Статьи, проповеди → Проповедь. Слово протоиерея Леонида Царевского на 3-е воскресное евангельское чтение (Мк. 16, 9-20)
6 мая 2016 г.
Проповедь. Слово протоиерея Леонида Царевского на 3-е воскресное евангельское чтение (Мк. 16, 9-20)
Христос Воскресе!
Главное событие мировой истории — больше, чем вся мировая история. Произошло новое творение. Господь опрокидывает все обычные законы: Он воскресает — и хочет, чтобы мы воскресли с Ним. Он нас готовит к совершенно иной жизни — уже вне истории. Не вспомнятся все нелепости и безобразия, которые были здесь. Но для того чтобы приготовить, Господь становится одним из нас, говорит на нашем языке, умирает нашей смертью. Но все равно многие не могут Его понять. Ничего удивительного в этом нет, ведь и друг друга люди не понимают, даже самые близкие. Грех разделяет людей: близкие становятся чужими, начинают враждовать, убивают друг друга. Господь желает, чтобы мы были вместе, Он пытается достучаться до каждого. Как сказано: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20). Но сердце и разум человека закрыты — дверями, замками, цепями. Христос пришел сломать эти замки, отворить двери, для того чтобы мы вошли в совершенно иное бытие. Но пока главная характеристика нашего состояния — грех, сплошной, тотальный. Это страшное искажение человека несет разделение друг с другом, противление Богу и разрушение мира, в котором мы живем. Мы это видим, но ничего не можем сделать, только постоянно что-то добавляем к этому разрушению. Даже те, которые как-то пытаются противостоять («зеленые», например), все равно разрушают. Человек пользуется автомобилями и другой техникой, непрерывно потребляет что-то, но, главное, разрушает духовное пространство вокруг себя. Ежедневно, ежечасно происходит процесс разрушения, процесс гораздо больший, чем созидание. И если бы не помощь Божия, приостанавливающая, тормозящая, давно бы уже мир впал обратно в небытие. Господь дает нам возможность действовать — в этом Его любовь и доверие к Своему творению. В этом Его Промысел: показать людям, к чему приводит жизнь по своеволию, по своим понятиям. Человеку и источнику зла — дьяволу — дана возможность проявить себя. Но пока мир во зле лежит, это проявление есть разрушение. Мы находимся в противоречивом состоянии: чувствуем в себе какие-то силы, побуждения к доброму, благие намерения... но сила греха и его последствия действуют гораздо больше. Даже на верных учениках, апостолах Христа, это проявляется. Как мы слышали в Евангелии, Христос воскрес, а ученики не верят, смущаются, забывают то, чему Он их научил. Приходится Христу упрекать их за жестокосердие (это когда сердце закрыто для благодати Божией). Но Дары Божии непреложны. Дар есть, но неправильно используется. Только сила Божия может это исправить, при условии, что ты возжелаешь жить новой жизнью и откроешься Богу. В этом — святость. Святость — удивительная вещь. С одной стороны, человек обнаруживает свою страшную греховность, невозможность жить праведно, разрушенность, а с другой — становится чрезвычайно близок к Богу. Большинство людей находится в иллюзии своей неспособности и невозможности к этому движению. Святые же люди открыли тайну смерти и жизни, жизни во Христе. Конечно, здесь речь идет о смирении. Когда человек видит, что он ничего не может, тогда оказывается, что он может сделать главное — уповать на Бога и отворить дверь стучащему Христу. И тогда уже сила Божия начинает действовать в человеке. При этом не отменяется индивидуальность, личность. Святые ярко и удивительно раскрывались именно в результате отказа от себя. Когда же кто пытается явить миру самого себя, тогда ничего дельного из этого не выходит. Даже Христос действовал не от Себя, а являл нам Отца (см. Ин. 14,10). Господь говорит апостолам об их жестокосердии и тут же дает им задание: идти в мир и научать, исцелять больных, изгонять бесов, говорить иными языками. Когда человек овладевает духовным языком, то этот духовный язык привлекает к Богу сердца. Мир вас будет убивать, но ни один волос не упадет с головы вашей, все происходит по воле Божией (ср. Лк. 21,14-19). И мы видим, как апостолы решительно и мужественно проповедовали, и в них явились признаки истинной веры. Удивительная вещь: оказывается, есть то, что может отменить все это разрушение и дать возможность пробиться к Истине, к Творцу. Господь говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16). Итак, гибель — или спасение. Мир находится в состоянии гибели. Господь принес спасение. Достаточно поверить. Но что есть истинная вера, какое изменение человека? Это особый вопрос. Вера — это не психологическое свойство, не эмоциональное, ни тем более умственное. Вера — это особое качество, которое можно охарактеризовать так: вопреки всему, своим возможностям, грехам, веруя во Спасителя вплоть до внешнего поражения от сил зла, человек способен противостоять злу. Вера в благодать Божию дает победу. Жены Мироносицы — Мария Магдалина, сестры, жены, матери апостолов — тихо, скромно исполняли свой долг и оказались ничуть не менее сильны, чем апостолы. А где-то даже превзошли их по особому смирению. Господь сподобил Марию Магдалину первой увидеть Его воскресшего и возвестить ученикам об этом главном событии для всего мира и для каждого из нас. Аминь.
Комментарии [0] |