Статьи, проповеди → Делатели виноградника Христова. Троицкая Православная школа. Часть 5
19 июня 2019 г.
Делатели виноградника Христова. Троицкая Православная школа. Часть 5
Сегодняшние наши герои-виноградари — учителя начальных классов. Наталья Викторовна Капрова, заместитель директора по учебной работе — Наталья Викторовна, расскажите, пожалуйста, как Вы стали учителем? — Я мечтала быть учителем с детства. Мне необычайно повезло с воспитательницей в детском саду. Она была очень приветливая, аккуратная, меня завораживал ее голос. Я подросла, стала школьницей, и мне снова повезло — теперь уже с учителем! Мою первую учительницу звали Надежда Ивановна. Для меня она была небожителем. Когда я пошла в первый класс, родители купили новый шкаф, трехстворчатый, с зеркалом. А мне так хотелось быть похожей на Надежду Ивановну! Однажды я пришла из школы — и шкаф стал для меня классной доской. Как же хорошо у меня получились наклонные палочки и крючочки. Но потом... Как ни старалась я отмыть тряпочкой мел — разводы все равно остались. Так и жили мы с этим «школьным шкафом»! Это был мой первый урок. В нашей семье и среди друзей моих родителей были учителя, но основную роль в выборе профессии сыграла Надежда Ивановна, моя первая любимая учительница. Я до сих пор хорошо помню ее строгий черный костюм, ее голос, прическу. Надежда Ивановна была добрым и творческим человеком. Дети и школа были частью ее самой. Это сейчас у нас есть учителя физкультуры, музыки, технологии. Наша учительница умела все: петь, плясать, вышивать, бегать, прыгать. Надежда Ивановна умерла в достаточно преклонном возрасте — в 92 года. Я всегда посылала ей поздравления с Днем Учителя, а когда была рядом, старалась навестить ее. В первые годы моего учительства она поддерживала меня советами. Сохранилось даже несколько тетрадок, куда я записывала ее замечания и рекомендации. — В классе так много детей! Как удается вместить в себя их всех и каждого понять? — По-моему, есть три профессии, которым нельзя научиться, они от Бога: учитель, врач и священник. Это либо есть, либо нет. — Конечно, все дети хорошие, но все-таки одни явно лучше успевают, чем другие. А кому-то — совсем тяжело. Как Вы поддерживаете их родителей, что детям говорите? — Я считаю, что у каждого ребенка свой запас прочности. Каждый ребенок — индивидуальность. Приходят новые ученики. Я прошу родителей заполнить анкету, указать, чем ребенок увлекается, что любит. Это помогает мне выстраивать отношения с учениками. Дети одинаковыми быть не могут. Один хорошо успевает по математике, у другого — гуманитарные склонности, а третий замечательно рисует. В каждом ребенке есть зернышко, и если его правильно взращивать, то оно прорастает. Иногда бывает, что ребенку трудно решить самую простую задачу, и ты понимаешь, что как бы ни старался, не сделаешь из него математика. Но, значит, в нем есть что-то другое. И на это надо опираться. Вот у ребенка что-то не получается, но ему очень хочется, чтобы получилось. Я говорю ему: «Что ты так расстраиваешься? Ты пришел сюда учиться, и все сразу получиться не может, но «терпение и труд все перетрут». Мы будем с тобой двигаться потихоньку-потихоньку, по шажочку. Мне тоже не все сразу удавалось». Рассказываю про себя, как я однажды в школе решала задачку, и у меня вышло, что один километр пешеход преодолел за 8 часов. И мне даже не пришло в голову, что такого не может быть. Подошел учитель и пошутил: «Что ж он у тебя ползет, как черепаха?». Иногда я рассказываю какие-нибудь интересные истории, стараюсь относиться ко всему с долей юмора. Иногда позволяю не решать задачу, но хвалю ребенка, например, за то, как он прочел стихотворение или как выполнил рисунок для проекта. — Что такое — проект? Что хорошего в этом нововведении, если часто этим приходится заниматься родителям? — В начальной школе мы формируем навыки работы с огромнейшим информационным полем. Но индивидуальные проекты мы начинаем только со второго полугодия второго