Статьи, проповеди  →  Трудные вопросы
24 февраля 2018 г.

Трудные вопросы

Почему в Ветхом Завете Господь иногда давал такие жестокие приказания, как, например, истребить в Земле Обетованной, в которую пришли евреи, всех, включая детей и скот (Иисус Навин 10, 10-42)? Сейчас это называют геноцидом и считают злом, но Господь есть Любовь. Как это может сочетаться?

До того, как Бог воплотился в Иисуса Христа, никому в голову не приходило задавать подобные вопросы. Ветхозаветным людям разрешалось убить ради мести — это не считалось грехом. У язычников доблестью считалось истребить как можно больше врагов. «Ветхозаветный Бог» — Владыка мира, Владыка вселенной — властвует над жизнью и смертью. Он решает, кому и когда умереть и через кого это должно произойти. Он может и через ангелов кого-то истреблять, и людям поручать. Его Промысл непостижим и таинственен. Никогда не шло речи о том, благо это или нет, — это Его святая воля. У исламистов такое понимание сохранилось до сих пор. В Ветхом Завете не было открыто, что Бог есть Любовь, хотя в некоторых текстах это подразумевалось. Только Новый Завет открыл, что это — главное свойство Божие.

Отвечая на поставленный вопрос уже в контексте всей Библии, мы можем сказать, что воля Божия — блага и Его любовь действует не всегда для нас понятным образом. Ведь мы не видим последствий тех или иных событий. Нам трудно принять то, что требование истребить кого-то может быть благой волей. Для нас смерть — зло, для Бога — это переход человека в иное состояние, и это тоже жизнь, и, может быть, лучшая жизнь. Иногда люди говорят про умершего: «отмучился», хотя при этом не знают, может, ему теперь еще хуже. И опять — святая воля Божия. Святитель Димитрий Ростовский в одной молитве пишет так: «Аще не погубиши мя со беззаконьми моими, слава безмерному милосердию Твоему. Аще погубиши мя со беззаконьми моими, слава праведному суду Твоему!» Он полностью вверяет себя воле Божией: хочешь умертвить меня — я согласен.

Чтобы ответить на поставленный вопрос в полноте, нам надо понять Промысл Божий. Но не своим умом, а умом святых и тем, что Господь иногда нам подсказывает. Вообще-то, Он не обязан нам докладывать, что и как Он делает, это нам подобает полностью Богу доверять. Но иногда Он объясняет, чтобы нам было спокойнее, легче, понятней.

Итак, если бы не те страшные события, когда Господь заставил истребить всех, тогда бы евреи возвратились в язычество, и Мессии не к кому было бы приходить — и вообще никто бы не спасся. Приходится Самому Богу выбирать меньшее из зол. Господь то и дело устраняет препятствия к нашему спасению. Если человек хочет кого-то убить, то это грех, если Господь — то это Его святая воля. В исламе можно убивать ради Аллаха, ради победы над «неверными», ради торжества ислама. Христос это предсказывал в известных словах Евангелия от Иоанна: «Настанет время, когда убивающие вас будут думать, что они тем служат Богу». Вопрос этот, конечно, непростой. Один воображает, что служит Богу, другой действительно волю Божию исполняет. Яркий пример — православное воинство. Когда на нас нападают, то мы должны активно свой народ защищать. Господь благословляет человека на ратный подвиг. По необходимости приходится принимать участие в военных действиях, держать в руках оружие и истреблять врагов, чтобы они не истребили твой народ. Суворов и другие полководцы защищали от турок другие православные народы: болгар, сербов — шли на такой подвиг. По внешнему действию — и те и другие убивают. По внутреннему содержанию — совершенно противоположные вещи. Один идет убивать, а другой — умирать за своих близких.

А насчет «подставь левую щеку»?..

Здесь речь идет о личном незлобии, а защищать людей Христос благословляет: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15, 13).

Зачем обязательно страдать? Зачем Христу надо было пострадать?

Страдать не хочется, но приходится. А Христос добровольно это выбрал. Нам приходится пребывать в таком скорбном состоянии по той простой причине, что мы отпали от Бога. С Богом страдания нет. А при отрыве от Источника Жизни, естественно, наступает смерть — это и есть страдание. Движение в сторону смерти, разрушения — страдание. Сломанная вещь — «страдает». Так как душа человека бессмертна, то и мука вечная. Отрыв от Бога — это и есть причина страдания по самому естеству — никуда не денешься. А Христос добровольно принимает на Себя Крестные муки, чтобы прекратить наше движение к смерти. Если бы Он не страдал, тогда бы мы страдали вечно. Он выкупает нас у дьявола, который хочет, чтобы мы пребывали в вечной гибели, в его темной власти. В этом и есть великий жертвенный подвиг Христа. Он соединяется с нашей смертью, чтобы вырвать нас у нее. И теперь ни у кого не может быть претензий к Богу за то, что Он попускает нам те или иные, пусть суровые, но спасительные испытания. Через них мы становимся причастными Его Кресту, а значит и Воскресению.

С прот. Леонидом Царевским беседовала Вера Данилина


Комментарии [0]