Статьи, проповеди → «О жизни, радости и о Боге» Беседа со слепоглухим
31 октября 2015 г.
«О жизни, радости и о Боге» Беседа со слепоглухим
Этой осенью «Дом слепоглухих» в Пучково вновь открыл свои двери для слепоглухих со всей России. За год с небольшим здесь получили помощь уже более 100 инвалидов. У каждого из них своя непростая история. По признанию многих волонтеров, после общения со слепоглухими часто происходит переоценка собственной жизни. Поневоле задумаешься, как мы не ценим то, что дано нам Богом. Мы попросили одного из гостей «Дома», Алексея Писеева, рассказать нам о том, как же живется человеку без слуха и зрения. Алексей с радостью ответил на наши вопросы и поделился историей своей жизни. Алексею 55 лет, в «Дом слепоглухих» он приехал из подмосковного Климовска, где живет в интернате. Из-за своей беспомощности Алексей напоминает ребенка. Беседовать с Алексеем нам помогала педагог и тифлосурдопереводчик Инесса Беликова. Речь Алексея может показаться порой немного книжной и формальной. Так происходит потому, что большую часть информации о мире слепоглухие узнают из книг, которые читают, используя специальный шрифт Брайля.
Алексей, расскажите о своем детстве. Вы слепоглухой от рождения? Я родился слепым, но слух имел хороший. Пятый ребенок в семье, самый младший. У меня еще есть 4 сестры. Детство помню очень хорошо, оно мне часто снится. Рос я в деревне, мама с папой и сестры меня очень любили и опекали.
Какое самое яркое воспоминание из детства? Я помню, что очень боялся животных, хотя мы и жили в деревне. А потом мама с папой научили меня их любить.
Вы все детство провели в деревне? Нет, не все. Однажды к нам в деревню приехали какие-то рабочие, то ли газ устанавливать, то ли что-то с электричеством делать. А я очень любил петь. Мама говорила, у меня был хороший голос. Один из рабочих услышал и убедил мою маму, что меня нужно отдать в специальную музыкальную школу для слепых детей в городе. Он убеждал мою маму, что нехорошо, если такой талант пропадет в деревне.
И мама согласилась? Она не хотела сначала, но потом согласилась. Школа была далеко, в Уфе. Мама меня туда отвезла, но очень плакала.
А сколько Вам было лет? Мне было три года.
Всего три года, ничего себе! А что было дальше? Я там не очень хорошо прижился. Одни наши знакомые как-то заехали меня навестить, а потом написали маме: «Леня (в семье меня звали Леней) плохо выглядит, похудел и все время плачет». Мама даже хотела меня забрать, но потом я оттаял и она передумала. Я прожил там до 8 лет. А потом мама все же забрала меня, потому что ей сказали, что я ни к чему не годен. А мама им ответила, что отдала меня в эту школу не для того, чтобы от меня избавиться, а чтобы меня чему-то научили. А раз я не годен, тогда меня надо забирать.Какое-то время жил дома. А в 8 лет у меня стал падать слух. Родители пытались лечить, но ничего не помогало.
В каком возрасте Вы окончательно потеряли слух? В 37 лет я оглох окончательно. Стал тотально слепоглухим. С тех пор ничего не вижу и не слышу больше.
А как Вы попали в интернат в Климовске? До Климовска я еще успел побывать в музыкальной школе для слепых в Липецке. Там была школа по классу баяна. Мама все же не оставляла надежды дать мне профессию. Но там было очень плохо: к нам грубо относились учителя, кричали. Мне иногда даже снится это время, и я тогда просыпаюсь в холодном поту. Мне очень тяжело давалось изучение шрифта Брайля. У нас была учительница, и мне всегда казалось, что она смотрит на меня укоризненно. Хотя я, конечно, этого не видел. Но вот представлял себе такой ее взгляд. В Липецке я прожил недолго. Мама меня быстро оттуда забрала. Год я прожил дома, а потом попал в Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухих детей.
Да, мы знаем этот знаменитый детский дом. Там уникальные методики обучения слепоглухих детей. Это время моей жизни я вспоминаю с трепетом в сердце. У меня были замечательные педагоги: Ольга Васильевна Горбачева, Алла Дмитриевна Бахшина, Олег Валентинович Апраушев. Там меня многому научили: и языку Брайля, и обслуживать себя. Там я жил до 18 лет, а потом меня перевели в общежитие и дали работу. Мы с другими инвалидами работали на производстве булавок. А в 1991 году производство закрыли. Так я и жил в общежитии, пока в 2001 году не попал в Климовск, в интернат.
Какая у Вас сейчас жизнь? В интернате живут самые разные инвалиды. Слепоглухих почти нет, только я и еще одна женщина, Наташа. Я много читаю, гуляю, сестры меня навещают.
Вам одиноко там? Иногда бывает очень одиноко. Поговорить особо не с кем, дактильный язык почти никто не знает. Но в интернате работает одна женщина, Валентина Анатольевна Лобанова, которая выучила дактильную азбуку, чтобы со мной общаться. Она очень верующая женщина, очень добрая.
Алексей, расскажите, когда Вы впервые узнали о Боге? Бога я знал с самого детства. Слышал, как мама молилась. Я тогда не понимал, Кто такой Бог, где Он живет, как выглядит. А вот в 38 лет я узнал Бога ближе. Тогда я был в отчаянии, хотел покончить жизнь самоубийством. Но мама мне сказала: «Сынок, это смертный грех. Бог не для этого нас создал. Смерть дает Сам Господь». Потом я стал ходить в храм Явления Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде. У меня был духовник, отец Мелитон. Он обучил меня молитвам.
Вера помогает Вам в принятии своей болезни? Вера мне очень помогает. Как мы чувствуем холод, снег, ветер, дождь, так мы можем и чувствовать Бога. Он всегда рядом с нами. Вера — моя самая большая радость в жизни.
А какая самая большая печаль? То, что многие люди забывают Бога. Отсюда и грубость, несправедливость, бесчестие. Но мы должны прощать ближних.
Как обычный человек может помочь слепоглухому? Например, Вам какая помощь нужна? Я думаю, что к слепоглухим нужно относиться так же, как и к другим ближним. Быть терпеливыми, милосердными. Всем нам нужно чаще посещать храмы, а еще хорошо бить земные поклоны. Так меня отец Мелитон учил — чаще класть земные поклоны.
Алексей, скоро Вы вернетесь домой, в интернат. Если вдруг кто-нибудь прочитает эту статью и захочет подружиться с Вами, захочет Вас навестить, Вы не будете против? Я буду очень рад!
Беседовала Эльвира Парфенова
«Дом слепоглухих» приглашает волонтеров. Особенно одиноко слепоглухие чувствуют себя в выходные дни. По вопросам волонтерской и иной помощи можно обращаться к Макаровой Ирине, т. 8-966-316-59-48. Материальную помощь «Дому слепоглухих» можно оказать на сайте www.domsg.ru.
Комментарии [0] |