Статьи, проповеди → Литературная страничка. Спасение души — центральная тема древнерусской литературы
31 октября 2015 г.
Литературная страничка. Спасение души — центральная тема древнерусской литературы
В наши дни среди читателей заметно ослабел интерес к произведениям древнерусской литературы. Даже в школьную программу включены лишь немногие из них: «Житие Сергия Радонежского», отрывки из «Повести временных лет» Нестора, «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Сказание о Петре и Февронии Муромских» и «Слово о полку Игореве». Но и здесь стараются как можно быстрее поговорить об этих произведениях, а то и заменить их XIX веком. Многие считают, что герои и сюжеты древнерусских произведений устарели и не интересны современному читателю. Между тем, если посмотреть на имена авторов, то можно увидеть, что многие из них канонизированы. А это значит, что наша древнерусская литература — своего рода святоотеческая литература. И не случайно, потому что появляется она в XI-XII веке в связи с принятием христианства на Руси. Для нас, современных читателей, это литература древняя, но для людей того времени она была новой литературой, которая отражала новые духовные ценности народа. И центральной темой для всех произведений древнерусской литературы была тема спасения души. В этом можно убедиться на примере одного из литературных памятников XII века — «Слова о полку Игореве». Толкованию этого произведения посвящено множество литературоведческих статей. Интересна оценка личности князя Игоря исследователем древнерусской литературы и одним из переводчиков «Слова…» Д. С. Лихачевым: «Игорь Святославович — солнечное затмение, которое накрыло всех их тьмою. Игорь не внял. Интересно обратить внимание на тот факт, что солнечное затмение в природе длится всего несколько минут. Но автор «Слова…» использует затмение солнца как аллегорию затмения духовного, поэтому «солнце Игорю тьмою путь заграждало, ночь стонами грозы птиц пробудила», «на другой день спозаранку кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут». На третий день войско было разбито, а князь Игорь взят в плен: «На реке на Каяле тьма свет покрыла». Узнав об этом, князь киевский Святослав укоряет Игоря и Всеволода: «Не по чести одолели, не по чести кровь поганую пролили». Как это, не по чести? Дело в том, что Игорь с Всеволодом пошли не в оборонительный, а в завоевательный поход. Поэтому рефреном звучат в произведении слова: «О, Русская земля! Ты уже за холмом!» Чем же отличался князь Игорь от «поганых» половцев, если так же, как они жгли наши земли, разрушали дома, убивали женщин, и он со своею дружиной в первый день «смял полки половецкие, <...> помчали красавиц девушек, а с ними и золото, и паволоки, и дорогие аксамиты». Получается, весь поход свершается не по Божьему благословению, а по честолюбию, тщеславию и эгоизму. И наказание терпит князь за это жестокое. Несмотря на то что Игорь в плену не содержался как пленник, а пользовался достаточной свободой (у него был свой шатер, слуги), он понимал, что открыл врагам ворота на землю Русскую. Своим тщеславием и гордыней принес он много бед русским людям: «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль горькая потекла среди земли Русской». Раскаялся князь, находясь в плену. Задумался о спасении своей души: «Игорю-князю Бог путь указывает из земли Половецкой в землю Русскую, к отчему золотому престолу». С именем Бога на устах бежит Игорь из плена, поэтому и природа ему помогает: Донец лелеет князя на волнах, вороны не грают, галки приумолкли, дятлы стуком путь к реке показывают, соловьи веселыми песнями рассвет предвещают. Радость на всей Русской земле: «Солнце светится на небе — Игорь-князь в Русской земле». Просветлел умом и душой князь, поэтому и свет Истины ему открылся. Куда же он едет, оказавшись в родном Отечестве? Едет он в Киев, к Святой Богородице Пирогощей. Страны рады, города веселы. Ю. А. Рогова, учитель русского языка и литературы Троицкой Православной школы
Комментарии [0] |