Статьи, проповеди → Делатели виноградника Христова. Книги, свечи, иконы...
5 марта 2017 г.
Делатели виноградника Христова. Книги, свечи, иконы...
Продолжая рубрику «Делатели виноградника Христова», мы ведем разговор с работниками церковной лавки. На церковно-приходском языке это место в храме обычно называют «ящик» или «свечной ящик» — от понятия «ящик для пожертвований».
Ольга Васильевна Штондина — Вы давно трудитесь в лавке? — Я пришла в храм в 1991 году и через несколько месяцев уже оказалась за свечным ящиком. В самом начале это был маленький столик, где сейчас стоит бак со святой водой — лестницы там тогда не было. Потом, когда задействовали заднюю часть храма, столик перенесли на другое место — ко входу. Первое время ассортимент был совсем маленький — несколько пачек книг, иконы и свечки. Постепенно лавку расширили: Юра Климов сделал красивое и удобное деревянное обрамление нашего рабочего места. В 2009 году лавка переехала в отдельное новое помещение — Трудно на ящике работать? Что самое трудное? — Молитву держать. Только забудешь про молитву — сразу происходит что-то не то. — У Вас бывают какие-то конфликтные ситуации или удается все держать под контролем? — Бывают. Задают неприятные вопросы или высказывают претензии к Церкви, храму, батюшкам, к нам. Люди разные приходят, некоторые провоцируют. Но самые неорганизованные — это наши постоянные прихожане. Приходят крестить — опаздывают, в лавку не заходят, не подготовятся, ведут себя слишком «по-семейному», небрежно, считают себя «своими», проходят без очереди, отвлекают. Хотелось бы, чтобы такого не было. — Когда заходит человек, Вы сразу видите, чего от него ожидать, нужна ли ему помощь? — Если не очень занята, то это понять проще, но когда много посетителей, то, конечно, можно и упустить. — Часто приходят люди нецерковные? — Да. К батюшкам побаиваются идти — это что-то новое, непонятное. Приходят к нам со своей бедой, спрашивают, что делать, что читать. Но с духовными вопросами мы, в основном, направляем к священникам, и если человек стесняется, то стараемся его подготовить к этой встрече. Иногда, когда мы рекомендуем обратиться к батюшке, человек отвечает, что ему это не нужно, так как никаких особенных грехов у него нет. Мы пытаемся объяснить, что свечки поставить недостаточно, что нужно исповедоваться, причаститься. Но не всегда люди слышат это. — Почему люди приходят крестить детей, венчать, отпевать, а сами в храм не идут? — Да, таких много. Предки так делали, «так надо», «на всякий случай». — Как Вы отнеслись к переезду лавки? — Переезд лавки из храма сначала переживался тяжело, мы привыкли, что всегда на службе, и вдруг у нас это «отняли». Батюшка в шутку назвал это «изгнанием торгующих из храма». Но вскоре провели трансляцию и мы перестроились, теперь имеем возможность еще лучше слышать богослужение. Конечно, работа лавки в храме мешает. Люди приходят в любой момент службы, могут громко разговаривать, обращаться к нам, что-то обсуждать. — Как Вы относитесь к сувенирам в ассортименте лавки? — Это маленькие подарки. Они радуют и детей, и взрослых. Что-то, может быть, и лишнее. Мы часто утешаем людей, говорим: Господь хочет, чтобы ты обратился к Нему, поднял к Нему руки. Иногда у человека такое отчаяние, что непонятно, какой он сделает следующий шаг. Надо остановить его, сказать «подожди», все можно начать сначала, и все наладится. Иногда мы здесь плачем вместе с ними. Иногда слов нет, скажешь: «Иди к Божией Матери, скажи Ей: «Успокой меня», — Она все слышит». И успокаиваются. Некоторые потом заходят, благодарят. — Получается, что вы очень много всего должны знать? — У нас даже есть книга: «Практическое руководство по приходскому консультированию». Всегда