Статьи, проповеди  →  100-летие мученической кончины за Церковь Христову. Священномученики Иосиф Смирнов, Владимир Ильинский, Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин
24 февраля 2018 г.

100-летие мученической кончины за Церковь Христову. Священномученики Иосиф Смирнов, Владимир Ильинский, Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин

20.01/2.02.1918 советская власть приняла «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который узаконивал повсеместные гонения на Русскую Православную Церковь, фактически начавшиеся сразу же после революции. Вслед за «Декретом о земле», конфисковавшим церковные земли, новый декрет лишал Церковь права на любую собственность, которая подлежала национализации (конфискации), а также статуса юридического лица и права осуществлять религиозное воспитание и образование. Религия объявлялась частным делом. Множество подзаконных актов предусматривали фактическую ликвидацию Церкви. Долгие десятилетия тщательно скрывались сведения о том, какое упорное и жертвенное сопротивление оказывали верующие разгрому Церкви. Так, первомученик Петроградский прот. Петр Скипетров (1863-1918) погиб 19.01/1.02 именно при попытке вооруженного захвата большевиками Александро-Невской Лавры — одной из главных цитаделей православия в России.

 

Накануне принятия декрета святой патриарх Тихон (1865-1925) направил всем верующим Послание, в котором анафематствовал гонителей Церкви и благословлял всех верующих встать на защиту «оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово...» На следующий день прошел полумиллионный крестный ход в Петрограде, а затем и по всей стране — в знак протеста против издания безбожного декрета. Обильно полилась кровь мучеников. В феврале были расстреляны крестные ходы в Туле, Харькове, Воронеже, Шацке (Воронежская губерния).

С особой свирепостью подавлялись протесты верующих в Костромской губернии, родовом гнезде династии Романовых, последние из царствовавших представителей которой тогда содержались в заключении, но еще были живы. Уже к концу 1918 г. из Костромской губернии отрапортовали о ликвидации монастырей, тогда как в целом по стране разграбление монастырских имуществ завершилось в основном только в 1921 г.

11/24.02.1918 крестные ходы прошли в Костроме и уездных городах губернии, в т. ч. в Солигаличе. В нем участвовали настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы прот. Иосиф Смирнов, настоятель монастырского храма Богородице-Феодоровского монастыря свящ. Василий Ильинский, диакон Иоанн Касторский, смотритель Солигаличского духовного училища Иоанн Перебаскин. На следующий день в Богородице-Феодоровский монастырь близ Солигалича нагрянули представители большевистского Совета. Попытка советской власти предать расхищению и фактически ликвидировать Богородице-Феодоровский монастырь привела к восстанию в городе, около 600 верующих из Солигалича и окрестных селений собрались к монастырю для его защиты. В результате власть в городе перешла к временному совету, но лишь на несколько дней. По прибытии в город карательного отряда из 350 красногвардейцев во главе с Журбой, чрезвычайным комиссаром по борьбе с контрреволюцией Северного района и Западной Сибири, начались аресты «контрреволюционеров», в первую очередь местного духовенства.

Кровавую расправу предварил поистине христианский подвиг жертвенного служения «претерпевшего до конца» и увенчанного мученическим венцом сщмч. Владимира Ильинского. Когда каратели приехали в монастырь арестовывать монахинь и священника, отец прот. Василия священник Владимир Ильинский, находившийся к тому времени на покое (ему было 85 лет), вышел вместо сына к карателям и был арестован. Ценой своей жизни он спас для дальнейшего священнического служения сына (который был также репрессирован в 1934 г. как активный участник «контр-революционной группировки духовенства и церковников» и по постановлению тройки ОГПУ заключен в концлагерь; посмертно реабилитирован).

