Статьи, проповеди  →  Протоиерей Леонид Царевский. Слово на литургии в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом.(25.05.2014 г.)
19 июня 2019 г.

Протоиерей Леонид Царевский. Слово на литургии в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом.(25.05.2014 г.)

Проповедь

 

(См. евангельское чтение: Ин. 34, зач. IX, 1-38.)



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Фарисейство — болезнь серьезная. Христос говорит: вы считаете, что видите, значит, грех ваш пребывает (Ин. 9, 41), т. е. остается на вас. Фарисеи уверены, что все видят и понимают. Но и большинство людей, большинство из нас, подобно тем фарисеям, уверены в своей правоте. «Я знаю, я читал, я имею опыт, я понимаю...» Да, признаем какие-то свои грехи. Но не считаем себя слепыми. Фарисеи говорят о вроде бы правильных и даже праведных вещах: соблюдении субботы и всего Закона. «Воздай славу Богу... Мы Моисеевы ученики». И тут же произошла между ними распря. Не богословский спор для выяснения истины, а распря, ссора, которая выявила их немирный дух. Конечно, Христос дал повод, чтобы по-разному о Нем думать. Вот исцелил в субботу, надо выяснить: нарушил или нет. Нафанаил спросил Христа: чем ты докажешь, что ты Мессия (см. Ин. 1, 48). Христос его за это похвалил: израильтянин, в котором нет лукавства. А здесь мы видим других израильтян, в которых есть лукавство. Воображают, что ищут истину, что почитают Бога. А на деле оказываются учениками совсем не Моисея, Авраама и пророков, а духа злобы. При этом воображают, что всё знают и понимают. Страшная духовная слепота.

Представьте себе человека слепорожденного. Среди наших прихожан мы видим много слепоглухих, частично или полностью. Кто-то потерял зрение из-за несчастного случая или болезни, а есть — от рождения. Такому человеку нужно что-то объяснить про этот мир. Есть специальные методики, благодаря которым удается человека сориентировать, объяснить, что и как устроено. Но все-таки многое невозможно передать: свет или то, что на очень далеком расстоянии находится, — Солнце, звезды. Этот слепой из Евангелия тоже был научен ориентироваться в пространстве. Христос говорит ему: иди в Силоамскую купель. Он пошел, значит, у него уже был маршрут заученный. Умылся — и прозрел. Вместе с брением (земля со слюною Христа) отпала и слепота. Слепорожденному открылся мир, о котором ему рассказывали. Он как-то все представлял, а теперь видит воочию. Что-то соответствует его представлениям, а что-то совершенно не соответствует. Такую жизненную перемену еще надо выдержать. Можно снова ослепнуть от солнечного света, недолго и повредиться рассудком.

Но вместе с телесными очами у него открылись очи духовные. Христос дает больше просимого. Бывший слепец теперь видит Самого Мессию — воплотившегося Бога. И это главное, что с ним произошло. И потому он сможет все выдержать. Его коснулся свет истины — Солнце правды — Христос. И он теперь гораздо правильнее, чем законники, может рассуждать о мире и понимать, видеть внутреннее устроение людей. Хорошо видеть этот мир, но еще более замечательно познавать Истину.

Не сразу слепорожденный все познал. Он говорит фарисеям о своем Исцелителе: грешен ли Он, не знаю, но не может такое чудо сотворить человек не от Бога. Христос, встречая его потом, уточняет, подправляет, раскрывает ему гораздо больше о Себе: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» — «А кто Он?» — спрашивает бывший слепец. — «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Для того Я сделал с тобой это чудо, чтобы ты Меня увидел и познал. «Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9, 38). И это, конечно, главное прозрение.

Мы нередко говорим о своей духовной слепоте. Но сейчас скажу наоборот: Господь уже всех нас исцелил! По крайней мере, начал исцелять. Поэтапно это происходит: сначала человек смутно видит, а потом уже ясно. Первый этап у всех нас есть. Ведь мы прочитали Евангелие, мы находимся здесь, в Церкви, мы поклоняемся Христу, веруем в Сына Божия. Наверное, для большинства необходимы не два, а много этапов. Одно из важнейших условий духовного прозрения — видение своих грехов. С этим у нас плоховато: «Как бы сквозь тусклое стекло» (1 Кор. 13, 12). Святые считали себя последними грешниками, зрели свои грехи, «как песок морской», считали себя достойными ада, но при этом не отчаивались, видели милость Божию. Конечно, до этого нам далеко. Но мы должны знать, что просить у Христа: «Господи, даруй мне видеть свои грехи». Да, это страшное зрелище: можно от ужаса умереть, как говорил последний Лаврский старец Захария. Поэтому Господь, по Своей милости, не сразу их открывает. Нужно пойти навстречу печальным открытиям о себе. И печаль наша в радость будет. Господь дарует радость знания Его. Мы удивительно счастливы, что имеем нашу веру, что Господь уже приоткрыл наши очи, рассказал нам о нашей жизни, о Себе и о пути к Нему. Видение милости Божией важнее видения грехов. Но одно с другим неразрывно связано.

Радость Воскресения Христова перекрывает скорбь Креста. Страшен Крест, он перечеркивает весь этот греховный мир, но перечеркивает для того, чтобы мир восстал, воскрес. Истинное прозрение — это действие жизни, это новое творение человека, это обретение бессмертия, это путь к видению Самого Бога. И раз мы призваны к такому великому делу, к этой великой радости, то прочь гордыню и фарисейство, прочь самолюбие и воображение, что нечто важное собой представляем. И привлечется к нам милость Божия. И не только внешне, а по-настоящему поклонимся Христу. Не книжно, а по существу признаем Его Сыном Божиим и Сыном Человеческим, Который открывает нам духовное зрение и вместе с ним дарует жизнь истинную. Аминь.


Комментарии [0]