класса, когда ребенок научился писать, считать и читать, и даже не называем это таким «страшным» словом. Первая задача здесь — научить ребенка работать в паре, в группе. Но самое интересное — это мегапроект (газета, поделка), в котором участвуют все дети класса. Таким проектом, например, была «Русская изба». Сначала мы обсуждали эту тему на уроках окружающего мира, а потом ребята рисовали отдельные детали на уроках рисования. Затем мы все вырезали и расклеивали на большом листе ватмана. Недавние мои выпускники 4-го класса осуществили проект «Костюм XIX века». Девочки рисовали бальные платья, а мальчики — военную форму. На уроках внеклассного чтения мы проводили литературные гостиные: собирались в кружок и читали «Маленького принца», «Робинзона Крузо», «Тома Сойера», стихи А. С. Пушкина; представляли себе, как поедем в Санкт-Петербург (к сожалению, у нас это не получилось). Уже в столь юном возрасте они пытались осилить «Евгения Онегина». Какие-то кусочки романа я им рекомендовала читать, от каких-то пока советовала воздержаться. В четвертом классе мама одной ученицы каждую неделю в течение года проводила «музейные» уроки. Начинали мы с элементарных правил поведения в общественных местах, и это дало свои результаты: в поездках мне не приходилось за них краснеть — вели они себя замечательно. Каждое занятие посвящали обсуждению какого-то отдельного музея, его истории, достопримечательностям (Эрмитаж, Пушкинский музей, Третьяковка). Мы ездили в Этномир, на Мосфильм, дважды посетили Лавру. Экскурсии должны быть хорошо продуманы и подходить для данной возрастной категории, чтобы дети многое узнали, не устали бы, были в хорошем настроении и использовали впоследствии эти знания в своих проектных работах. — Вы рассказываете обо всем этом своим коллегам? — У нас есть «методическая копилка», где мы с другими учителями делимся своими наработками. Вообще, у нас очень хороший коллектив в начальной школе — опытные педагоги, каждый что-то умеет, чем-то своим интересным может поделиться. Так, из разных бусинок, нанизанных на веревочку, получается красивое ожерелье. Наша работа творческая. Мир меняется, и мы тоже должны меняться. Кто-то сказал, что если ты пришел в школу, в которой когда-то учился, а там ничего не изменилось, значит, это плохая школа. Все не стоит на месте, и школьная жизнь тоже меняется. Рабочий инструмент учителя — слово. Оно должно быть добрым, доходчивым, а если нужно — и строгим. Кроме 18 учеников, учителю нужно уметь найти подход к мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Это непросто, но с любящим и открытым сердцем можно все. Учитель должен уметь управлять своими эмоциями, должен уметь выдерживать паузу, если чувствует, что теряет контроль над собой. В это время лучше отойти в сторону, помолиться. Я так делаю: подхожу к иконе и прошу: «Господи, наставь, помоги!» — Скажите, что самое главное, чего мы не должны упустить в начальной школе? — В начальной школе мы учим ребенка учиться, но, самое главное — научить его быть добрым, хорошим, отзывчивым человеком. В школе ставят отметки. Два, три, четыре, пять — все отметки хороши. Без двойки нельзя! Двойка хороша тем, что она как красный свет для ученика, учителя и родителей, с которыми мы должны быть едины и стремиться к одной цели. Отсутствие триединой цели — самая большая проблема школы. В первую очередь нам нужно научиться понимать и уважать друг друга. Это произойдет, если мы будем относиться к своим ученикам так же, как относимся к своим сыну, дочери, внуку, внучке. Важно, чтобы ребенок рос личностью. Говорят, «хороший человек — это не профессия», а мне кажется, именно профессия. Не знаю, может быть, я и не права. — Как Вы оказались в нашей школе? — Меня привела Вера Ильинична Курочкина (к сожалению, она ушла из жизни). Было это 12 лет назад. Нужно было заменить учителя, Галину Степановну (она тоже уже почила). Я очень долго думала, но все-таки решилась. С тех пор я здесь. — Как Вы пришли к Богу? — В храм хожу с 17 