Статьи, проповеди → Иконы Грузинских святых
8 января 2016 г.
Иконы Грузинских святых
В храме Казанской иконы Божией Матери в Пучково недавно появились две новые иконы: св. равноапостольной Нины, просветительницы Иверии, и Собор Грузинских святых («Животворящий Столп»).
Грузинская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей. Возникновение христианства в Грузии восходит ко времени земной жизни Спасителя. По преданию, Иверия — апостольский жребий Девы Марии, Ее удел. После Вознесения апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы решить, в какую страну идти каждому из них. Дева Мария захотела принять участие в апостольской проповеди, и Ей выпала — Иверия. Однако Господь сказал Ей, что жребий Ее просветится в последующие времена, и уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом уделом Божией Матери). Первая по времени святая Грузинской Церкви — блаженная Сидония, мцхетская иудейка, сестра раввина Элиоза. Она не видела Христа, но, услышав о Нем, поверила в Него сразу как в Мессию и Спасителя мира, поверила всей силой и любовью своего сердца. И когда ее брат вместе с паломниками отправлялся в Иерусалим (это было в год казни Спасителя), она умоляла его привезти с собой во Мцхету как великое благословение какую-нибудь вещь, принадлежащую Христу. Элиоз исполнил просьбу своей сестры. Он находился у Голгофы при распятии Спасителя, купил у одного из воинов-совершителей казни Его Хитон и привез это бесценное сокровище в Мцхету. Св. Сидония встретила брата у ворот. Он рассказал ей, что произошло на Голгофе, и отдал Хитон. Сидония прижала Хитон к груди и от великой скорби о крестных страданиях Спасителя и великой благодати, исходящей от Хитона Господня, бездыханная упала на землю. Весь город собрался возле мертвой девы. Узнал об этом царь Амазаер (Адарнас) и захотел взять Хитон, чтобы самому облечься в него, но никакая сила не могла разжать рук мертвой девушки. Ее погребли в царском саду вместе с Хитоном на груди. На этом месте вырос могучий кедр, который покрыл могилу Сидонии своими корнями. Этот кедр, как печать на ее могиле, стоял три столетия. Жители Мцхеты заметили, что больные птицы прилетали к кедру, садились на его ветви, клевали хвою и улетали здоровыми; даже дикие звери приходили к кедру и поедали опавшую хвою. Святая Нино Каппадокийская была двоюродной сестрой Георгия Победоносца. В 12 лет она пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. Отец святой Нины Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, а мать Сусанна была поставлена диакониссой при храме Гроба Господня. Воспитание же святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Через несколько лет святой Нине было видение Богородицы. Нино спросила: «Где Хитон Господень?» — «В земле Иверийской, что Мне завещана», — отвечала Дева Мария. Узнав от Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Она явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею». Так пришла Нино в Мцхету, в «райский сад». Через некоторое время, царь Мириан III (265-342 гг.), по совету святой Нины, решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм. Огромный кедр, выросший на могиле Сидонии, спилили, и его ствол хотели использовать как основной столб для поддержки главного купола храма, но поднять его не смогли. Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии. На рассвете же Ангел Господень приблизился к Столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался, пока не остановился над своим основанием, из него истекало благовонное миро. Чудесным образом поставленный ствол кедра стал основанием для первого христианского храма Грузии, который так и назвали — «Светицховели», т. е., в переводе с грузинского, «Животворящий Столп». Тот деревянный храм не сохранился. Ныне существующий храм во имя Двенадцати Апостолов строился с 1010 по 1029 гг. Этот величественный каменный собор Светицховели и в наши дни — главный храм Грузии. Здесь короновали и погребали царей, тут же проходит интронизация Патриарха. В наше время Столп, у которого совершаются многие исцеления, имеет каменное покрытие, расписанное поздними фресками. Он увенчан сенью. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира (миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I в начале XVII века). Хитон Господень — самая великая святыня Грузинской Церкви. Благодаря этой святыне Мцхету называли «вторым Иерусалимом». Гробница же святой Нины находится в Бодбе (в Кахетии), на месте ее подвигов, в избранном ею самой месте упокоения. Здесь позднее был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой были прославлены многими исцелениями и чудесами. Память равноапостольной Нины совершается 27 (14 ст. ст.) января, в день ее блаженной кончины. В верхней части иконы «Животворящий Столп» — деисис: справа от Спасителя — Богородица. Слева — «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча; далее — архангелы Гавриил и Михаил, вселенские апостолы Петр и Павел. Ниже — святые, особенно близкие Небесной Церкви: апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, Георгий Победоносец и святитель Николай. Апостолы Андрей и Симон, по преданию, проповедовали на территории современной Грузии и Абхазии. Вмч. Георгий Победоносец — блистательный полководец, выбравший вместо земной славы мученический венец — особый покровитель Грузии и ее царей-мучеников. И это не удивительно, ведь исторический путь Грузинской Церкви — это многовековой путь борьбы за Православие с языческим и мусульманским миром, путь мученичества. Иконографию «Собора Грузинской Церкви» составил известный иконописец и историк Михаил Гоброн-Собинин, живший в конце XIX века. Он собрал жития святых Грузии в обширный сборник, который издал на грузинском и русском языках и написал большую книгу в академическом стиле. Далее, по мере развития иконографии, в нее включались новые, почти современные нам святые, менялся художественный стиль изображения, но смысл и основная идея оставались неизменными. Образ, недавно появившийся в храме Казанской иконы Божией Матери в Пучково, — это список с большой иконы, находящейся в храме вмч. Георгия Победоносца на Малой Грузинской улице в Москве. Его отличает иконописный язык изображения, близкий к древним грузинским иконам, фрескам и миниатюрам. Другая особенность — включение святых, близких к нам по времени, как, например, прп. Эквтиме — замечательного подвижника и ученого, сохранившего и переложившего на нотный язык множество древних грузинских церковных песнопений. Некоторые из них мы с большой радостью слышим и в нашем храме. В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество Мцхетоба-Светицховлоба —14 октября и 13 июля. Комментарии [0] |