Статьи, проповеди  →  Слово протоиерея Леонида Царевского в Неделю по Рождестве Христовом
8 января 2016 г.

Слово протоиерея Леонида Царевского в Неделю по Рождестве Христовом

(11.01.2014 г., всенощное бдение, Евангелие воскресное 7-е, Ин., зач.63)

 

xmas-star.jpg Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня — Неделя по Рождестве Христовом. Мы читали Евангелие о том, как апостолы первый раз приходили к пустому Гробу и не обрели там Иисуса, Он еще не явился им.

В пещере началась жизнь Христа на земле. Закончилась земная жизнь Христа тоже в пещере — гробнице, закрытой камнем.

Пришла ко Гробу Христову сначала Мария Магдалина, потом она привела апостолов. И не обрели Христа. В Вифлеемской пещере пастухи и волхвы нашли младенца Христа, а в этой — нет. У учеников была полная растерянность: нет возможности приходить к этому месту, чтобы оплакивать Учителя. Но теперь место погребения Христа стало радостным, потому что Господь победил смерть. Рождение Господа на земле — великая радость. Его Смерть и Воскресение — еще большая радость.

Это наше воскресение, это избавление нас от всего земного. Как от плохого земного, так и от хорошего. Нам нужно избавляться и от хорошего земного. Ведь мы очень пристрастны: почти все наши молитвы об этом «хорошем земном». Это неправильно, хорошее земное тоже вредно. Хорошее земное так увлекает, что можно забыть о Царстве Божием. Некоторые совсем забывают, а кто-то и отвергает Царство Божие. Создают учения о «рае на земле» (коммунистические, либеральные и другие). Бывают и прямые попытки устроить рай на земле. Чтобы здесь было все в изобилии, не только для тела, но и для души. Разнообразные идеи психологов направлены на это. Чтобы человеку было хорошо, чтобы человек насытился как можно больше. Чтобы земное вытеснило небесное. Огромное количество информации направлено на человека, нас пытаются убедить, что чем больше всякой информации, самых разнообразных познаний, чем больше друзей (друзей ли?), тем будет тебе лучше. Но в результате все мелькает, одно закрывает другое, и ты не успеваешь ничего воспринять на должной глубине. Все оказывается поверхностным, эфемерным.

А кто-то выбирает что-то одно, глубоко в это погружается. Но если это только земное, тоже получается обман. Люди молятся о земном, как язычники: чтобы дело было удачным, выиграть чемпионат, написать хорошую картину, о жилье, об учебе, женитьбе и так далее.

Гроб оказывается пуст. Спаситель дает своим ученикам дойти до дна своей души. Дает возможность вычерпать все земное из нее, чтобы даже к Нему земному не осталось пристрастия. А только чтобы осталась одна любовь небесная. Апостол Павел пишет, что раньше мы знали Христа по плоти, а теперь — нет (ср. 2 Кор. 5:16).

Ученики переживают богооставленность. Эти предельные страдания перенес и Сам Христос на Кресте: «Отче! Для чего Ты меня оставил?»

Господь наблюдает за душой человека и охраняет ее от погибели. И поэтому в любой ситуации бессмысленно впадать в отчаяние. Есть печаль мирская, а есть «печаль по Бозе» (см. 2 Кор. 7:9-11).

Мы оказываемся в эти дни у пещеры Вифлеемской — и мы обретаем Христа. Это пока начало нашего пути. Но чтобы не ложно следовать за Христом, не остановиться на одних эмоциях или каких-то рассуждениях, надо углублять нашу жизнь. Постоянное чтение Евангелия, молитва, борьба с грехом дают возможность испить живую воду Христову, по-настоящему насытиться ею.

Предстоит путь непростой. Предстоит нам путь, в котором мы потеряем все. Потеряем все земное — чтобы войти в Небесное. Аминь.


Комментарии [0]