лет. Окончила педагогическое училище им. Ушинского, а потом Пединститут. Училище расположено на Ордынке, недалеко от храма «Всех скорбящих Радость». Я туда часто ходила, хотя тогда это и не приветствовалось. Там, в храме, мне было очень хорошо и спокойно. Мой дедушка Яковлев Гаврила Иванович был глубоко верующим человеком. Каждый праздник он посещал храм в Свинорье. В этом храме меня и крестили. Дедушка умер, но оставались мой дядя Яковлев Михаил Гаврилович и его жена Анна Дмитриевна. Они были прихожанами нашего Казанского храма. Вера, конечно, всегда была со мной, но со временем стала более глубокой, осознанной. Потому что с годами становится понятно, что без молитвы, без любви к Богу в жизни дороги нет — это пустота, это путь в никуда. Теперь это я объясняю своим детям и внукам. — Между детьми часто возникают конфликты, когда кого-то травят. Можно ли предотвратить или смягчить их проявления в начальной школе? — Думаю, работу c детской агрессией надо начинать даже не с начальной школы, а с детского сада, когда человек только попадает в детский социум. Надо все время говорить, что такое хорошо и что такое плохо. Если ребенок ведет себя очень плохо, приходится приглашать родителей на откровенный разговор. Стараюсь предложить свою помощь, а не навязывать ее. Ребенок не робот, не машина. Странно, если мальчишки не хулиганят. Дети в первом классе могут неожиданно расплакаться, залезть под парту. К концу первого полугодия эти проблемы в основном заканчиваются, но у кого-то адаптация затягивается до полутора лет. Работа с детьми — каждодневный труд. Они все замечают. «Какой у Вас платок красивый, Наталья Викторовна!» — «Я для вас старалась». После контрольной домашнюю работу не задам — радости-то сколько... Всему они научатся постепенно. Главное, нужно помнить, что в начальной школе все-таки маленькие дети и с ними очень аккуратно надо обращаться, — как с цветочком, как с вазочкой, которую ты боишься разбить. Я люблю свою работу. Иногда думаю — может, правда пора на заслуженный отдых? Уходить надо вовремя. Но пока не могу. — Родители очень волнуются, когда отдают ребенка в первый класс. На что они должны обращать внимание прежде всего? Как готовиться к школе? — На мой взгляд, самое главное — это умение находиться в детском коллективе. Они должны понимать, что нельзя бить Машу, нельзя толкаться, все время быть первым (с таким ребенком особенно тяжело). Ты — один из... — вот что он должен понимать. Нужно прививать ребенку элементарные правила поведения, научить здороваться, приходя в школу. Хорошо, когда ребенок уже читает. Программа не очень простая, и мы, конечно, встречаемся с трудностями. — Из-за чего чаще всего возникает недопонимание учителя и родителя? — У каждого ребенка свои способности. Мама с папой ждут, что учитель это заметит. Когда оценка не соответствует ожиданиям, а родители связывают это с недостаточным вниманием учителя к их ребенку, тогда возможно недопонимание. Не нужно вступать в конфликт, что-то доказывать. У каждого своя правда. В фильме «Вам и не снилось» учитель сказал: «Они просто обыкновенные родители!» Но и родители должны учиться слушать. Если вопрос сложный, то сразу не надо его решать, а, выслушав, лучше отложить разговор до завтра, чтобы успели улечься эмоции. Нужно понимать, что мы делаем одно общее дело! Ольга Дмитриевна Самохвалова — Ольга Дмитриевна, почему Вы стали учителем именно начальных классов? — Это семейная традиция. Я учитель в третьем поколении. Бабушка — учитель истории, мама — учитель начальных классов. Когда я думаю о том, как все начиналось, вспоминаю картину из моего далекого детства. Мама всегда рано уходила в школу и однажды взяла меня с собой. Было раннее зимнее утро, темно, метель, дорогу освещали фонари. Мы шли как первопроходцы. Я шагала за мамой, чтобы спрятаться от ветра. Помню, как мне было важно попасть в ее след. Шла и представляла, что когда вырасту, то буду такой же красивой, как она, такой же умной и такой же хорошей