Статьи, проповеди  →  Делатели виноградника Христова. Водители
1 июня 2017 г.

Делатели виноградника Христова. Водители

Водители Сегодня мы беседуем с представителями автопарка нашего храма. Эти люди, проработавшие много лет водителями в обычных мирских организациях, решили тесно связать свою жизнь и профессиональную деятельность с храмом, с приходом, с приходскими делами.

Валерий Елисеев

В Пучково я уже более 14 лет. До того как приехать сюда, был трудником в Оптиной Пустыни. Там я прошел определенную «школу» и воцерковился. Пытался работать в Москве, но как-то не сложилось.

Первое время было очень тяжело. Духовник оптинский, когда провожал меня в Москву, предупреждал, что трудно будет. Я сторонник воинской дисциплины (она же монастырская), и меня очень возмущала «расслабленность и вседозволенность», я и сейчас с трудом с этим мирюсь (например, если женщина подходит к священнику и запросто дергает его за рукав, чтобы он на нее внимание обратил в то время, как он с кем-то беседует). Помню, меня поначалу наши прихожане «серым кардиналом» называли. Я был ко всем строг и требователен, на этой почве у меня даже срывы были. Мне все время хотелось сказать, чтобы люди церковный устав почитали, поинтересовались, как надо вести себя в храме. А я вспыльчивый, замечания делаю часто грубо, некорректно. Мне не раз на это священники указывали. Люди от меня шарахались, и у меня самого от этого осадок на душе оставался. Потом стал понимать, что приходская церковь и монастырь — разные вещи. Здесь невозможно без послаблений. Как сказал отец Владислав: «Приход — обитель больных душ». Раньше мне казалось, что если человек больной — пусть в больнице лежит. Потом понял, что все мы больные, ведь болезнь не только телесная бывает.

Я, можно сказать, стоял у истоков зарождения нашего автопарка. Первые автобусы были, конечно, очень некомфортные. Но все равно на них ездили в дальние поездки, всех трясло, терпели неудобства, зато как радостно было, когда до цели добирались!

Из-под забора поначалу приходилось технику вытаскивать!

Это как?

Техника была никакая. У отца Льва — тогда еще алтарника — было свое дело в Зеленограде. У него был грузовой «бычок» — развалюшка, на нем развозили продукты. Автобуса на тот момент не было, прихожанам не на чем было добираться до храма. Стоял КАВЗик, весь поломанный, мы с Устинычем начали чинить его, возрождать, рессоры менять, двигатель запустили и прочее. Автосервисов не было, по людям собирали «железки», Устиныч что-то сам вытачивал. И автобус в конце концов поехал. Но он был «интересный»: если вдруг заглохнет, то заводился потом только минут через пять.

Пять минут, вроде, немного?

А если в центре города, возле «Пятерочки»?! Чих-пых — и встал. Он «живой» такой был, ходуном ходил. Я всегда предупреждал пассажиров, чтобы они ни к чему не прислонялись. Экстремальный был автобус. Зато стало легче добираться до храма.

После КАВЗика был неплохой ПАЗик. Нам его Б. В. Громов, губернатор Московской области, подарил. Надо сказать, мы за этим долго в Администрацию стучались.

Длительное время я работал один. Тяжело было, но как-то выдерживал. Потом Володя с Украины приехал, хороший водитель, ответственный, старательный.

А вот желтый автобус — первый нормальный автобус.

Трудно ездить на большие расстояния с пассажирами?

Плохо, когда отвлекают, разговаривают, ходят по салону. Конечно, долго сидеть неудобно, хочется размяться. Обязательно в салоне должен находиться ответственный за поездку человек, который будет планировать остановки, заранее их объявлять. Водителя любое движение отвлекает. Он прислушивается ко всем звукам, которые машина издает. Я, конечно, часто резко отвечаю, когда меня отвлекают, винюсь.

Вы по-прежнему возите паломников?

Я уже много где побывал и поучаствовал, да и возраст дает о себе знать — уже нет прежнего энтузиазма. Сейчас в храме новая техника, хорошая, пусть теперь ребята поездят — денег не заработаешь, зато благодать какая! И к тому же те люди, которых ты везешь — все сорок человек — молятся о тебе.

Что входит в обязанности водителя?

Есть установленные права и обязанности водителя. Придя на работу, надо осмотреть транспорт. Сначала визуально, потом, если что-то не так, потрогать, покрутить. Масло проверить, тормозную жидкость.

