Статьи, проповеди → «Природный Патриарх Русской Церкви» О свт. Филарете Московском
5 февраля 2018 г.
«Природный Патриарх Русской Церкви» О свт. Филарете Московском
В 2017 г. мы чтим 150-летие со дня упокоения одного из величайших святителей Земли Русской — митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) (1782-1867). Каждому из нас свт. Филарет — осознаем мы это или нет — помогает идти к Богу. Ведь Священное Писание в русском переводе издано благодаря митр. Филарету, при его непосредственном участии и под его неусыпным контролем. Жизнь и служение митрополита Филарета пришлись на синодальный период Русской Православной Церкви (1700-1917 гг.). Но авторитет святителя к концу жизни был таков, что современники именовали его «митрополитом Всероссийским» и «природным Патриархом, Предстоятелем» Русской Церкви. Защитник православной монархии: «Царь есть устроение Божие». В столетнюю годовщину трагического крушения Российской империи, принесшего неисчислимые бедствия стране и народу, представляют особый интерес взгляды свт. Филарета на отношения Церкви и государства, на священное значение царской власти. Прозревая грядущие бедствия, святитель предупреждал: «Политические раскольники хотят <…> иметь закон человеческий без закона Божия, власть земную без власти небесной, присягу без имени Божия». Святитель подчеркивал богоустановленность царской власти: «Народ, чтущий царя, благоугождает чрез сие Богу, потому что царь есть устроение Божие… Бог по образу Своего небесного Единоначалия устроил на земле царя, по образу Своего Вседержительства — царя самодержавного, по образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, — царя наследственного… Россия, ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов! Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего!» В наши дни противники Церкви упрекают ее за якобы сращивание с государством. В связи с этим уместно вспомнить слова архипастыря о соотношении алтаря и престола, сказанные в день тезоименитства цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II: «На чем основано правило: Бога бойтеся? На чем основано правило: Царя чтите? Не потому ли священник проповедует почтение к царю, что надеется от него покровительства своему служению? Не потому ли царь покровительствует алтарю, что надеется иметь его подпорою престола? Не взаимная ли только польза соединяет алтарь с престолом? <…> Да, есть в том польза, когда алтарь и престол союзны, но не взаимная польза есть первое основание союза их, а самостоятельная истина, поддерживающая и тот и другой. Благо и благословение Царю, покровителю алтаря, но не боится алтарь падения и без сего покровительства. <…> Церковь Христова стоит не потому, что поддерживается человеческою силою, но потому, что и «врата адовы не одолеют ей» (Мф. 16, 18), потому что Христос царствует и Своим Царством утверждает вселенную...» Основоположник русской библейской науки. Возглавил труды всех четырех российских Духовных академий (Петербургской, Московской, Киевской и Казанской) по переводу Священного Писания на русский язык. Полная Библия вышла в свет уже после кончины святителя — как бессмертный памятник труда почти всей его жизни. Реформатор духовного образования. В 29 лет возглавил столичную Духовную академию и впервые начал читать на русском языке разработанные им курсы богословских и церковно-исторических наук. Очистил русское богословие и сам способ богословского мышления от «латинских» штампов. Опекал семинарии, духовные училища и приходские школы, явился устроителем первого в Москве женского епархиального училища. Самую суть всякого образования, тем паче духовного, формулировал как: «дать образ, которым наделен человек в силу своего богоподобного создания». Врачеватель расколов. Преодолевая раскол, потрясший во второй половине XVII в. Русскую Церковь, владыка Филарет деятельно способствовал утверждению старообрядческого единоверия, открывавшего путь к церковному примирению. При нем в России насчитывалось уже 179 единоверческих приходов, несколько монастырей и скитов. В 1865 г. к Православной Церкви присоединились четыре епископа Белокриницкого согласия со своей многочисленной паствой. Также при непосредственном участии митрополита Филарета к Православию из унии обратилась почти двухмиллионная паства. Торжественный акт был принят в Неделю Православия 1839 г. на соборе униатских архиереев в Полоцке. Участник разработки важнейших государственных актов. Святитель Филарет принял участие в подготовке многих законодательных документов, вошедших в Свод законов Российской Империи, в т. ч. о престолонаследии, а также «Уложения» и «Манифеста» об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Благотворитель. Принявший при постриге имя праведного Филарета Милостивого, святитель был его подражателем в делах милосердия: бесчисленны были личные пожертвования нуждающимся; при его участии осуществлялась деятельность Московского тюремного комитета и Московского опекунского совета. Являлся членом Совета Императорского Человеколюбивого общества — крупнейшей благотворительной организации, ежегодно оказывавшей помощь 150 тысячам бедных под покровительством императорской фамилии. Храмоздатель. Святитель вступил на московскую кафедру в 1821 г., когда многие из храмов стояли порушенными и оскверненными после нашествия Наполеона, — такие храмы стали первой заботой архипастыря. Он основал также восемь новых монастырей и четыре пу́стыни, в числе которых и столь любимый им Гефсиманский скит. В 1837 г., в день 25-летия Бородинского сражения, возглавил торжественную закладку Храма Христа Спасителя, а позднее активно содействовал его возведению. Литургическое наследие. Святитель Филарет оставил замечательные образцы литургического творчества: «Ежедневная молитва свт. Филарета», «Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык», «Молитва в день воспоминания тысячелетия России», «Молитва заключенного в темнице», «Молитва к 700-летию Москвы», заупокойные помянники для церковной и келейной молитв. Они и поныне находятся в обиходе Церкви. «И внемлет арфе Филарета в священном ужасе поэт...» Не одно поколение русских писателей и поэтов было тесно связано своими творческими корнями с митрополитом Филаретом, являвшимся академиком по отделению русского языка и словесности и умевшим ценить литературный талант современников. Достаточно назвать хотя бы имена Пушкина, Гоголя, Жуковского, Тютчева и др., с кем владыка имел личную переписку и оказал влияние на их творчество. Наиболее известен его стихотворный ответ Пушкину «Не напрасно, не случайно…» Награды. За несколько месяцев до кончины святителя вся Россия и — без преувеличения — весь православный мир торжественно отмечал 50-летие его архиерейского служения. За заслуги, оказанные Церкви и государству, митрополит Филарет был удостоен практически всех высших государственных и церковных наград. Память великого святого, известного своими богословскими трудами, пастырской деятельностью, при жизни получившего дары прозорливости и исцеления, празднуется 19 ноября ст. ст./ 2 декабря н. ст. Мощи святого ныне почивают в Храме Христа Спасителя. Комментарии [0] |