Статьи, проповеди  →  Сравнительное богословие. Иудаизм
21 марта 2016 г.

Сравнительное богословие. Иудаизм

Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему… за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
(Апостол Павел. Послание к Римлянам, гл. 9).

 

Иерусалимский храм (реконструкция) Наименование Иудаизм произошло от колена Иуды (старшего сына Иакова), давшего название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма (516 г. до н. э. - 70 г. н. э.), ставшего общим названием еврейского народа. Иисус Христос по плоти — из колена Иудова (Евр. 7:14). Во многих языках понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином, что соответствует трактовке еврейства самим Иудаизмом. В современном русском языке существует разделение понятий «еврей» и «иудей», обозначающих соответственно этническую принадлежность евреев и религиозную составляющую Иудаизма.

Парадокс первый. Иудаизм, как известно, — одна из мировых религий. Но по количеству своих последователей — около 14 млн человек, т. е. всего 0,2 % населения Земли — его можно сопоставить с иными сектами или местными религиями1. Это уникальный случай, что религию столь малой горстки людей признают мировой. Причем дело не только в Единобожии, исповедуемом Иудаизмом, Христианством и Исламом. (Индуизм и Буддизм не исповедуют Единого Бога). Иудаизм, несомненно, имеет особое культурно-историческое значение. Никто не будет спорить, что влияние еврейской нации на мировую историю огромно.

Парадокс второй. В I веке перестало существовать государство Израиль, а в 1947 году оно возникло из пепла, как птица Феникс. За две тысячи лет еврейский народ, несмотря на рассеяние по всему миру, практически полностью сохранил свою национальную и религиозную идентичность, относительную цельность, а в XX веке возродил и государственность.

Следующее чудо: возрождение языка — иврита. В Израиле признают, что сегодняшний иврит отличается от древнего2, который был записан только согласными буквами, и современная огласовка выполнена по устному преданию. Есть варианты произношения и некоторых согласных. Последние несколько столетий евреи говорили на идише (производный от немецкого) или на языках тех стран, где жили. В богослужении оставался и иврит, но разговорной традиции не было, так что восстанавливали по книгам. Язык, можно сказать, создан заново, причем полностью — на нем свободно говорят, вводят новые современные слова. Иврит, как ни странно, оказался живым. В Европе был идиш, в России — русский, в Америке — английский3. В современном Израиле свободно сочетают иврит, английский и русский. Идиш, по которому кто-то и ностальгирует, практически умер4.

 

И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере (Деян.6:14).

После событий Распятия и Воскресения Христа иудейское общество разделилось: одни приняли Христа и уверовали в Него как Мессию, другие — нет, более того, стали противодействовать христианам и даже гнать их. Это подробно описано в книге Деяний апостольских и в посланиях. Появились первые мученики: архидиакон Стефан и апостол Иаков Зеведеев. Апостол Павел, «еврей от евреев, по учению фарисей», поначалу был гонителем, но после явления ему Христа стал Его ревностным защитником. Важно для нас понять, что апостолы и первые христиане не отделяли себя от Иудаизма, напротив, они удивлялись, почему те, кто, казалось, так ждал Мессию, теперь Его отвергают, по сути, отказываются от своей же веры. И действительно, можно ясно увидеть, что инициировавшие распятие Христа лишь прикрывались религиозными убеждениями, а на деле не хотели лишиться власти и определенных привилегий. Да, кто-то искренне не понимал, не мог соотнести образ Мессии из иудейского предания с личностью Иисуса. Но некоторые из иудейских религиозных учителей, которых как раз обличал Иисус за превозношение и тщеславие, прекрасно понимали, Кто Он такой, но, по гордыне, не приняли такого смиренного Мессию. Он оказался не их духа.

Христос не создавал новой религии: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17-20). И когда мы говорим, что христиане — это Новый Израиль — это и есть исполнение пророчеств. В Новом Завете постоянно цитируется Ветхий Завет. Богослужение наше содержит огромное количество текстов из всей Библии (Псалтирь — полностью). Почитаются все Ветхозаветные святые.

