Статьи, проповеди  →  Объясняем богослужение. Богослужебные тексты
26 апреля 2017 г.

Объясняем богослужение. Богослужебные тексты

Все православное богослужение глубоко проникнуто Священным Писанием. Но прежде всего, выделим Четвероевангелие. Богослужебное Евангелие всегда украшено, хранится оно на Престоле, является объектом особого почитания. Евангелие — книга, которую не освящают, так как сам текст Евангелия считается священным. На литургии, произносится специальное прошение: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим». Существует особая священническая молитва о разумении Евангелия. Кроме литургии Евангелие читается на воскресной и на любой полиелейной утрене. Иногда — на вечерне: Пасхальной, в дни Страстной седмицы. На Царских часах (в Навечерия Рождества и Крещения, в Великий пяток) также читается Евангелие. Великим Постом на часах полностью прочитывается все Евангелие (по уставу — в первые три дня Страстной седмицы).

Вторая часть Новозаветного канона — Апостольские Деяния и послания. В основном читаются они на литургии. Чтение Апостола предшествует чтению Евангелия. На Царских часах также читается Апостол. Весь текст Нового Завета (кроме Апокалипсиса) разделен на зачала, то есть, определенные отрывки. Празднуемым святым также назначены чтения, которые добавляются к рядовым.

Некоторые Евангельские тексты вошли в неизменяемые части богослужения. Например, молитва прав. Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши...» (Лк. 2:29-32), а песнопение «Богородице Дево, радуйся...» — парафраз обращений Архангела Гавриила и прав. Елисаветы ко Пресвятой Деве (Лк. 1:28,42). Многократно читается и поется: «Отче наш…» — молитва Господня (Мф.6:9-13).

На утрени шестопсалмие начинается песнью Ангелов «Слава в Вышних Богу...» (Лк. 1:14). По 8-ой песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа...» (Лк. 1:46-55), а 9-я песнь канона должна петься со стихами пророка Захарии (Лк. 1:68-79).

Ветхий Завет также обширно представлен в богослужении. Прежде всего, это паримии, которые читаются на великой вечерне. Есть паримии Богородичных праздников — лествица Иакова (Быт. 28:12-17) и притча Соломона «Премудрость созда себе дом» (Притч. 9:1-11), «врата затворенные» из пророчества Иезекииля (Иез. 44:1-4) — все это удивительной красоты прообразования Ветхого Завета о Богоматери. Есть свои паримии и на Господские праздники, а также для различных ликов святых: преподобнические, святительские и т. д. В Великую субботу на вечерне читаются 15 паримий с пророчествами о Воскресении Спасителя.

Самой популярной и широко применяемой при богослужении частью Ветхого Завета является Псалтирь. Обычно она читается кафизмами (их в Псалтири двадцать) по одной кафизме, по две, по три. (В приходской практике сокращается до нескольких псалмов). В начале утрени есть двупслалмие и шестопсалмие, перед каноном положено читать 50-й псалом. Нет ни одной службы, когда бы не использовалась Псалтирь. В обыкновенное время года по Уставу каждую седмицу Псалтирь должна быть прочитана полностью. Во время Великого поста за каждую седмицу Псалтирь прочитывается дважды. Из Псалтири берутся прокимены и аллилуарии. Это краткие стихи, как правило, предшествущие чтению Св. Писания.

Из Псалтири обычно берется еще один краткий богослужебный текст, он называется киноник или причастен. На литургии после возглашения: «Святая святым» хор поет: «Един Свят...» и затем киноник, который меняется в зависимости от дня седмицы или праздника (в воскресенье всегда поется «Хвалите Господа с небес...»)

Каждая служба начинается с возгласа, это тоже особенный момент богослужения. Возглас произносит священнослужитель. На Литургию: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа...». Этим же возгласом начинаются Таинства Крещения и Венчания, а кроме того новогодний молебен. Следующий по торжественности возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...» — звучит в начале всенощного бдения или утрени, а также благодарственного молебна. Остальные чинопоследования начинаются возгласом: «Благословен Бог наш…»

Как особенные по своему строению и содержанию молитвы, мы должны выделить ектении. Ектения — это усердное совместное моление. Ектению произносит диакон, а завершает возглас священника.

а) Великая или мирная ектения состоит обычно из 12 прошений. Это первая ектения на главных службах: литургии, вечерне, утрене. Отличается она особенной полнотой, прошения выстроены как бы сверху вниз: о свышнем мире и спасении душ наших, о Церкви, о стране, о городе, о благорастворении воздухов, о плавающих, путешествующих, недугующих... ектения спускается к самым простым нуждам человеческим. После каждого прошения поется «Господи, помилуй». В некоторых случаях, например, на вечерне Пятидесятницы, мирная ектения дополняется особыми прошениями.