Вы это обсуждаете с водителями?

Это наша обязанность. От этого зависит безопасность людей. К сожалению, это делают не все и не всегда. Москва расхолаживает людей. В провинции всегда перед поездкой машину водитель проверяет. За техникой надо следить. Если этого не делать, то придется постоянно вкладывать деньги в ремонт. Некоторые водители думают, что можно помыть автобус — и все.

А нельзя прописать на бумаге требования к водителям?

Все давно прописано и подписано каждым водителем.

Как Вам работается со школьниками?

Это, конечно, особая тема. Получая новый автобус, батюшка приглашает детишек в салон и объявляет: «Дети, этот автобус для вас. Нам его пожертвовали, он стоит очень больших денег. Берегите его! Не мусорить, ничего не рвать, лишний раз ничего не открывать и не закрывать, не стучать по окнам». Правила поведения детей в автобусе есть в напечатанном виде. Учителя ставили подписи, что они ознакомили детей с правилами. Я сам это контролировал. Перевозка детей имеет свою специфику: заходить в автобус должны сначала младшие классы, потом старшеклассники; рассаживаться не толкаясь, осторожно снимать рюкзаки. Сопровождающие учителя занимают определенные места: один в задней части автобуса, другой — в передней. Всегда нужно помнить о мерах антитеррора, нельзя допускать, чтобы входили посторонние. Наши прихожане тоже должны помнить, что если они займут места в детском автобусе, то дети будут стоять — а это категорически запрещено. Все время приходится об этом напоминать, и опять многие обижаются.

Вы бы хотели обратиться к детям?

Я часто присутствую на собраниях в школе и говорю: «Любите ваш транспорт и со снисхождением относитесь к водителям».

А что бы Вы сказали нашим прихожанам?

Я бы хотел попросить, чтобы они меня простили за грубость, знаю, что у меня это бывает. Сколько раз я порывался подняться на солею и всем в пояс поклониться. Хочу оправдаться: моя нервозность происходит от того, что я стараюсь ответственно подходить к работе. Надо, конечно, исправляться, но и терпеть друг друга надо. И прошу: относиться к водителям с пониманием. Мы же отвечаем за жизнь прихожан. Если что — с нас спросят. Я стараюсь высаживать и забирать людей там, где удобно им, но при этом часто нарушаются правила. Остановка около лестницы у «Трех поросят» — это грубейшее нарушение, но пока нет других вариантов. ГИБДД пока не трогает. Дети на этой остановке перебегают иногда дорогу перед автобусом, чего ни в коем случае нельзя делать. У меня каждый раз сердце падает, когда я это вижу. Вопрос с дополнительной остановкой может решить только Администрация города.

Своим коллегам-водителям я хотел бы пожелать, чтобы коллектив у нас был дружным. Нам нечего делить между собой и завидовать нечему — зарплата и нагрузка у всех одинаковые. Конечно, у каждого свой характер, свои особенности. Нужно соблюдать дисциплину и помогать друг другу, выручать, не спихивать проблемы друг на друга («его смена будет — он и починит»). Исправная машина — это наш хлеб, наша общая работа.

Александр Васянин

Я работаю в Пучково с 2013 года. Вообще, в храм меня с детства бабушка водила. Отец работал на автобусе, и я везде с ним ездил, в том числе по «Золотому кольцу». И в храмах, и в монастырях бывал. Раньше облик их иной был — больше какой-то старины. Сейчас отреставрировали, и стало не так красиво. Так мне кажется.

Ты заведующий гаражом. Что входит в твои обязанности?

Я делаю то же, что и другие водители, но еще должен составлять график дежурств, контролировать своевременный ремонт автобусов. Нередко необходимо что-то ремонтировать самому.

Ремонт часто приходится делать?

Крупный ремонт сами не делаем. А если лампочки перегорели, генератор надо поменять, то — своими силами. Правда, некоторые водители, к сожалению, не хотят в этом участвовать.

Трудно школьников возить?

Трудно-не трудно, ты ничего с ними не сделаешь: они не слушаются.

Что делать, когда дети ходят по автобусу? Это опасно?

Опасно. Просто останавливаю автобус, встаю, рассаживаю всех по местам и еду дальше. Если у человека не было никогда своих детей и он не понимает, что это такое, то тогда ему трудно. С детей нельзя требовать, как со взрослых.

