Статьи, проповеди → Слово протоиерея Леонида Царевского в Неделю 12-ю по Пятидесятнице (всенощное бдение 6.09.2008 г.)
19 сентября 2017 г.
Слово протоиерея Леонида Царевского в Неделю 12-ю по Пятидесятнице (всенощное бдение 6.09.2008 г.)
«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф., 28, 16-20). Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В кратком сегодняшнем Евангелии сказано очень многое. Это вообще свойство Евангелия: в нескольких словах передать необъятное. Господь пошел на гору, ученики — за Ним: увидели Его и поклонились, а иные усомнились. Сразу разделение: увидели все, но некоторые все равно усомнились. Кто и как усомнился? Навсегда или только на время? И то и другое, наверное. Может быть, косвенно имеется в виду апостол Фома и еще кто-то, кто не сразу поверил, и, конечно, те, кто совсем не поверил. Мы немного завидуем апостолам, называем их самовидцами Христа. Ведь они имели возможность непосредственно Его видеть, слышать, прикасаться к Нему — и в земной Его жизни, и по Воскресении. Время от Воскресения до Вознесения даже не знаем, как назвать: земная это жизнь Христа или уже неземная. Господь сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». В результате апостольское учение дошло и до нас с вами. Причем они с такой силой сумели передать своим последователям, а те — следующим этот заряд своего личного знания Христа, что ученики учеников и следующие поколения уже жили, как будто лично видели и слышали Его. Но и во всех прочих родах кто-то усомнился, а кто-то нет. Кто усомнился, усомнился бы, даже если и увидел Его. А об остальных сказаны Христом слова, обращенные к Фоме: блаженны не видевшие и уверовавшие. Вера — это и внутреннее состояние каждого из нас, и наша общая вера. Апостол Павел говорит, что мы можем «утешиться с вами верою общею, вашею и моею». (Рим. 1, 12). Наша вера, как и вера апостолов, — это некое особое дело, которое выявляет заряд, воспринятый от Христа. Это дело должно двигать всю нашу жизнь. Если мы посмотрим на святых, то увидим, что именно вера была двигателем их славных дел, подвигов, чудес. И наша вера должна двигать делами, словами, мыслями. Вера составляется и из внешнего знания: «Научите все народы… уча их, соблюдать все, что Я повелел вам» (в славянском тексте — заповедал).Мы должны настолько хорошо знать заповеди, чтобы и для себя ясно сформулировать, и другим уметь объяснить. Но понятно, что этого недостаточно, потому что вера — это непосредственное общение с Богом. Это не просто чувственное состояние. Наша внутренняя жизнь должна прийти в полное соответствие с догматическим знанием об Отце, Святом Духе и Сыне, ставшем человеком, о Церкви, которую Он создал как раз для того, чтобы мы с Ним уже здесь соединялись и чтобы это перешло в вечность. Мы в ожидании будущей жизни, а путь к ней — все, что Он заповедал. Это простое все, что заповедал, — раскрывает полноту Евангелия. Завершая повествование, Матфей обращает нас ко всему, что Господь сказал: в Нагорной проповеди, в притчах и прочем. Каждое Его слово — заповедь. Конечно, невозможно это вместить ни разумом, ни чувствами человеческими, потому что это — больше, чем мы. Но тут может заработать некий внутренний двигатель: если устремимся к непостижимому. Да, мы не можем пока достигнуть совершенной ангельской веры. Только в вечности все раскроется. Душа станет больше, жизнь — обширней, разум засияет таким удивительным великолепием, что сможет непосредственно воспринимать Самого Бога, а не только что-то о Нем знать. И наши нынешние чувства, которыми мы так дорожим, окажутся весьма мелкими, и вера окажется почти никакой. Это так и есть: действительно, очень мала и скудна наша духовная жизнь. Опять-таки, можно со святыми сравнить — какая у них вера и жизнь со Христом и во Христе. При этом считали себя великими грешниками. Но если мы главной задачей своей жизни поставим — учиться всему, что Он заповедал, тогда, конечно, не отвергнет нас Господь. Аминь. Комментарии [0] |