боишься что-нибудь не то сказать, особенно, когда плохо себя чувствуешь или у тебя свои скорби. Иногда жалуются на нас, что не так приняли, не то сказали. Я сама страдаю от своего характера. Скажешь что-то резким тоном, а люди этого не любят. Иногда кого-то обидишь, потом несешься за ним: «Простите!» В лавке работать непросто, ведь мы не только продавцы, но, отчасти, и катехизаторы. Людмила Климова — Что бы Вы хотели сказать тем, кто обращается к Вам на свечной ящик? — Я бы хотела попросить прощения у тех, кому не смогла помочь. — Когда приходят недоброжелательно настроенные люди и задают провокационные вопросы, агрессивно ведут себя, как Вы реагируете? — Я с ними соглашаюсь и говорю, что у нас, конечно, есть недостатки. Иногда люди остывают, когда узнают, что за требы нет определенной платы, а можно жертвовать сколько хочешь. — Что самое трудное в Вашей работе? — Устаешь от общения с людьми, которые приходят к тебе, как к психологу. Часто, рассказывая свою историю, люди ждут помощи, но к священникам идти боятся. А ты для них, как попутчик в поезде. Спрашивают, какую иконку купить, какому святому помолиться, но не из любви к Богу и святыне, а по каким-то суевериям. Часто встречается потребительское отношение. Пытаемся объяснить, а в ответ обида, как будто хотят сказать: «Почему ты не хочешь мне секрет открыть, что купить и кому свечку поставить, чтобы сразу хорошо стало?» Человеку больно, но меняться он не хочет. Ведь мы живем страстями и подпитываем их своей привязанностью к ним. Проблема еще в том, что есть много людей, которые живут в своем «сказочном» восприятии жизни и свои чувства считают единственно верными. Сто лет Церковь разрушали, и она почти не могла влиять на жизнь общества. Мы потеряли накопленные веками семейные ценности, честь и достоинство. Мы стоим посередине пустого сожженного поля, и даже обильно поливая и удобряя его, никак не можем получить хорошего урожая — нужны годы постоянного труда. Хотелось бы, чтобы мы объединились, стали дружны и сердечны, и тогда незначительными станут обиды и переживания. А там «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19, 20). Светлана Барышникова — Вы давно работаете в лавке? — С Рождества 2008 года. До этого я периодически заменяла сестер. Мне всегда хотелось чем-то помочь в храме, так что эта работа — для меня, я люблю общаться с людьми, что-то дать, помочь, объяснить. Нужно стараться относиться ко всем с любовью и не считать, что ты во всем прав. — Многие люди боятся сразу подходить к батюшке и заходят сначала в лавку. Как Вы их встречаете? — Отношение к человеку должно быть бережное, доброжелательное, иногда приходится говорить, как с маленьким ребенком. К людям нигде так не относятся, а если и в храме не проявят любви, то бежать будет некуда. Конечно, в идеале, не должно быть никакого места грубости и хамству в церковной ограде. Иногда людям объясняешь, как принято одеваться и вести себя в храме, но не всегда встречаешь понимание. Если человек начинает возражать, то лучше не спорить. Придет время, и он скажет: «Господи, как же меня терпели!» Нужно быть деликатным и ненавязчивым. Лучше не настаивать, а доброжелательно объяснять. Люди приходят или «с заданием», или от себя — заказать сорокоуст, освятить машину, дом и т. д. Когда я вижу, что человеку нехорошо, спрашиваю у него аккуратно, что случилось. Бывает, завязывается разговор и иногда доходит до того, что хорошо бы в храм зайти — помолиться, покаяться. Некоторым людям хочется рассказать о себе даже очень личные вещи. Кто-то потом заходит, благодарит за участие в их судьбе. Я стараюсь людей подвести к мысли, что без Бога ничего не получится в этой жизни, да они и сами это понимают, просто нужно