учительницей. Завела свой журнал. В моем «классе» было 16 учеников, но все носили почему-то одно и то же имя Мишель. Так звали мою двоюродную сестру. Примечательно, что отметки у всех были разные. — Куда бы Вы пошли, если бы не в педагогику? — Я всегда была твердо уверена, что стану учителем начальных классов. И других вариантов не рассматривала. Думаю, это мое призвание. Господь каждому человеку дает таланты. Все мои таланты развиваются и реализуются в профессии учителя. Не так-то просто маленькому ребенку усидеть за партой весь урок. Его необходимо заинтересовать, найти подход, объяснить, помочь сделать то, что нужно. Без творчества здесь не обойтись. С детьми очень радостно работать, они такие открытые, активные, жизнерадостные, смешные. — Что мы должны воспитать в начальной школе? С чем дети приходят и с чем должны уйти? — Этого так много, что измерить нельзя. Объясняешь всем одинаково, а уходит каждый со своим. Все дети разные. У каждого свои способности и особенности. Учитель как садовник. Купив на ярмарке различные семена, случайно высыпал их в один пакет. Посадил на одной грядке, не зная, что где вырастет. И вот тут начинается самое интересное… Он с нетерпением ждет, когда же семена взойдут. Не все сразу проклевываются. Садовник ухаживает за ними, всячески удобряет. Они начинают расти все по-разному: одним нужно больше влаги, другим больше солнца, третьим постоянное внимание и подкормка, а какие-то цветы оказались неприхотливыми. И так они потихонечку вытягиваются под постоянным присмотром садовника. Но он пока видит только пышную зелень, а каков будет вид и аромат будущих цветов, не знает. Учитель — это садовник. А дети — цветы. Учителя начальных классов сеют семена, удобряют, взращивают и передают дальше среднему звену, где те начинают набирать бутоны. И только потом, спустя время и после долгих усилий мы можем увидеть чудесное цветение. И узнать, что же это были за цветы. Удивительный процесс! Конечно, мне очень хочется знать и видеть, как это произойдет, что вырастет. — Расскажите про свой путь в профессию. Очень хотелось бы, чтобы дети чаще выбирали профессию учителя, такую важную и нужную! — Мне кажется, дорога в любую профессию — тернистый путь. В младших классах всегда найдутся дети, которые мечтают стать учителем. Дома они пытаются учить своих младших братишек и сестренок. Повзрослев, некоторые выпускники приходят за советом. Я всегда рада их видеть. Их интересуют методики, различные подходы, психология, профильные университеты, подготовительные курсы. — Часто ли у детей нет желания учиться? Насколько я знаю, это обычно происходит с 5 по 7 класс. — Подростковый возраст сейчас начинается раньше, чем 10 лет назад. Некоторые дети уже в четвертый класс приходят в этом новом для себя состоянии, им начинает казаться, что они очень взрослые. Что касается первоклассников, то проблемы, как мне кажется, в первую очередь возникают у тех, кому родители внушают перед школой, что учиться — тяжкий труд. А нужно объяснять, что придется, конечно, стараться, но эта работа ученику по силам, он справится. Готовый к школьным нагрузкам ребенок приходит с завышенной самооценкой — это как раз считается нормой. Не меньшее значение, чем учебные навыки, а то и большее, в начальной школе имеют вопросы воспитания. Для меня они приоритетны. В первом классе у нас появился стенд «Дерево нравственности» с базовыми для детей понятиями. Сначала яркая аппликация была просто украшением нашего класса. Но почти сразу мы с ее помощью стали знакомиться с самыми важными для ребят смыслами. Уже на первом классном часе мы говорили о том, что такое дружба. Выяснилось, что дети не умеют дружить. Это происходит потому, что они с раннего возраста проводят много времени с гаджетами, мало играют друг с другом, возникает явный дефицит живого общения. Никто из старших ребят не играет с младшими в дворовые игры. Так наше дерево стало «Деревом дружбы». Мы решили: для того чтобы дерево не унесло ветром, у него должны