Может их тогда вообще никуда не возить, пока не вырастут?

Нет, надо, конечно, возить. Им все время нужно что-то новое узнавать. И в советские времена всегда возили.

У тебя есть еще какие-нибудь специальности?

Радиомонтажник, автоэлектрик, автослесарь, механик-водитель. Раньше хорошо учили и воспитывали.

Кто воспитывал?

Родители. Прежде всего родители. И конечно, для того чтобы чему-то научиться, необходимо желание. Если нет желания — ничего не выйдет.

А если у детей нет желания чем-либо заниматься?

Надо заинтересовывать. Например, можно опросить детей, не хотят ли они обучаться автоделу. Можно найти, кто будет обучать. Поставить машину как наглядное пособие и изучать мосты, двигатели, коробки. Тогда, выходя из школы, ребенок будет не только компьютерным пользователем, но и станет разбираться в технике, что-то делать своими руками.

Говорят, что ты один можешь выдерживать поездки на дальние расстояния.

Дорога везде одинаковая. Гнать не надо. Разница только одна — днем ехать или ночью.

Ходит чуть ли не легенда: когда в Грузии ты в темноте по серпантину ехал, тебе дороги не было видно.

Всегда видел, фарами все освещается.

Сам ты любишь ездить в паломнические поездки?

К сожалению, многие наши паломники хотят, чтобы я останавливался, где им захочется. И еще очень мешает, если в автобусе разговаривают не по делу. А я все слышу, и меня это очень отвлекает. Хорошо, когда молятся. По правилам, в автобусе должна быть полная тишина — водитель должен слышать стук колес. Когда читают молитвы или видео смотрят, все идет хорошо. Как только начинают чем-то другим заниматься, сразу начинаются споры, ссоры между пассажирами. Важно, чтобы пассажиры пользовались положенными остановками, чтобы все шло по графику. В Грузию мы хорошо ехали — все было строже, чем обычно, поэтому автобус шел мирно и спокойно.

Что нужно делать, чтобы автобусы реже ломались?

Следить за техникой. Нужно относиться к машине не как наездник какой-то, а как заботливый хозяин. Если вовремя не устранять неисправности, то придется часто возить автобус в ремонт — терять время, деньги. Раньше на производстве давали машину, и ты знал, что это твой хлеб, который тебя кормит. Чем дольше машина стоит на ремонте, тем меньше у тебя зарплата. А у нас зарплата не зависит от того, исправен автобус или нет. Но кому-то все равно приходится этим заниматься. И водитель, конечно, должен быть очень внимательным во время рейса, не отвлекаться на разговоры, на телефон, иначе аварий не избежать, а даже мелкая авария, небольшое повреждение обходится потом дорого для храма.

Если люди будут относиться к водителю по-человечески, то и водителю будет легче делать свое дело.

Александр Антонов

Здесь я четвертый год, а водителем работаю уже 38 лет. Я много езжу по разным приходским делам — мы с казначеем Мариной доставляем в Пучково продукты, книги, иконы, развозим документы. Приходится где-то выжидать, прятаться, чтобы машину не эвакуировали, не оштрафовали, пока Марина делами занимается. Я часто вожу отца Владислава, подолгу простаиваю с ним в пробках. Поначалу думал, что ни за что не пойду к нему на исповедь — таким строгим он мне казался. Теперь с ним обо всем разговариваю и пока еду, часто вопросы ему задаю — батюшка много хорошего рассказывает.

Тебе нравится возить паломников?

Не всегда это легко.

Что мешает?

Хотелось бы, чтобы они смирные были. Очень мешает шум. Плохо, когда одни читают акафист, а другие спевку устраивают. А я слышу и тех, и других, и еще должен внимательно следить за дорогой. По дороге возникают незапланированные запросы, просьбы заехать куда-то… Я считаю, что это неправильно. Если маршрут составили и обговорили, менять ничего не надо. Начинаются споры, ссоры. Кто-то говорит: «Давайте туда не поедем, я там уже был», — а ведь кто-то еще не был, и ему хочется быстрее до места назначения добраться. И еще. Если мы вместе едем, то мы должны быть едиными — и во время передвижения в транспорте, и в месте паломничества. Помню, вместе с Васяниным возили группу в Савва-Крыпецкий монастырь. Заранее договорились с монастырем, что у нас будет послушание. Один вечер мы вместе работали, а на следующий день большая часть группы уехала. Нас осталось пять человек, и мы продолжали работать еще несколько дней.

