе в память святого Царя-Мученика Николая II икону «Торжество Пресвятой Богородицы», прибывшую из Китая, встречало около 3 тысяч человек. Кроме традиционного акафиста Царю-мученику, 10 священников со всем народом читали акафист Порт-Артурской иконе. Во главе крестного хода образ был обнесен вокруг храма Спаса-на-Крови и принесен к Казанскому собору. На паперти кафедрального собора пред ним была прочитана молитва Заступнице пределов Земли Российской.

В 2010 г., в праздник Вознесения Господня, список иконы был установлен в Казанском кафедральном соборе.

Впоследствии крестный ход «Торжества Пресвятой Богородицы» прошел по Украине, через весь Крым и Кавказ, Абхазию, Грузию, Ставрополье, затем по Европе до Атлантического океана.

28 февраля 2008 года было совершено общецерковное прославление иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» с празднованием 29 августа. Чудным образом опять соединяются два глубоко почитаемых верующими людьми образа: Феодоровской и Порт-Артурской икон Божией Матери, дни празднования которых совпадают.

 

При подготовке использованы материалы книги М. Осипенко «Торжество Пресвятой Богородицы. Обретенная победа», Царское Село, 2010.

 


Комментарии [0]