Статьи, проповеди  →  Наши летние паломничества 2012 года: Муром — Дивеево — Выша — Рязань
8 марта 2017 г.

Наши летние паломничества 2012 года: Муром — Дивеево — Выша — Рязань

palomnichestvo2012.jpg Прошедшее лето для многих прихожан было не пустым прожиганием времени — лишь отвлечься от забот, а заодно и соскучиться по храму. Как всегда, наши усердные богомольцы побывали в разных святых местах, в России и за рубежом, чтобы поклониться святыням, помолиться за себя и своих близких, за свой приход. Так, хотя и малочисленная по составу, но очень плодотворная, совершилась очередная поездка на Соловки. Но основной наш рассказ сегодня о маршруте: Муром — Дивеево — Выша — Рязань.

15 июля, в воскресенье, после литургии и молебна 46 прихожан нашего храма во главе с батюшкой о. Львом отправились в паломническую поездку по программе: «Монастыри города Мурома — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь — Свято-Успенский Вышенский монастырь — Свято-Иоанно-Богословский Пощуповский монастырь».

Все мы с большим нетерпением ждали возможности отрешиться от повседневных забот и суеты и вглядеться в свою душу, уповая на помощь таких великих, известных всему православному миру святынь.

Благословение о. Леонида перед началом пути и — отъезд. Слушаем напутствие о. Льва о том, что непрестанная молитва является основой труда паломника над состоянием своей души. «Богородице, Дево, радуйся…» — и нестройный вначале хор наших голосов к концу Богородичного правила становится гораздо более слаженным.

Вечером мы уже в Муроме, а утром в понедельник отправляемся в Свято-Троицкий женский монастырь. После окончания литургии в почти пустом Свято-Троицком храме начали служить молебен у мощей свв. блгвв. кнн. Петра и Февронии. Ко времени елеопомазания храм снова был полон людьми, молящимися с верой и надеждой о семейном благополучии и любви. Мы бы хотели, чтобы нашим читателям когда-нибудь тоже довелось испытать то чувство благодати, которое мы ощущали во время молебна.

Рядом со Свято-Троицким находится Благовещенский мужской монастырь, мы поклонились его святыне — раке с мощами св. блгв. кн. Константина и его сыновей, крестителей Мурома в конце XI века.

Внутри монастырских стен царит красота, уют и идеальный порядок. Невозможно не залюбоваться белоснежными храмами, устремленными ввысь, и изобилием ярких разнообразных цветов на многочисленных клумбах. Даже не верится, что всего два десятка лет назад здесь царила полная разруха.

Некоторые из наших паломников успели побывать в Николо-Набережной церкви, поклониться мощам св. Иулиании Лазаревской, «монахине в миру», особо угодившей Богу делами милосердия.

Затем Спасо-Преображенский мужской монастырь, расположенный на высоком левом берегу Оки, откуда открываются взору необозримые просторы земли русской. В Спасо-Преображенском соборе поклоняемся раке с частицей мощей прп. Илии Муромца, источающей дивное благоухание, и чудотворной иконе Божией Матери «Скоропослушница», привезенной с Афона в XIX веке. Перед трапезой гуляем по просторному монастырскому двору с невообразимо прекрасными цветами вдоль дорожек, рассматриваем храмы, часовни, палаты, даже маленький птичий дворик с прудом и ухоженный огородик. Заходим помолиться в часовню-костницу, здесь теперь покоятся останки монахов. Старенький монах рассказывает, что на месте монастырского кладбища был плац, в братских корпусах — казармы, в самом соборе — спортивный зал воинской части, а монастырь возрождать начали всего 17 лет назад.

С молитвой едем дальше, в Дивеево. После долгого пути наши силы восстанавливают святые источники, Казанский и Пантелеимоновский. Немного опаздываем на вечернее богослужение. Несмотря на огромное количество паломников, монастырь поражает тишиной, умиротворением и покоем величественных храмов. Поклоняемся мощам батюшки Серафима и его любимой иконе Божией Матери «Умиление».

Трапеза в монастыре. Потоком идут паломники. Уставшие к вечеру трудники и послушницы раздают простую монастырскую пищу. Запомнилось светлое и счастливое лицо маленькой, худенькой послушницы, быстро работающей и вдохновенно поющей Иисусову молитву.

В 9 часов вечера от Троицкого собора начинается Крестный ход. Вслед за сестрами все идут к Канавке Божией Матери. В полной тишине сотни людей погружаются в чтение Богородичного правила. «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Уже ночью возвращаемся в монастырскую гостиницу. Готовимся к причащению. Все мы запомним молитвы и ночную исповедь прямо под звездным небом...

Во вторник ранним-ранним утром едем на святой источник Серафима Саровского в Цыгановку, и, Божией волей, мы там одни. Источник поражает неотмирным покоем и красотой. Даже кажется, что вместо воды в нем какая-то субстанция, не имеющая в нашем мире названия.

Возвращаемся в монастырь, в Троицком храме начинается Божественная литургия. Звучит дивный хор, на душе светло и торжественно. С трепетом ждем причащения Святых Христовых Тайн.