7 марта (н. ст.) карателями среди более чем 20 человек были расстреляны прот. Иосиф Смирнов (1864-1918), свящ. Владимир Ильинский (1833-1918), диакон Иоанн Касторский (1848-1918), Иоанн Перебаскин (1862-1918). Расстрел происходил глубокой ночью на территории Никольского тюремного храма, который был построен при деятельном участии о. Иосифа. В рапорте управляющего архиерея Евдокима (Мещерского) указывается, что расстрелянных «настолько изуродовали, что, по словам очевидцев, нельзя было узнать ни одного трупа. Расстрелянных мучеников почти нагих зарыли в одну яму без отпевания, да и некому было отпевать: духовенство города Солигалича скрывается, и его разыскивают». В просьбе родственников выдать тела казненных было категорически отказано. На месте братской могилы были установлены крест и ограда, уничтоженные безбожниками в 30-е годы; восстановлены в 1996 г.

Память мучеников совершается 5 февраля — в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 22 февраля/ 7 марта.

 

Из Послания Патриарха Тихона

«...Гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги <...> и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани <...> Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной — и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной <...>

Гонение жесточайшее воздвигнуто и на Святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных <...>, или ограблению и кощунственному оскорблению <...>; чтимые верующим народом обители святые захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержащиеся на средства Церкви Православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это — народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа. <...>

Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: встаньте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей <...> А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою».

Тихон, Патриарх Московский и всея России

Января 19 дня 1918.

 

Соборное постановление Поместного Собора по поводу «Декрета Совета Народных Комиссаров об отделении Церкви от государства»

«Изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою под видом закона о свободе совести злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения. <...> Всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к Православной Церкви и навлекает на виновных лиц православного исповедания тягчайшие церковные кары вплоть до отлучения от Церкви (в последование 73 правилу святых апостолов и 13 правилу VII Вселенского Собора)».

Января 25 дня 1918.

 

Некоторые результаты реализации «Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»

Все церковно-приходские школы были закрыты или реформированы в соответствии со школьной программой Наркомпроса; упразднены должности законоучителей всех вероисповеданий — преподавателей Закона Божия.

К лету 1920 г. основное имущество Православной Церкви было экспроприировано. Только в Москве изъяли 551 жилой дом, 100 торговых помещений, 52 школьных здания, 71 богадельню, 6 детских приютов и 31 больницу. К концу 1921 г. было ликвидировано 722 монастыря. Операция по ликвидации монастырей вылилась в разбойничий поход против них. Институт монашества, строившийся духовными усилиями тысяч подвижников на протяжении десятка веков, был почти полностью разрушен в несколько лет. За годы гражданской войны у Церкви были изъяты все наличные капиталы, земли, здания, храмы, склады, лабазы и т. д.

Однако материальные потери Церкви не идут ни в какое сравнение с людскими жертвами. Вначале советский закон гласил: «Ни один священник, епископ и т. д. не был и никогда не будет арестован только за то, что он духовное лицо». Однако в коридорах партийной власти говорили по-другому: «Религиозные объединения — это единственные легальные организации, впитавшие в себя все враждебные элементы». Уже в сентябре 1918 г. кровавый массовый террор против Русской Православной Церкви был узаконен очередным декретом — о «красном терроре».

 

Современное состояние проблемы

В 1991 г. — спустя 73 года после принятия «Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» — началась массовая реабилитация новомучеников и исповедников (на три с половиной десятилетия позже, чем жертв политических репрессий). Тогда же Русская Православная Церковь получила права юридического лица. В 2010 г. был принят Федеральный закон РФ № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который встретил ожесточенное сопротивление определенных заинтересованных кругов. Его действие распространяется лишь на недвижимое имущество, значительная часть которого безвозвратно утрачена (как, например, бывший Богородице-Феодоровский монастырь близ Солигалича), и не распространяется на объекты, входящие в Музейный, Архивный и Библиотечный фонды РФ. Таким образом, закон не касается передачи движимого имущества, к которому отнесены и многие чудотворные иконы и другие святыни Русской Церкви.


Комментарии [0]