Статьи, проповеди → Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Geneviève-des-Bois)
4 мая 2017 г.
Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Geneviève-des-Bois)
К 10-летию восстановления единства внутри Русской Православной Церкви
9 марта с.г., в преддверии 10-летия восстановления единства внутри Русской Православной Церкви (17.05.2007, на Вознесение Господне), Священный Синод постановил включить в месяцеслов имена 14 древних святых1, подвизавшихся в западных странах до разделения Церкви на Католическую и Православную (1054 г.). Большой вклад в дело общецерковного прославления святых внес особо чтимый в нашем приходе святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (память которого, 2 июля н.ст., совершается вместе с празднованием Казанской Пучковской иконе Божией Матери). В бытность свою правящим архиереем Западно-Европейского экзархата РПЦЗ владыка отыскивал древние жития и забытые могилы подвижников. О трудах святителя по восстановлению почитания святых говорится и в акафисте ему: «Хотя пламенно прославити святых Запада, отпавшего от истины, возстановил еси почитание их в Церкви Православной, о любителю преподобных Востока и Запада. Днесь с ними на небеси моли Бога о нас, поющих на земли к Богу: Аллилуиа!» Среди французских святых святитель Иоанн особо выделял прп. Женевьеву (Геновефу), небесную покровительницу Парижа. Она не раз защищала город от врагов. Память о спасении Парижа по ее молитве от нашествия гуннов отмечена колонной, сооруженной на месте, до коего дошел Аттила. Св. Женевьева прославилась в народе многими подвигами и чудесами, даром прозорливости, по ее молитвам утихали бури и изгонялись бесы, исцелялись слепые. Первое чудо, совершенное ею в 14 лет — исцеление ослепшей матери. Святая считается также покровительницей учащихся. Подобно свече, возжигавшейся во время молитвы в ее руке, горело сердце св. Женевьевы перед Богом. О своей современнице духом знал стоящий на столпе в сирийской пустыне Симеон Столпник и просил ее святых молитв. Во время Французской революции мощи св. Женевьевы были сожжены безбожниками, а пепел развеян над Сеной. Но частицы ее святых мощей, подаренные в свое время различным приходам, сохранились. Со святой Женевьевой таинственным образом оказалась связана судьба русской эмиграции. Однажды, в 20-е годы минувшего века, она явилась во сне благочестивой русской женщине, духовной дочери священника Михаила Бельского, говоря: «Почему русские не молятся мне в моем городе? Почему вы, изгнанные из России, вы все, претерпевающие столько болей и страданий, не обращаетесь ко мне? Я могу вам помочь». — «Кто Вы?» — спросила женщина. — «Я Женевьева, покровительница Парижа». В предместье Парижа Сент-Женевьев-де-Буа (т. е. «Святая-Женевьева-в-лесах»), где, по преданию, была пещера, в которой святая вела некоторое время отшельническую жизнь, попечением княгини Веры Мещерской был устроен «Русский дом» для престарелых и нетрудоспособных русских эмигрантов. Ему суждено было стать также хранителем реликвий дореволюционной России. Была арендована и часть местного муниципального кладбища, ныне это — самый большой русский некрополь за пределами России (в 2008 г. Россия погасила накопившуюся за советские годы задолженность по арендной плате на годы вперед; прорабатывается проект создания на базе «Русского дома» культурно-архивного центра). 14 октября 1939 г. была торжественно освящена кладбищенская церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная по проекту архитектора и живописца Альберта А. Бенуа в новгородском стиле, с псковской звонницей и воротами. Супруги Бенуа расписали эту церковь (в крипте которой они ныне похоронены), а также создали памятник участникам Белого движения и более ста крестов и надгробий. На этом кладбище покоятся великие люди России, многие из которых составляли цвет нации, ее честь и славу, и вынуждены были покинуть родину в результате большевистского переворота. Здесь захоронено более 10 