После литургии в храме Рождества Богородицы о. Лев служит молебен Дивеевским святым. Поклоняемся мощам прпп. Александры, Марфы и Елены.

Отцу Льву были переданы частицы мощей Дивеевских святых в дар для нашего храма. «Дивен Бог во святых Своих…»

И где только не встретишь своих! «Здравствуйте, жены пучковские!» — приветствовал нас в Дивеево водитель и завгар нашего храма Валерий Елисеев.

Далее наш путь лежит в Свято-Успенский Вышенский монастырь. По сложившейся традиции, нам довелось изрядно поплутать, отъехав от Дивеевского монастыря, так что до подворья Вышенского монастыря в Быковой горе мы добрались только глубокой ночью. Несмотря на поздний час, сестры встретили нас тепло и радостно. Как вкусны монастырские трапезы!

После трех часов сна с утренней молитвой отправляемся с Быковой горы в монастырь к святителю Феофану. Раннее утро, в стенах монастыря покой и тишина. Замираем, увидев Казанский собор с иконами-фресками на наружных стенах. Он такой красивый и цельный, что сразу невозможно оценить его размеры, только стоя совсем рядом осознаешь, какое это огромное здание. До начала литургии батюшка Лев прямо на улице успевает прочитать акафист святителю Феофану.

Входим в собор. Поклоняемся святыням — раке с мощами святителя Феофана, чудотворной Казанской иконе Божией Матери и иконе святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца с частицей мощей. Всем сердцем ощущаем единство Божьей Церкви: ведь перед отъездом мы просили в нашем храме благословения у нашей Казанской иконы Божией Матери, нашей иконы святителя Иоанна Шанхайского и иконы святителя Феофана, написанной на частице его гроба.

С восторгом и болью рассматриваем внутреннее убранство храма. Даже почти уничтоженная роспись на стенах и сводах впечатляет своей красотой, реставрировать ее предстоит, видимо, еще долгие годы.

Божественная литургия. Причастие. Отец Лев говорит проповедь — простую, проникновенную и очень нужную для наших заблудших душ. С волнением и вниманием ее слушают все: наши паломники, прихожане и сестры монастыря.

Затем молодая монахиня Иулиания ведет нас в дом-музей святителя Феофана. Поднимаемся на второй этаж в его покои, слушаем обстоятельный рассказ о 22-летнем затворе святителя, давшем полезный и обильный плод трудов для Церкви Божией, то есть для каждого из нас, православных христиан. Ступаем по сохранившимся с тех времен половицам, можем потрогать вещи, сделанные руками святителя Феофана, приложиться к иконе свт. Николая Чудотворца, написанной им. «Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас». Станем же и мы одними из этих многих, если будем посильно читать труды святителя!

Сестра Иулиания рассказывает кратко об истории монастыря, о чудотворной Казанской иконе. Кропотливое строительство обители в течение почти трех веков, а после революции разорение и закрытие монастыря, расстрел в 1923 г. крестного хода (в основном, женщин, стариков и детей, не отдававших икону на поругание), осквернение места захоронения святителя Феофана, психиатрическая лечебница, которую только год назад перевели в другое место… Когда мы вышли из музея, то на все окружающее смотрели уже другими глазами. Помоги, Господь, восстановить обитель и даруй спасение ее монахиням и тем, кто поможет в этом благом деле!

Снова в путь — в Иоанно-Богословский монастырь. Главный храм, Иоанно-Богословский собор, закрыт на реставрацию, там ведется настенная роспись. В Успенском соборе поражает красота голубого фаянсового иконостаса и простор ослепительно-белого купола. Весь храм кажется наполненным чистым голубым сиянием.

Задержаться и посетить все храмы нам не позволяет время, поэтому решаем только окунуться в святой источник и сразу уезжаем. Поздним вечером в среду мы в Троицке. Возвращению радуемся, но расстаемся с сожалением: вряд ли что иное может сплотить людей сильнее, чем совместная молитва.

Подчас не совсем легко было переносить некоторые моменты нашего путешествия, но с Божией помощью, которую каждый из нас ощущал, справились и самые пожилые, и наша самая юная паломница — Валерия. А ее наивно-детская молитва: «…хлеб наш насущный дашь нам есть…» — не оставила равнодушным никого из тех, кому довелось ее услышать.

К сожалению, невозможно пересказать все, что мы узнали в этой поездке. Скорее всего, каждый из нас будет долго помнить это паломничество, осознавать и обдумывать впечатления, искать и дополнять полученную информацию, прочтет новые книги, то есть будет жить дальше, но уже немного иначе, с большей пользой для своей души.

Выражаем глубокую признательность и благодарность организаторам поездки и обоим Александрам — нашим водителям. Низкий поклон нашему пастырю отцу Льву. Благодаря его несомненным организаторским способностям, бесконечному терпению, молитве и бдительному о нас попечению каждый из нас смог ощутить себя любимым чадом в большой и дружной семье.