Статьи, проповеди → Слово протоиерея Леонида Царевского в Неделю 8-ю по Пятидесятнице (см. Ин. 17, 1-13) (27.07.2014 г.)
24 июля 2017 г.
Слово протоиерея Леонида Царевского в Неделю 8-ю по Пятидесятнице (см. Ин. 17, 1-13) (27.07.2014 г.)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Своей Первосвященнической молитве Христос говорит, что дело, которое Он совершил на земле, заключается в том, что Он прославил Отца Небесного. Обычно мы говорим, что Христос пришел, чтобы спасти нас от греха и от смерти. И вот оказывается, что это одно и то же: спасение от греха и прославление Отца Небесного. Именно освобождение от грехов и их последствий означает, что мы можем познать и прославить Отца Небесного. Христос говорит: «Да знают Тебя Единого истинного Бога и Егоже послал еси Иисуса Христа». Если мы знаем Бога, то мы Его и прославляем. Иначе невозможно. Мы познаем Его благость, познаем жизнь, которая есть в Нем и которая дается нам. Познаем Его великую силу, благую, добрую силу, познаем Его власть-державу, благодаря которой мы знаем, что нам делать, и можем исполнять Его волю с любовью и радостью. Возникает вопрос: а как же Ветхий Завет? (Неужели в нем не прославлялся Бог? Неужели иудеи чем-то иным занимались, когда приносили жертвы Богу, когда молились? Неужели до того, как Христос прославил Отца Небесного, Тот не был прославлен?) Да, должного, полноценного прославления Отца Небесного не было, так как это не было доступно. Отдельные личности Ветхого Завета — пророки, святые — прославляли Бога. В целом, избранный народ прославлял Бога, но это прославление было, скорее, в земных упованиях. Конечно, ожидали Мессию, который должен спасти от греха, который должен открыть иную жизнь. Но не представляли, что это за иная жизнь. Та степень, в которой Отец Небесный прославился в Новом Завете, качественно отличается от прославления ветхозаветного, где Тайна Троицы еще не открылась. Только Христос открыл Бога в полноте. Мы познали Христа, мы познали Духа Святого, мы познали Бога Отца. Это не исключает огромную важность и необходимость знания Ветхого Завета для православной веры. Христос кроток и смирен, Он говорит: «Я пришел во Имя Отца Моего. Если кто придет во имя свое, вы его примете». Это Он предсказывал и об антихристе. Часто человек хочет прославить себя тем или иным образом, иногда безобразным образом: смотрите, какой я грешный. Лишь бы прославиться. Многие клюют на это и начинают прославлять таковых и самих себя. Христос пришел не во Имя Свое, Он прославил Отца Небесного. Если мы достигнем этой новой жизни, этой славы Отца Небесного, тогда сами подлинно прославимся. Потому что станем такими, какими Господь задумал нас: святыми, непорочными, добродетельными, по-настоящему свободными, имеющими созидательную творческую силу. Для того чтобы восстановился образ Божий в нас, необходимо прославлять Бога. Не Ему это нужно, а нам. Словесно мы это совершаем в храме, постоянно прославляем словесно: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков». Самыми разными и удивительными способами: и в образах, и в пении, и во всем мы прославляем Отца Небесного, вместе с Ним всю Пресвятую Троицу. Но это, конечно, должно продолжаться во всей нашей жизни. Апостол Павел говорит: прославляйте Бога в душах ваших и в телах ваших. В телах — означает обрядовую сторону: поклоны, возжигание свечей, крестное знамение и прочее. Это тоже важно, в этом достигается цельность, соединенность тела с душой. Но подлинное прославление достигается, конечно, добродетельной жизнью, исполнением Заповедей Божиих. Возможности нам для этого даются постоянно, но мы не используем эти возможности. Почему-то продолжаем пытаться прославлять себя, вместо того чтобы жить по-христиански. Нужно решиться на эту самоотверженную жизнь, пожертвовать своими амбициями, своей самовлюбленностью. Нужно не бояться, когда нас кто-то задевает, унижает, бьет и т. д. Пусть во всем прославляется Господь: в каждом слове, в каждом нашем ответе, в реакции на что-то. Если мы будем прославлять Отца Небесного, тогда все будет меняться, вокруг нас будет мир, насколько это возможно. И прославят Отца Небесного те, кто увидит нашу любовь. Во втором воскресном Евангелии сегодня мы слышали, как Христос исцелил слепцов и потом немого человека. Иисус требует, чтобы они никому не рассказывали: это есть удивительное смиренное действие Христа. Он не хочет прославления Себя. Он желает только прославления Отца. «Но они пошли и прославили Его по всей земле той». Вместе с Отцом Небесным неизбежно прославляется Христос. Он славен Своим смиренным служением роду человеческому, а предел смирения — Его Крест. И конечно, мы не можем не прославить Бога за все Его благодеяния. Еще откроется, как обильно Господь нас исцелял, скольких бесов Он из нас изгнал, сколько слепоты, глухоты и нечувствия Он исправил; сколько подсказок было разнообразных, сколько силы Божией нам было дано. Мы сегодня празднуем память святых отцов шести Вселенских Соборов. (Почему шести, а не семи? Потому, что этот праздник был установлен после шестого Собора). Всю Соборную Церковь прославляем. Святые отцы собирались на Соборы, чтобы уяснить истину, чтобы научить различать добро и зло, чтобы спасти нас от греха и вечной смерти и прославить Отца Небесного, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Единородным Его Сыном и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Комментарии [0] |