тыс. русских. Среди них: митрополит Евлогий (Георгиевский), архиепископ Сергий (Коновалов), прот. Сергий Булгаков, богослов, основатель Богословского института в Париже; прот. Василий Зеньковский, А. В. Карташев, церковный историк, профессор Богословского института в Париже; профессор того же института Л. А. Зандер, богослов и философ Н. О. Лосский, иконописец и богослов Л. А. Успенский, экономист и государственный деятель П. Б. Струве. Похоронены здесь многие известные деятели культуры и науки: композиторы Н. Н. Кедров, Н. Н. Черепнин, основатель Русской консерватории им. Рахманинова в Париже; А. Г. Чесноков; М. А. Славина, оперная певица; Нобелевский лауреат И. А. Бунин с супругой В. Н. Муромцевой, писатели Борис Зайцев, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Виктор Некрасов (участник Великой Оте- Развевающийся Андреевский флаг — нагрудный знак моряков Российского Императорского флота, оказавшихся в эмиграции, можно увидеть на могилах многих мореходов, нашедших здесь свой последний приют. В некрополе находятся также общие могилы: казаков с атаманом А. П. Богаевским, дроздовцев, алексеевцев, членов Иностранного легиона, членов Русского кадетского корпуса. В Сент-Женевьев-де-Буа воздвигнута уменьшенная копия Галлиполийского обелиска в виде кургана как дань памяти всем участникам Белого движения. Название он получил по аналогии с подобным монументом, который был установлен вблизи турецкого порта Галлиполи (совр. Гелиболу) в память скончавшихся в 1920-1921 гг., во время вынужденного пребывания на Галлиполийском полуострове эвакуированных из Крыма частей Русской армии. Так писал о «галлиполийском сидении» в 1927 г. Иван Шмелев: «Белое движение и завершившее его галлиполийство есть удержание России на гиблом срыве, явление бессмертной души Ея, — ценнейшего, чего отдавать нельзя: национальной чести, высоких целей, назначенных Ей в удел, избранности, быть может, — национального сознания. За это, за невещественное, за душу — бились Белые Воины…» В 1949 г. обелиск в Гелиболу был разрушен землетрясением. Спустя 60 лет Центр Национальной Славы и Фонд Андрея Первозванного восстановили памятник и создали мемориальный комплекс; была отслужена совместная панихида с участием представителей воссоединенных частей Церкви. Это стало еще одним важным шагом на пути к уврачеванию ран разделения, нанесенных нашему народу революциями 1917 г. и Гражданской войной. И Патриарх Алексий II, и Патриарх Кирилл, и иерархи РПЦЗ не раз возносили свои молитвы о покоящихся в некрополе. Разделенные братья связаны теперь навеки общими панихидами, общими молитвами единым святым в единой Церкви. По слову святителя Иоанна: «В различных местах вселенной праведники одному Богу работали, единым духом водились и купно Им прославлены. Волна революций и реформаций уничтожила их мощи на Западе, как, дошедши до нашего Отечества, коснулась кощунственно и русских святых. Она пыталась уничтожить их память, как Иулиан Отступник сжигал святые мощи преподобных. Но они ликуют в Церкви Небесной, а мы должны еще более славить их труды, прославляя тем Бога, творящего через них чудеса».
1. В месяцеслов включены имена следующих святых: • сщмч. Пофина, епископа Лионского, и с ним пострадавших (п????? 2/15 ????); амять 2/15 июня); • мц. Бландины и мч. Понтика Лионских (2/15 июня); • мч. Епиподия Лионского (22 апр/5 мая); • мч. Александра Лионского (24 апр/7 мая); • сщмч. Сатурнина, 1-го епископа Тулузского (29 ноября/12 дек.); • мч. Виктора Марсельского (21 июля/3 августа); • мч. Албана Британского (22 июня/5 июля); • свт. Гонората, еп. Арльского (16 января/29 января); • свт. Германа, еп. Осерского (31 июля/13 августа); • прп. Викентия Леринского (24 мая/6 июня); • свт. Патрикия, просветителя Ирландии (17/30 марта); • свт. Лупа, епископа Труа (29 июля/11 августа); • прп. Женевьевы Парижской (3/16 января); • свт. Германа, епископа Парижского (28 мая/10 июня); • прп. Прокопия, игумена Сазавского (16/29 сентября). Комментарии [0] |