быть глубокие корни. Так и дружбе, чтобы быть крепкой, необходимы надежная основа, свои законы, правила. «Настоящий друг как поступает?» Ребята мне предлагали свои варианты, а я все записывала их на доске, и вскоре у нас на «дереве» появились особые яблочки. На каждом яблочке мы написали правила взаимоотношений: умей с другом разделить радость, помогай другу, будь внимательным, уважай людей; доброта — это сила, не бойся быть сильным, чтобы делать людям добро, и др. И мы стали разрешать конфликтные ситуации между детьми с помощью этого «дерева». В конце каждой недели подводили итоги. Если правило удавалось выполнить, то ребята закрашивали яблочко красным, если нет — зеленым. Бывало так, что мы весь классный час разбирали одну ситуацию. Для того чтобы понять ее лучше, я им предлагала выдуманную, но похожую историю с вымышленными именами. Или, ознакомив детей с проблемой, я не давала им времени на эмоции, а сразу задавала вопрос: «Давайте посмотрим, какое правило мы нарушили». Дети часто не думают о том, что может случиться в результате их поступка. Вообще, с ребятами приходится обсуждать все. Они не знают, как правильно попросить, как отдать, что делать, если тебя обозвали, и почему так получилось. И «дерево» нам всегда очень помогало. Со временем яблочек стало не хватать. Недавно у нас появился стенд «Мудрые мысли», где я отметила наиболее актуальные для своего класса: «Чего не положил, того не бери», «Если вы думаете, что сможете, — вы сможете. Если вы думаете, что не сможете, — вы правы», «Искренность отношений, правда в общении — вот дружба» (Александр Суворов). — Готовясь к урокам, Вы придумываете что-то новое или используете материал прошлых выпусков? — Дети все разные, и конспект такого же урока в прошлом выпуске совершенно не подойдет для этих детей. Планируешь одно, а получается другое. Свои коррективы может внести даже погода. Бывает, сидишь весь вечер, готовишься к уроку: подбираешь раздаточный и наглядный материал, продумываешь презентацию, интересные задания. А на уроке видишь, что, увы, сегодня для них эта миссия невыполнима. А бывает наоборот, сложная тема проходит на ура, как по маслу. — О чем чаще всего Вы разговариваете с родителями? — Обычно родители, приходя на собрание, опасаются: «Сейчас будут ругать…» А я начинаю встречу с того, что говорю: «Как я рада, что Вы пришли!» Вопросы у родителей очень разные. Одни дети опережают других в развитии. Как с ними быть? Другие, напротив, отстают. Очень часто родители делятся проблемами взаимоотношений в семье, иногда с этим же приходят дети. Порой родители считают, что сейчас они подойдут к учителю, и он им быстренько все расскажет. Откроет электронный журнал у себя в голове, пробежится по всем оценкам и скажет, что у ребенка выходит, какие темы исправить. Но так не получается. Я прошу родителей предупреждать о своем визите заранее, чтобы я была готова. Потому что на бегу можно упустить самое важное. Часто родители мальчиков спрашивают: «Как там мой, хулиганит? Ругать, наверное, будете?» Я отвечаю: «А надо?» — «Нет…» Говорю: «Вы знаете, у Вас мальчик, он и ведет себя как мальчик». Дети в классе одни, а дома совершенно другие. Общение с родителями очень важно. Мы можем помочь друг другу решить какую-то проблему, посмотрев на нее с разных сторон, и выступить единым фронтом. В прошлом году, беседуя с одной мамой по поводу взаимоотношений в семье, я задумалась: что же думают сами дети о том, что такое семья, у кого какая роль в семье, есть ли семейные традиции? Изучила различные мнения психологов, педагогов и священников по этому поводу. И когда пришло время классного часа, раздала листочки и попросила написать, что такое семья, как дети это понимают. Знаете, для них это оказалось не так-то легко. Потом я написала на доске слово «семья» и, слушая варианты каждого, обсуждая их, вместе вывели общее понятие. Стало открытием, что семья — это не просто привычное слово, оказалось, за ним столько скрывается! У ребят получалось, что