б) Малая ектения начинается словами: «Паки паки миром Господу помолимся». Содержит она всего два прошения. Чередуясь с другими богослужебными текстами, она создает особый ритм службы.

в) Сугубая ектения. Слово «сугубый» означает «двойной», «усиленный», при этом «Господи помилуй» после каждого прошения поется трижды. Она может быть полной и тогда начинается словами: «Рцем вси от всея души...» — или чуть сокращенной, сразу с третьего прошения: «Помилуй нас Боже, по велицей милости Твоей...»

г) Просительная ектения: «Исполним молитву нашу Господеви» («исполним» — т.е. «восполним»). Могут добавляться слова «вечернюю» или «утреннюю». Отличается она тем, что начиная с третьего или четвертого прошения поется не «Господи помилуй», а «Подай, Господи».

Обратимся к текстам гимнографическим, т. е. церковному песнотворчеству.

Тропарь (греч. — «обращаемый»). Чаще всего — это основное песнопение праздника, в котором раскрывается главное его содержание. Тропарь — это строфа, которая должна перемежаться (обращаться) с другими текстами, например, со стихами Псалтири. Тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» — самый короткий и прекрасный — перемежается со стихами 67 псалма: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». Такое чередование часто используется в богослужении. Обычно чем тропарь древнее, тем короче. Поется тропарь в конце вечерни, в начале утрени, затем на часах (читается) и на Литургии.

Также термин тропарь употребляется в широком значении: гимнографическая единица, строфа. Таких тропарей может быть много, из них состоят песни канона.

Следующее по значению песнопение праздника — кондак («домик»), который почти всегда появляется в паре с икосом («домом»). Их место после 6-й песни канона, а затем кондак повторяется на часах и на литургии.

Кондак с икосом — остаток древнего гимнографического жанра, очень крупного, который так и назывался «кондак», но представлял собой не одну только строфу, а целую церковную поэму, похожую на наш акафист. Эта форма особенно была распространена во времена св. Романа Сладкопевца (VI в.)

Следующий тип текстов — стихиры. Стихира, как и тропарь, представляет собой строфу (обычно более длинную). Она припевается к стиху псалма. В зависимости от местоположения на службе существует несколько видов стихир. На вечерне на «Господи, воззвах» (начальные слова псалма, к которому они припеваются). Псалмы 140-й, 141-й, 129-й, 116-й составляют неизменяемую часть богослужения и находятся в Часослове. Этих стихир может быть разное количество: 10, 8, 6, 4. Сначала стихи псалма идут подряд. Потом к каждому стиху припевают по одной стихире.

Стихиры на литии поются без стихов, количество их от 1 до 9. Звучат они во время выхода на праздничную литию.

Стихиры на стиховне располагаются ближе к концу вечерни. Здесь стихи зависят от праздника или чина святого.

Стихира по 50-м псалме. На воскресной всенощной: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость».

Стихиры на хвалитех поются на утрени. Называются они так, потому что «хвалите» — первое слово многих стихов псалмов 148-го, 149-го, 150-го, которые составляют неизменяемую часть службы и находятся в Часослове. Этих стихир может быть 8, 6, 4. На «простой» утрене также могут быть свои стихиры на стиховне.

Еще есть евангельская стихира. На воскресном бдении она соответствует одному из 11-ти воскресных евангелий.

Самая крупная гимнографическая форма — канон. Он состоит из песней. Максимальное и нормативное число песен — девять. Но вторая песнь по Уставу употребляется редко, поэтому в большинстве канонов восемь песней. Такие каноны называются полными. А бывает, что в каноне всего 2, 3 или 4 песни.

Каждая песнь состоит из ирмоса («образец») и тропарей канона. Ирмос связывает песни канона и играет моделирующую, определяющую роль. Причем, в греческом оригинале в каждом тропаре воспроизводится не только напев, но и места удерений и количество слогов ирмоса.

Существуют и библейские тексты, связанные с каноном. Это песни Священного Писания или библейские песни — тексты Ветхого и Нового Заветов. Из Св. Писания взято десять таких песен, соединяемых с каноном. У нас в практике богослужения они употребляются только Великим Постом на буднях. Эти песни во многом определили содержание ирмосов. Например, 1-й ирмос воскресного канона: «Коня и всадника в море Чермное сокрушаяй брани мышцею высокою Христос истрясе, Израиля же спасе, победную песнь поюще» — это из песни сестры Моисея Мариам и израильтян после прехождения Чермнаго моря (см. Исход 14:31-15:21).

Каноны также поются на повечерии, воскресной полунощнице, а из богослужений Требника — на Елеосвящении, панихиде, отпевании, некоторых молебнах.

В дальнейшем мы предполагаем подробнее рассказать о каждой составляющей православного богослужения: ектениях, канонах и проч.

Составил В. П. Ефросинин


Комментарии [0]