сделать шаг в сторону алтаря. Я рассказываю из своего опыта, что даже нахождение в стенах храма меняет мышление, сознание. За эти час-два, пока ты находишься здесь, понимаешь, что с тобой происходит что-то важное. Вдруг какие-то воспоминания, от которых возникает чувство раскаяния. Под действием благодати в храме начинается наше «разоблачение», и люди, впервые с этим столкнувшиеся, могут уйти, потому что это неприятно. А на самом-то деле это как раз то, что надо. Ведь покаешься — и очистишься. — Какие вопросы люди задают? — Спрашивают, кому и о чем молиться. Даю свой совет, рассказываю, что знаю. — Почему люди в храм не ходят, но приходят покрестить, повенчаться и отпеть? — Душа человека все же стремится к правде. — Вы предлагаете людям подойти к священникам? — Когда люди задают сложные, глубокие вопросы, я рекомендую подойти к священнику. — Например, в каких случаях? — Тяжелые семейные неурядицы, вопросы, связанные со здоровьем. — Как Вы считаете, правильно ли, что в ассортименте лавки, помимо свечей, икон и книг, есть чашечки, ложечки, сувениры? — Если человек хочет приобрести небольшой подарок близким и при этом помочь храму, то в этом ничего плохого нет. — Рекомендуете ли Вы книги? — Да, я всегда стараюсь подобрать книгу. Я считаю, что книги — это Божественное явление в жизни. — Как Вы пережили переезд лавки из храма в отдельное помещение? — Я считаю, что решение это было правильным, потому что работа лавки мешала богослужению. Мы разговариваем с посетителями, пожилые люди плохо слышат, часто переспрашивают, а службе ничто не должно мешать. — Что самое трудное в вашей работе? — Если очень устал, то начинается суета, она и мешает. Нужно молиться не прекращая, чтобы не впускать в себя суету. Ирина Мачинина — У Вас есть какой-нибудь секрет, какой-то свой подход к работе с людьми? — За годы работы, конечно, выработался свой подход. Работая в лавке, я многому учусь у людей. Меня восхищает, насколько человек может быть тактичен, вежлив, грамотен, даже становится стыдно. Я работаю в лавке более 20 лет, и за все это время, кажется, только раза два было очень трудно. Однажды, когда лавка была еще в храме, зашел мужчина. Причем он и не собирался ничего покупать, не заказывал никаких треб — просто пришел посмотреть и поговорить. «Вы не поверите, я живу «с бесом в голове» и мне очень плохо», — сказал он. Служба тогда не шла, батюшек не было. Он поднял на меня глаза, и мне показалось, что они какие-то нечеловеческие, — даже плохо стало от этого взгляда. Я ему посоветовала пойти на исповедь, рассказать все батюшке. Он стал заходить в храм периодически. Лет через пять мы встретились с ним в паломнической поездке — и это уже был совсем другой человек. Люди приходят сюда часто со своим горем, они в растерянности — идут, что их выслушают. Я пытаюсь найти какие-то слова, предлагаю взять Евангелие или Псалтирь, объясняю, что это такое, как читать. Хотелось бы, конечно, чтобы люди не только высказывались, но и готовы были выслушать совет. При этом встречаются такие, с которыми лучше не начинать разговор — любое слово воспринимается в штыки. — Расскажите об ассортименте лавки. — Здесь у нас есть самая разная литература. Библия, молитвословы, Закон Божий — простые, детские, иллюстрированные, подарочные. Святоотеческая, историческая, художественная литература для детей и взрослых. Журналы: Фома, Православная Беседа, Славянка, Русский дом, Наследник. Календари и кулинарные книги, раскраски для детей. Есть иконы и иконная утварь — самая разная; свечи и кресты. Есть у нас и сувениры — они радуют и детей, и взрослых. Людям хочется принести что-нибудь из храма на память, сделать кому-то подарок. Беседовала Вера Данилина Комментарии [0] |