Статьи, проповеди  →  Пророчества о Рождестве Христовом в праздничном богослужении (паремии Великой вечерни)
2 января 2017 г.

Пророчества о Рождестве Христовом в праздничном богослужении (паремии Великой вечерни)

С Рождеством Богомладенца Христа исполнились пророчества о пришествии в мир Мессии, являющиеся центральной темой ветхозаветных Священных книг. На Рождественском повечерии за чтением восьми паремий Церковь вспоминает важнейшие из пророчеств, помогающие нам глубже и полнее понять свою веру. А неверующему пока, но ищущему истину человеку они послужат свидетельством существования Бога и Его участия в человеческой жизни. Ведь сам факт, что пророки за много тысяч и сотен лет могли в точности и с такими подробностями предсказать события будущего: место и время рождения Спасителя, Его богочеловеческую природу, Рождество Его от Девы, великую искупительную Жертву для очищения грехов мира и устранения вражды между людьми и Богом, смерть, а затем — Воскресение для возглавления вечного Царства Им спасенных — свидетельствует о том, что через пророков говорил Сам Бог. О свершившемся с Рождеством Христовым устранении вражды между небом и землей поет, славя Христа, вслед за ангелами вся Церковь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14).

В ветхозаветных книгах — от Пятикнижия пророка Моисея и до позднейших пророков Захарии и Малахии — можно насчитать несколько сотен пророчеств о Мессии и о Его благодатном Царстве. (Как мы помним, слово «Мессия» (Mеshiа) — еврейское, в переводе на греческий — «Христос», и означает оно «Помазанник», т. е. помазанный Духом Святым). Больше всех предвозвещали о Мессии пророк Моисей, царь Давид, пророки Исаия, Даниил и Захария. Обо всех этих пророчествах подробно написал, например, епископ Александр (Милеант) в своем труде «За сотни лет до Рождества Христова. Пророчества Ветхого Завета о Христе». А мы вспомним лишь те паремии, которые читаются на Рождественской службе.

1-я паремия. Книга Бытия (1, 1-13)

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны: и Дух Божий ношашеся верху воды <…>.

Первые строки книги Бытия переносят нас к первым дням творения. Почему в навечерие Рождества Христова вспоминает об этом Церковь? Потому что с момента Рождества весь мир в духовном отношении как бы воссоздается. Светает во мраке греховном. Восходит заря освобождения от рабства греху, проклятию и смерти.

2-я паремия. Книга Чисел (24, 2-3, 5-9, 17-18)

Был на Валааме Дух Божий. И произнес он притчу свою и сказал: <…> Бог вывел его из Египта <…> Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля.

Пророк Валаам, призванный царем моавитян Валаком, чтобы проклясть Израиль, по внушению Духа Святого благословил народ, который в будущем даст миру Владыку всех, и произнес пророчество о приходе звезды от Иакова. Звезда от Иакова — это прообраз Христа, соединившего в Себе сияние славы Отчей и духовной власти над миром. Волхвы знали древние пророчества и в явлении чудесной Вифлеемской звезды увидели указание на Рождество Мессии, Избавителя, Путеводной Звезды для ищущих Царства Небесного. Звезда же Вифлеема — лишь видимый отблеск Его грядущей славы и радости всех верных Ему.

3-я паремия. Книга пророка Михея (4, 6-7; 5, 2-4)

И ты, Вифлееме доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудовых? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили: и исходи Его из начала, от дней века. <…> И станет, и узрит, и упасет паству Свою крепостию Господь. И в славе имене Господа Бога своего пребудут, зане ныне возвеличится даже до конец земли.

Рождение Спасителя пророк предсказал за 700 лет, чтобы люди жили надеждой. Это пророчество читается и на первом часе, и на вечерне, где присоединяется еще несколько строк о милости к «дщери Сионовой», то есть ко всему избранному народу, ко всем уверовавшим во Христа. Они составят Церковь, которую не одолеют врата ада, так как сохранять и беречь ее будет Сам Христос.

4-я паремия. Книга пророка Исаии (11, 1-10)

Тако глаголет Господь: изыдет жезл от корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет. И почиет на нем Дух Божий: дух мудрости и разума: дух совета и крепости: дух ведения и благочестия: дух страха Божия исполнит его. <…> И отроча младо на пещеру аспидску, и на ложе племене аспидска руку возложит. И не сотворят зла, ниже имут погубити ни единаго же на горе святей Моей: занеже исполнися вся земля познати Господа, яко воде мнозе покрыти моря. И будет в день он корень Иессеев, и востаяй владети языки: на Него языцы уповают, и будет покой Его честь.