Какие проблемы здесь у наших водителей?

Не нужно сваливать проблемы друг на друга и разделяться на лагеря. Если в чью-то смену отвалилась гайка, то ясно, что она откручиваться начала раньше, неизвестно, чья эта была смена. Надо научиться договариваться и помогать друг другу. У нас у всех бывают ошибки, но не специально ведь.

Я в храм хожу с 2012 года. К этому меня сподвигло наше венчание с супругой, с которой к тому времени мы прожили уже 23 года. Просто в какой-то момент жизни я понял, что венчаться необходимо, и стал готовить к этому жену. Когда расписывались молодыми, все как-то довольно буднично прошло, а во время венчания сердце колыхалось. После венчания через какое-то время захотелось пост соблюдать. С батюшкой поговорил, понял, что поста мало, надо и в храм на службу ходить. Дети мне сказали, что я с тех пор стал меняться. Я стал спокойнее, храм меня сдерживает. Раньше придешь домой — и сразу рычишь на кого-нибудь. А сейчас постоишь на литургии — и уже другим домой приходишь. Стал чаще сожалеть о резких словах, непродуманных поступках. Я стараюсь всегда читать утренние и вечерние молитвы, всегда чувствую, что от этого зависит, как пройдет день.

Александр Ястребов

В 90-х годах у нас был старый ПАЗик. Помню, как мы с Сашей Белиным накануне Пасхи чинили его по колено в мазуте, а потом всю Великую Субботу ездили на нем на освящение куличей. Саша Белин приехал к нам из Крыма на три дня, а остался на три месяца. Потом он уехал обратно в Симферополь и открыл там автобусный центр. После обретения мощей свт. Луки Крымского Саша заказал для храма в Пучково икону святителя.

Какое-то время у нас работал Алексей Иванович, папа о. Романа Луканина. Его можно назвать автобусником до мозга костей. Алексей Иванович был и автомехаником, и мастером на все руки. Он работал на КАВЗике. Однажды, когда он выезжал из нашего пучковского леса в сторону храма, кончился бензин. Он набрал воды в луже и залил в бак. При этом остатки бензина поднялись на поверхность, и автобус смог доехать до храма. Здесь Алексей Иванович слил воду из бензобака и заправил его бензином.

Помню еще Андрея. Он с покойным Сан Санычем тоже ремонтировал КАВЗик. Батюшка Валерий Ивденко до рукоположения работал у нас водителем на легковой. Затем был Алексей Антонов. Его сменил Саша Антонов, который трудится и по сей день.

Валера Елисеев — уникальная личность. Он много лет один возил на все службы, ездил с паломниками. Конечно, очень тяжело одному бессменно пахать целыми днями, без выходных и проходных. Я в 90-х годах работал в другом месте, но в какой-то момент стал Валере помогать. Как-то, когда я уже стал здесь водителем, на 40-м километре встретил Сашу Васянина, с которым учился вместе в школе. Он искал работу, а нам как раз нужен был еще один водитель. В это же время у нас появился новый белый автобус.

Храм постепенно рос, служб становилось больше, опять понадобился водитель. И пришел Володя Борисов.

У нас теперь три автобуса: синенький ГолАЗ, наш старенький желтый ЛиАЗ и Hyundai, на котором ездим на экскурсии. И еще микроавтобус Ford. Целый парк.

Какие есть проблемы с обслуживанием автобусов?

Проблема в том, что для желтого автобуса нет места, где бы его хорошо обслуживали. Он старый, и для него трудно найти соответствующее оборудование. Но все равно, этот автобус очень хороший: более маневренный, на нем удобно по городу ездить.

Школьников трудно возить?

Я стараюсь познакомиться со всеми детьми. Многих знаю в лицо и по имени. У первоклашек сразу стараюсь выяснить, как их зовут, где живут, кто родители — чтобы их вовремя высадить. А потом мы просто становимся друзьями.

Как ты с ними управляешься?

