Статьи, проповеди → Проповедь. Слово протоиерея Леонида Царевского (Третий день Великого поста, 2009 г.)
5 марта 2017 г.
Проповедь. Слово протоиерея Леонида Царевского (Третий день Великого поста, 2009 г.)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Каноне преподобного Андрея Критского говорится о том, что грех является убийцею души. «Убийственные помыслы» — это не образ, а духовная реальность. В Боге — жизнь, а грех, отделяя от Бога, убивает душу человека. При любом греховном действии, слове, мысли, чувстве происходит движение к смерти. Главный убийца — диавол, он использует для своего черного дела все свойства души человека. А если мы сами произволяем на грех, соглашаемся с грехом, то происходит уже самоубийство. Страшно: орудием убийства является сама душа. И тело, конечно, потому что есть грехи против тела. В результате умирают и тело, и душа, попадая в состояние вечной смерти — ад. Такая странная коллизия: с одной стороны — смерть, а с другой — какая-то остаточная мучительная жизнь. Неправильно отождествлять смерть и небытие: это разные вещи. Когда самоубийца воображает, что ему плохо и нужно покончить счеты с жизнью, он мечтает о небытии — чтобы вообще ничего не чувствовать, никак не существовать. (Интересно, что понятие нирваны в буддизме — это и есть отсутствие бытия). Но это еще хуже смерти, ведь Бог создал бытие и Сам является Бытием. Первая книга Библии называется «Бытие», в ней рассказывается о творении мира и о том, что все должно быть. И это есть одно из главных имен Божьих: «Яхве» — «Аз Есмь», «Я Существую». И мы должны — быть. Мир не может не быть, потому что его создал Бог. Тем страшнее наши грехи на этом всем фоне, они пытаются отменить то, что должно быть. Смерть и небытие, конечно, родственны, ведь смерть стремится к небытию. Как ветвь гиперболы в математике: бесконечно приближается к нулю, но никогда не становится нулем. И в этом весь ужас: долгое постоянное умерщвление все ближе и ближе к полному отсутствию жизни, и отсюда — адское страдание. Каждый наш грех желательно так и осознавать: как попытку самоубийства. Или хотя бы — если это слишком страшно — как содействие демонам и их злу. Конечно же, необходимо встать на защиту души, на сопротивление, не давать демонам убивать, научиться отражать их смертоносные стрелы. Способы сопротивления злу, в общем-то, мы с вами знаем: бодрствование духовное, пост, молитва, смирение. Основное оружие — покаяние. Об этом говорит и святой Андрей Критский, и богослужение, и святые отцы. Покаяние оживляет душу. Все перечисленные способы возвращают нас к жизни, воскрешают. Не может, конечно, сам умерший воскресить себя, как не может запачканный кляксами лист бумаги сам себя очистить. Святые говорили, что невозможно увидеть грех полностью: от ужаса умрешь. Так что мы еще не понимаем своих грехов. Если бы понимали — вопияли бы только одно: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» В покаянии начинается обратный путь, удаление от нуля по этой «гиперболе». Весь Канон Андрея Критского пронизан самым главным — надеждою на Господа. Подлинное покаяние — не просто переживание о грехах. И даже глубокое видение греха недостаточно. Необходимо воззвать к силе Божией, протянуть руки к Тому, Кто пришел к нам и Сам протянул нам руки особым, удивительным образом, пригвоздив их ко Кресту. Именно так Господь спасает — берет на Себя нашу смерть. Он тоже приближается к этому нулю для того, чтобы стать лицом к лицу с нашим убийцей, диаволом. Он сходит во ад и Своею Божественною силою, Своей великой Премудростью побеждает убийцу, побеждает нас, самоубийц, и возрождает нас. На опыте святых мы видим, что это возможно, человеку дано стать иным: из мертвого — живым. Даже здесь, на земле, святые люди отличались от окружающих, хотя не всегда это было явно. Кому-то казалось, что они такие же. Некоторым казалось, что и Христос точно такой же, как другие. Да, Он стал одним из нас, но в Нем не было греха, и, значит, не было смерти. Он принял нашу смерть. И поэтому будем каяться. Будем вопиять Господу всю жизнь, а Великим постом особенно, потому что наше спасение — это дело любви Отца и Сына и Святого Духа. Дело сотворения мира, сотворения человека, а затем проведение нас через смерть к воскресению. Все, что вспоминалось в Каноне из Библии (Авраам, Исаак, Иаков, Исав — и положительные персонажи, и отрицательные) — все направлено к одному: чтобы «ты, о душе, покаялась». И хотя в нас существует эта страшная смерть, все-таки есть и остаток жизни — не окончательный ноль. Этот остаток сохранен для того, чтобы была возможность, начальная ступенька, с которой мы можем начать свое покаяние. До какой бы степени все ни дошло, сколько бы ни было убийственных помыслов и чего угодно еще, всегда можно начать покаяние. И надо начинать, не откладывать, призывая на помощь наших святых и научаясь от них кротости, воздержанию, смирению, терпению — все это тушит огненные стрелы лукавого. Вторая ветвь гиперболы восходит к бесконечности, к неизреченной Божественной любви. Аминь.
Комментарии [0] |