Иерусалим. Храмовая гора и Стена плача Одной из проблем, возникших в I в., стало принятие в общины христиан из язычников. Ведь они не привыкли к соблюдению всех иудейских религиозных правил. Требовать ли этого от них? (Начиная с обрезания и т. д.) Собравшийся в Иерусалиме Апостольский собор постановил, что они должны соблюсти лишь некий минимум: не участвовать в языческих жертвоприношениях, не блудить и не делать другим того, чего не желают себе.

Число христиан из язычников все время росло, иудео-христиане постепенно оказались в меньшинстве, а через какое-то время они просто растворились в общей массе верующих. Правда, возникали и противостояния. В Деяниях апостолов описано, как Павел и другие приходили сначала в синагоги, а если их проповедь не принимали, заявляли: «Тогда мы идем к язычникам». В Иерусалиме Павлу предложили показать, что он соблюдает все ритуалы, на что он согласился, но когда узнали, что он проповедовал язычникам, то арестовали его и хотели убить.

 

Моисей полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается (2 Кор. 4:14).

Развивался ли Иудаизм после Христа? Несомненно5.

Во II в. появилось толкование на Тору (Пятикнижие Моисея — основа всей иудейской религии) — Мишна. Потом (III-IV вв.) составили Талмуд — толкование на Мишну и Тору. По преданию, Моисей получил на горе Синай вместе с письменной и устную Тору, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет письменную и объясняет то, что там недосказано. Хотя в книге Шмот (Исход) четко сказано: «И написал Моисей все слова Господни…»

В IX-XIII вв. складывается еще одно толкование на Тору — Каббала. Согласно Талмуду, в Торе есть четыре уровня понимания: «пшат» — простое, непосредственное понимание текста; «ремез» — букв. «намек»; «драш» — толкование; «сод» — тайна. Считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг все предыдущие уровни: знающий как письменную Тору, так и устную. Тем не менее для тех, кто еще не достиг этого уровня, возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, при условии, что оно сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона. Одна из методик толкования Торы в Каббале следующая: буквам еврейского алфавита соответствуют цифры (как в греческом и славянском). Если взять фразу из Торы и сложить цифры — получится некое число, потом другие фразы так же, и когда мы найдем такое же число — это значит, что одна фраза должна истолковывать другую. Много интересного там получается, плюс еще какие-то вычисления… Но мы, христиане, по-другому на это смотрим: зачем что-то вычислять, если речь идет о любви Бога и человека, о свободе, вере, надежде и о других добродетелях, о борьбе с грехом, об ином мире — Царстве Небесном. Для нас каббалистические подходы магичны, искусственны. Тут, конечно, все не так просто, тут, например, определенное отношение к ивриту — «сакральному языку, на котором Моисею говорил Бог»6. В учении Каббалы наблюдается соединение элементов гностицизма II-III веков н. э. и неоплатонизма. Мистическая космогония, тайны совершенной жизни, другие вполне «теософские» элементы и даже, как это ни странно, пантеистические представления о Боге7. Все это очень повлияло на современный Иудаизм.

Иудеями соблюдается множество талмудических постановлений, среди них 613 заповедей, регулирующих в т. ч. бытовые стороны жизни, много традиций, конечно, строгое соблюдение субботы, ритуальные омовения, молочное, не может быть рядом с мясным и т. д. Не всеми выполняется всё, но основные обряды их объединяют, например, вечером в пятницу все зажигают свечи.

Однако жертвоприношения — того, что можно отнести к основам Ветхого Завета — нет. Оно ушло вместе с разрушением Иерусалимского Храма — ведь только там его можно совершать. Иудеи мечтают о том, что Храм восстановят, жертвоприношение вернется, и Иудаизм полностью возродится. У Стены плача молятся о том, чтобы пришел Мессия, который все это совершит. В апокалиптических местах Нового Завета сказано, что это сделает антихрист — Лжемессия. Он сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога (ср. 2 Фес. 2:4). Собственно говоря, ветхозаветные жертвы были прообразами Крестной Жертвы, которую уже совершил Христос. Поэтому, по Промыслу Божию, ветхозаветного Храма более нет. Сейчас на его месте находится мечеть, которая является третьей по значимости святыней исламского мира, и мусульмане очень строго охраняют Храмовую гору, никого туда не пускают.