Когда мне «разносят» автобус, я останавливаюсь, и говорю, что мы больше никуда не поедем. Жду, когда они сами между собой наведут порядок, чтобы можно было двигаться дальше. Бывает, мы идем на сделки — подвожу ближе к дому, но беру обещание, что они будут хорошо себя вести. Это, как правило, работает. Расстраивает, что они мусорят в автобусе. Фантики, жевательная резинка, чипсы. Я сам подметаю автобус и буквально через пару поездок вижу, что стало опять грязно. И я, и Валера иногда очень эмоционально на это реагируем. Валера выметает весь мусор просто в проход, чтобы дети видели, что они оставили. Хорошо было бы, чтобы родители напоминали детям, как надо садиться в автобус, потому что дети часто стоят на остановке спиной к автобусу или бегут навстречу ему, чтобы первыми сесть, отталкивают друг друга, могут споткнуться, упасть. Изредка, если по какой-то причине их не сопровождает учитель, то во время движения они автобус «переворачивают».

Как складываются у тебя отношения с прихожанами?

Вообще, наверное, их всех, наших прихожан-пассажиров, надо просто любить. Мы ведь служим для этих людей. Но любить детей и взрослых нужно по-разному. Я беспокоюсь за бабушек и дедушек, знаю их всех лично, если их нет на остановке — беру это себе на заметку, пытаюсь выяснить, что с ними. Я знаю тех людей, которые каждый раз, не пропуская ни одной службы, садятся в автобус на определенной остановке. В каком-то смысле прихожане на контроле у водителей.

Конечно, бывает, что ошибаемся. Например, подадим вместо большого автобуса маленький. Приходится делать второй рейс, если с автобусом не угадал. Но, в основном, примерно знаю, на какую службу сколько людей поедет. Если затрудняюсь, консультируюсь с отцом Леонидом.

Какие у вас, водителей, отношения друг с другом?

До поездки на Афон отношения были довольно накаленные. Я там много молился, чтобы это изменилось. Однажды, когда у меня были какие-то очередные искушения касательно моих взаимоотношений с другими водителями, я пожаловался отцу Льву и объяснил, что меня не устраивает. А он мне ответил, что это лукавый пытается поссорить. «Ты скажи завгару, что готов сделать не только то, что он просит, а ты готов умереть за него», — сказал он мне про моего коллегу, с которым у меня был конфликт. И мне сразу стало легче. Конечно, бывает, что я вспылю, но знаю, что мне надо минут пять-семь, чтобы прийти в себя и выполнить просимое.

Трудно ездить в паломнические поездки?

Я езжу редко и на небольшие расстояния. Мне это довольно тяжело — очень выматывает. У человека, который сидит за рулем, сорок человек за спиной, огромная ответственность, нельзя ни на секунду позволить себе расслабиться. Когда мы ездили с о. Леонидом в Литву к батюшке Понтию, я первый раз увидел, как водитель настоятеля благословлял дорогу. И я теперь без этого не езжу. Длительные поездки хорошо выдерживает Саша Васянин. Такого человека надо беречь!

Конечно, у каждого из нас есть свои немощи, какие-то мелкие аварии могут случиться у любого, но все водители, которые у нас работают, — профессионалы с большим опытом и болеют за церковное приходское дело.

Владимир Борисов

Батюшка наш сказал, что в храм приходят либо по убеждениям, либо по несчастью. Помню наш храм еще в разрушенном виде, когда бегал с ребятами на речку. Много позже отец Леонид отпевал здесь близких мне людей, с тех пор я стал иногда сюда заходить. Со временем понял для себя, что здесь какая-то особая благоприятная атмосфера для душевного умиротворения. И еще: здесь есть необыкновенная какая-то тайна, я не вижу, что это, но чувствую, что Это есть. Как будто летит ввысь ракета, оставляя позади звезды, и вот сейчас я разгадаю эту тайну, увижу разгадку воочию. Но я не вижу, я только чувствую душой. Это присуще нашему приходу, поэтому я и просился сюда. Пока работаю здесь только полтора года.

Ты что-нибудь хочешь сказать нашим прихожанам?

Я бы хотел сказать, что мне хорошо среди вас, и извиниться за свое не всегда аккуратное вождение. Тем не менее школьников мне возить проще, чем взрослых — легче находить с ними общий язык.

Ты готов возить прихожан в паломнические поездки?

Да, мне это интересно, и техника у нас хорошая — даже желтый автобус, несмотря на то, что он старый.

Я знаю, что у вас с коллегами бывают конфликтные ситуации. Что делать, чтобы их не было?

Люди разные, нужно просто привыкнуть друг к другу и стараться всех понимать.

Беседовала Вера Данилина


Комментарии [0]