Статьи, проповеди  →  100-летие смерти за Христа первомученика-архиерея — день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской
5 января 2018 г.

100-летие смерти за Христа первомученика-архиерея — день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

im3370.jpg

В дни братоубийственного конфликта на Украине мы особо обращаемся за молитвенной помощью к священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому (1848-1918). Он первый среди архиереев принял мученическую кончину за Христа, за единство Русской Православной Церкви.

«Всероссийским митрополитом» называли современники сщмч. Владимира. Будущий святитель, в миру Василий Никифорович Богоявленский, родился в селе Малые Морошки Тамбовской губернии в семье священника. Окончив Киевскую Духовную академию, преподавал в Тамбовской семинарии, затем был рукоположен в священники и назначен на приход в г. Козлове. В 1886 г. после смерти супруги принял монашеский постриг и вскоре был поставлен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

Всероссийскую известность принесла его деятельность на Самарской и Ставропольской кафедре. В 1891 г. в Поволжье начался голод, а следом и эпидемия холеры. В то время, «когда власть терялась, он первый пошел к народу с крестом в руках…» Владыка собирал пожертвования пострадавшим от холеры и голода, устраивал бесплатные столовые, безбоязненно посещал холерные бараки, служил на холерных кладбищах и местах, охваченных эпидемией, ободрял отчаявшихся, призывал всех прийти на помощь больным и голодающим. Он попросил сенатора Кони отвезти в Петербург кусочек «голодного хлеба», чтобы обратить внимание власть имущих на бедственное положение народа, которое утаивала местная власть.

С 1892 г. — архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, член Святейшего Синода. За пять лет его служения в Грузии было построено и обновлено более 100 храмов, восстановлен древний Мцхетский собор, устроена Духовная семинария в Кутаиси и открыто свыше 300 церковно-приходских школ, учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство.

В 1898 г. архиепископ Владимир был назначен на высокий пост митрополита Московского и Коломенского. В течение 15 лет он служил, проповедовал, создавал благотворительные и просветительские учреждения, богадельни и приюты, издавал и бесплатно распространял тысячи брошюр и листков, помог великой княгине Елизавете Феодоровне в основании Марфо-Мариинской обители. Именно он подписал синодальное постановление об открытии мощей святых Серафима Саровского, Питирима Тамбовского, Иоасафа Белгородского.

С 1912 г. митрополит Владимир, по сути, возглавил Русскую Церковь. Он назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и первенствующим членом Святейшего Синода. Служение, совпавшее с началом Первой мировой войны, осложнялось политическими факторами и открытым неприятием митрополитом Владимиром деятельности Григория Распутина. По инициативе императрицы Александры Феодоровны владыка был смещен со столичной кафедры. Прот. Михаил Польский в своей книге «Новые мученики Российские» пишет: «Такова была трагедия тех тяжелых лет: оба чистые, высокие духом, праведные перед Богом, царица и митрополит не поняли друг друга. И государыня не захотела выслушать того, кто воистину был и верноподданным, и добрым святителем Божиим, того, кому уготована была такая же мученическая кончина, как и всей царской семье».

С 1915 г. владыка — митрополит Киевский и Галицкий с сохранением звания первенствующего члена Святейшего Синода. В 1917-1918 гг. митрополит Владимир был избран почетным председателем открывшегося Поместного Собора, а 21 ноября/4 декабря 1917 г. возглавил чин интронизации Патриарха Тихона. В начале 1918 г. вернулся в Киев, вскоре оккупированный большевиками. Пользуясь нестроениями в политической и церковной жизни Украины, уволенный на покой архиепископ Алексий (Дородницын) пытался, опираясь на Центральную Раду, захватить церковную власть в Киеве и провозгласить автокефалию. Препятствием был митрополит Владимир, призывавший духовенство и мирян «поддерживать всеми мерами единение между собою и со всею Православною Русскою Церковью». Угрозы и оскорбления посыпались на владыку. Националисты возбуждали против него братию Киево-Печерской Лавры, распространяя клевету, что он «обирает Лавру, получая огромные деньги». В ночь на 25 января/7 февраля 1918 г. банда вооруженных людей схватила его в Киево-Печерской Лавре, где он тогда проживал; его подвергли пыткам и жестоко убили неподалеку от обители. Перед смертью священномученик обеими руками благословил своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». Митрополит еще не успел опустить рук, как раздались выстрелы. Тело его, обезображенное колотыми и огнестрельными ранами, было найдено на следующее утро богомольцами, идущими в Лавру.

Его смерть явилась началом длительных гонений на Русскую Церковь, во время которых сотни тысяч священников, монахов и мирян приняли мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти.

В апреле 1918 года было проведено особое заседание Всероссийского Поместного Собора, посвященное памяти убиенного митрополита Владимира, на котором постановили совершать «по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25 января или в следующий за сим воскресный день… всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». В последующие годы советской власти эту память возможно было отмечать лишь тайно. В 1992 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Российских.


Комментарии [0]