Статьи, проповеди → Тайна Святой Троицы. Проповедь свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в Духов день
1 июня 2017 г.
Тайна Святой Троицы. Проповедь свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в Духов день
Ветхозаветное Священное Писание, подчеркивая единство Божьего существа, лишь неясно и в прикровенной форме раскрывает Троичность Лиц в Нем. Так, книга Бытия, повествуя о сотворении человека, пишет: «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», давая понять, что Бог — не одно Лицо, хотя и не уточняет, Кто Эти Собеседники и сколько Их. Такая же форма множественного числа употреблена и в повествовании о смешении языков при построении Вавилонской башни, когда Господь сказал: «Сойдем, и смешаем языки их». Несколько далее в книге Бытия мы находим более определенное указание на Троичность в Боге, когда Господь явился праведному Аврааму в образе трех Странников. Авраам обращается к Богу в единственном числе, хотя видит перед собою Трех. Зато в Новом Завете тайна Святой Троицы раскрывается со всей очевидностью — как в наставлениях Спасителя и Его апостолов, так и в Божественных явлениях, которых было три: при Крещении и Преображении Господа Иисуса Христа и во время Сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков. Во время Крещения Господа на реке Иордан с неба раздался Божественный голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Здесь Бог-Отец свидетельствует о Своем Сыне; воплотившийся Бог-Сын стоит в струях Иордана, смиренно склоняя Свою голову под руку Иоанна Крестителя, а Бог-Дух Святой в виде голубя спускается на Сына и подтверждает сказанное Отцом. Во время Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор с неба раздались те же слова Бога-Отца, что и при Крещении, но с добавлением — «Того слушайте». Опять здесь явление Троицы: Бог-Отец говорит, воплотившийся Сын Божий являет Свое преображенное человеческое естество, а Дух Святой сияет светом Божественной славы. И наконец, в третий раз, уже после Воскресения и Вознесения Господа, Бог являет себя в Сошествии Святого Духа на апостолов. Здесь Бог-Дух Святой, от Отца исходящий, являет Себя в виде огненных языков, и этим исполняет обещанное Сыном. В этом чудесном событии Дух Святой обнаруживает Свою всемогущую и возрождающую силу, преображающую человека на его пути ко спасению. С этого времени Дух Святой в каждом христианине завершает дело спасения, начатое воплотившимся Сыном Божиим. <…> Бог создал мир Своим Словом: «Сказал — и стало». Замечательно, что святая Библия «Словом» называет Бога-Сына. Слово Божие — это не только нечто похожее на наше слово-звук, а есть творческая Божественная Сила, личное проявление Премудрости Божией: «В начале было Слово… и Слово было Бог», — мы читаем в Евангелии от Иоанна. Бог-Отец творит мир Своим Словом, т. е. через Сына. Бог-Сын, Слово Божие, творит мир с участием Духа Животворящего. Действительно, святая Библия говорит, что, когда Бог создавал наш вещественный мир, Дух Божий «носился над бездной» — еще не образовавшимся естеством. Русское слово «носился» не передает полностью значение оригинального библейского выражения. По еврейскому подлиннику надо разуметь не только то, что Дух Святой парил над новосозданным миром, но и то, что Он оживотворял его, согревал его, как наседка, высиживающая цыпленка. Это обстоятельство внушает нам мысль, что Бог любит мир, который Он создал и который, через человека, Он призвал к участию в Своей Божественной жизни и славе. С грехопадением первозданного человека вещественный мир тоже потерпел повреждение и с тех пор разделяет с человеком его осуждение. Поэтому спасение человека будет одновременно и началом обновления мировых стихий. Спасение человека начинается на Иордане — через покаяние и погружение в воду. «Днесь вод освящается естество», — поет Церковь на праздник Крещения. Здесь весь вещественный мир, в лице водной стихии, призывается послужить обновлению человека. Освящается сначала вода, а не что-либо другое, так как, по объяснению апостола Петра, «небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Пет. 3, 5). Во время Преображения прославляется Богочеловек. Его слава — не просто изменение внешнего образа, но подлинное прославление и преображение человеческого естества и откровение новой жизни. Преобразившись, Господь показал славу Своего Небесного Царства и славу Своего обожествленного человеческого естества, чтобы апостолы поняли, что им открыт путь к Царству Христову, где они будут сиять тем же светом Божественной славы. В сошествии Святого Духа на апостолов человек, а через него и весь мир, призывается приобщиться той Божественной жизни и славы. Здесь преображается не только тело, но и дух человека, принимающего Духа Святого и желающего той новой жизни. Сойдя на апостолов, Дух Святой через них сошел на всех христиан, идущих путем спасения. Он сошел в образе огненных языков потому, что возрождающая и преображающая сила Святого Духа попаляет все греховное. Предсказано в Писании, что при Втором Пришествии Спасителя наш вещественный мир сгорит и станет «новым небом и новой землей» после того, как будет очищен огнем. При сотворении первого мира сначала было образовано тело человека, а потом ему был дан богоподобный дух — «вдунул Бог дыхание жизни». Так и в создании обновленного мира: прежде в Крещении освящается вода — вещественный мир; затем освящается человеческое естество — в Преображении; и, наконец, совершается возрождение и преображение человеческого духа — в Сошествии Святого Духа. Леснинская обитель, 1/14 июня 1954 г. Комментарии [0] |