Храм Гроба Господня и Воскресения Христова Есть запреты на произнесение Имени Божия: Он невидимый, непостижимый, и даже Имя Его нельзя произнести. Поэтому Оно заменялось: например, Саваоф, Господь… Имя Иегова, которое иеговисты взяли на вооружение, — не очень удачная греческая транскрипция Яхве. Когда Моисею явился Бог, тот спросил: «Как тебе Имя?» — «Имя Мое чудно» (в смысле непостижимо). Но тут же это Имя было произнесено: «Я Есмь». По-еврейски — Яхве, по-славянски — Сущий, по-русски — Существующий8. Когда Христа пришли арестовывать (см. Ин. 18), Он сказал: «Аз Есмь» (это в славянском тексте, а по-русски переведено: «Это Я»). И они вдруг падают перед Ним на землю. Ведь Он произнес это Имя: Я — Тот самый Яхве, ваш Бог. Он опять спросил: «Кого ищете?» — «Иисуса Назорея», — «Я сказал вам, что это Я». Тогда они арестовали Его.

О Христе современные иудеи думают по-разному, нет единства: одни Его так или иначе признают, другие считают самозванцем. Но большинство, как говорится, даже не знают, что и думать. Или стараются вообще не думать.

Неужели Бог отверг народ Свой? Никак.
Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова,
из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа
Своего, который Он наперед знал (Рим. 11).

Итак, современный Иудаизм, с одной стороны, зиждется на Торе (письменной и устной), остальная часть Ветхого Завета тоже имеется в виду, но гораздо менее, чем в Христианстве. С другой стороны, отрыв от реального Христа довольно сильно приземлил, овеществил чаяния еврейского народа. Иудеи по-прежнему ждут Мессию (Машиаха) и вроде бы живут Им. Но это уже как бы другая религия. Почему так? Царство Божие мыслится как земная теократия при гегемонии иудеев. Это и понятно: если игнорируется центральный момент — смерть и Воскресение Христа — то остается «мыслить о земном». «Наше же жительство — на Небесах...» (см. Флп. 3:18-21).

Христос пришел взять на Себя грех всего мира. Он избрал еврейский народ, чтобы родиться в нем и «начиная с Иерусалима» «проповедану быть во Имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» (Лк. 24:47). Избранным народом, Новым Израилем стали все, кто принял Христа как Спасителя.

Итак, не отверг Бог народ Свой. Ибо «когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается».

Протоиерей Леонид Царевский

 


1 Примерно 2,3 млрд человек (32%) исповедуют Христианство (из них православных – около 280 млн, католиков – около 1,2 млрд); 1,6 млрд (23%) – Ислам; почти 1 млрд (14%) – Индуизм; до 500 млн (7%) – Буддизм.

2 Эти отличия, видимо, гораздо меньшие, чем между славянским и русским или древнегреческим и новогреческим.

3 В Одессе существовало удивительное сочетание русского, украинского и идиша.

4 См. док. фильм Александра Городницкого «В поисках идиша».

5 Современный Иудаизм имеет 11 течений: ортодоксальный Иудаизм, литваки, хасидизм, ортодоксальный модернизм, религиозный сионизм, Иудаизм консервативный, реформистский, реконструктивистский, гуманистический, обновленческий Иудаизм раввина Майкла Лернера, мессианский Иудаизм.

6 Это потом переняли арабы: раз Мухаммеду Аллах говорил на арабском, значит арабский язык сакральный…

7 Здесь невозможно говорить подробно. См. соответствующие статьи в «Википедии» и проч.

8 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему Имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам. (Исход 3:11-15).

 


Комментарии [0]