Слова пророка Исаии о Мессии как о жезле из корня Иессеева означали, что престол царя Давида, сына простого человека из Вифлеема — Иессея, не уничтожится. Из его рода произойдет великий Потомок, который не только обновит славу рода, но, самое главное, обновит и оживотворит все человечество. Этот Отросток от древнего корня, или Отрасль корня Иессеева — Христос Спаситель. «Гора святая» — это Церковь. В древности гора Сион и венчающий ее храм сливались в одно представление о месте особого присутствия Божия. Вера Спасителю, надежда на Него и любовь к Нему сделают весь мир — новый — Вселенскою Церковью, и верных Ему — блаженными.

5-я паремия. Книга пророка Варуха (3, 36-38; 4, 1-4)

Сей Бог наш, не приложится ин к Нему. Изобрете всяк путь художества, и даде Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем же на земли явися и с человеки поживе. Сия книга повелений Божиих, и закон сый во веки, вси держащиися ея в живот, оставившии ея умрут. Обратися Иакове, и имися ея, поиди к сиянию прямо света ея.

В Вавилоне, в самые тяжкие годы пленения, Варух пророчествует о явлении Бога на земле. «Сей Бог наш...», Он Сам придет на землю и будет жить среди людей, станет Светом для них. Пророк это так ясно себе представляет, будто видит своими глазами. Строка пророчества вошла в церковную песнь: «Царь Небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе».

6-я паремия. Книга пророка Даниила (2, 31-36, 44, 45)

Рече Даниил Навуходоносору: ты царю видел еси, и се образ един, образ оный велик, и обличие его округло, стояше пред лицем твоим: и видение его страшно, образ, егоже глава от злата чиста: руце и перси и мышцы его сребряны: чрево и стегны медяны: голени железны: нозе часть убо железна, и часть некая скудельна. Видел еси, дондеже отторжеся камень от горы без рук, и порази образ, на ноги железныя, и скудельныя, и истни я до конца. Тогда истнишася во едино, скудель, железо, медь, сребро, злато и быша яко прах от гумна жатвеннаго, и взят я множество дохновения, и место не обретеся им: камень же порази-
вый образ, бысть в гору велию, и исполни всю землю.

Сие есть соние: а сказание его речем пред царем: возставит Бог Небесный Царство, еже во веки не истлеет, и Царство Его людем иным не оставится, и истнит и измождит вся царствия, и то востанет во веки. Имже образом видел еси, яко от горы отсечеся камень без рук, и сотры скудель, железо, медь, сребро, злато. Бог Великий сказа царю, имже подобает быти по сих и истинно соние, и верно сказание его.

Камень — прообраз Христа, — казавшийся сначала маленьким, будет все больше и больше и «исполни всю землю». Спаситель явится краеугольным камнем Нового Царства — духовного, которое из малого в начале — станет большим и сильным. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался и сокрушил истукана, стало прообразом рождения Богомладенца от Девы: «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос...». Грядущее Новое Царство не будет никем разрушено, будет вечным, как вечным будет и его Царь, и все верные Ему. Для верных христиан оно начинается уже теперь в Церкви.

7-я паремия. Книга пророка Исаии (9, 6-7)

Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его велика совета ангел. Чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века: приведет бо мир на начальники, и здравие Его. И велие начальство Его, и мира Его несть предела, на престол Давидов, и на царство его исправити е, и заступити е судьбою и правдою, от ныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия.

Пророк восхваляет Отроча, рожденного Девой. Он как бы смотрит через даль веков в вифлеемские ясли и радуется, что Сын Божий стал Сыном Человеческим.

8-я паремия.

Книга пророка Исаии (7, 10-16; 8, 1-4, 8-10)

Сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Его Еммануил. <…> С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: услышите даже до последних земли, могущии покаряйтеся: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.

Собственное имя Избавителя Иисус. «Еммануил» — имя нарицательное и в переводе значит «с нами Бог!» Бог будет с народом Своим, Бог будет потомком Давида, Бог будет сыном Девы. Чем могло обрадовать такое знамение, которое исполнится через 700 лет, людей, боящихся войны и поражения в ней в ближайшее время? Тем, что само пришествие в мир Бога во плоти утешительно, но еще более тем, что родится Он (когда бы это ни произошло!) среди рода Давидова. Значит — а это уже каждый поймет — род этот не уничтожат никакие войны. Что Он родится от Девы, то это и должно быть, ведь явление Бога в мир должно быть чудесным, сверхъестественным. Говоря о Еммануиле, пророк подчеркивал, что Он будет и Богом истинным, и человеком как все. «С нами Бог». Эти слова звучат как гимн, который особенно близок тем, кто надеется на помощь Божию — верных Богу.


Комментарии [0]