папа — молодец, трудяга. А мама непонятно чем занимается: ходит, слоняется по дому, ругает за что-то. И тут я поняла, что необходимо эту тему развить. Сложилось впечатление, что они не ценят того, что делает мама или папа. Это незаметно, обыденно и привычно. «А что — разве она может этого не делать?» Я попросила их перечислить, что делают папа и мама, и записывала все на доске в столбик. «Папа работает, играет со мной в футбол, покупает разные вещи…» А мама? У папы оказался один столбец с тремя-четырьмя основными пунктами, а у мамы три столбика. Когда мы это все записали, то было видно по лицам, что у детей отношение к мамам поменялось. Особенно это касалось мальчиков. Конечно, здесь не идет речь о том, что папа меньше делает. Но они увидели, чем занята мама, а раньше не замечали. Мы обсудили, как они могут помочь маме и папе. Мамы некоторых мальчиков потом спрашивали: «Ольга Дмитриевна, что у Вас произошло в классе? Он мне ничего не рассказывает, но ведет себя как-то по-другому». Люблю эти моменты, когда ты видишь результат своего труда. — На какую проблему Вы бы обратили внимание родителей? — Сейчас многие дети растут потребителями: они берут, но ничего не отдают. Вспомните наше детство. Сколько у нас было игрушек? Не могу сказать, что меня в детстве обделяли игрушками, их было достаточно. Мне покупали кукол, и мы с мамой из коробки делали домик, мастерили мебель, шили одежду — сначала вместе, потом я самостоятельно. У моего знакомого малыша, которому 3 года, огромные коробки игрушек. И все они сто́ят приличных денег. А он и не помнит, что там у него есть. И играет то в одно, то в другое, бросает, ломает их, совершенно не ценит. (Знаю, что некоторые родители пользуются следующей методикой: оставляют несколько любимых игрушек, а остальные убирают, через какое-то время меняют на другие). Но сейчас само общество делает все возможное, чтобы превратить наших детей в потребителей. Если у тебя нет модных кроссовок, говорящей куклы, компьютера, последней модели смартфона, то с тобой даже и говорить не будут. Слово Божие предупреждает нас, чтобы мы не прилеплялись к богатству своей душой: «…и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 16-21). Если честно, то я очень рада, что в нашей школе запретили гаджеты! После того как объявили об этом на молебне, мы обсудили на классном часе, почему детей в этом ограничивают. Я рассказала им историю, которая произошла со мной лет пять назад. Моя сестра, которая тогда училась в 10 классе, позвала меня в гости. Дома у нее сидели друзья-одноклассники. Я человек коммуникабельный и могу общаться с людьми любого возраста. Захожу в комнату, мы садимся, и они общаются — в полной тишине, с телефонами. Отправляют друг другу сообщения, улыбаются и смеются, но вслух ничего не говорят. И я спросила у ребят в классе, можно ли давать телефон людям, которые не понимают, для чего он нужен? Можно ли им заменить игры, общение и прогулки с другом? Для того чтобы дети больше общались друг с другом, мы в конце каждой четверти проводим «сокопитие», едим что-нибудь вкусненькое и играем в разные игры. Интересно, что самой любимой у нас стала игра в «стульчики» (когда дети бегают вокруг стульев под музыку). И здесь бывают обиды: кто и почему выбыл. Возникает минутная пауза, и мы опять возвращаемся к «дереву». Что же у нас произошло? Сейчас, к третьему классу, игр стало больше: эрудит, «почемуметр», «бургер» и многие другие. В классе мы обсуждаем прочитанные книги, обмениваемся ими. Нужно объяснить, как правильно предложить книгу, когда и как вернуть, что делать, если не получается вернуть вовремя. — Говорят ли дети, на кого они хотят быть похожими и какую профессию приобрести? — Нет, дети не знают, кем они хотят быть. Это из-за того, что они получают избыточную информацию: кружки, планшеты, телефоны, телевизоры. Бедные! Некоторые подходят ко мне и говорят: «Знаете, какая у меня мечта? Выспаться!» У ребенка должен быть один день, когда он ничем не занят и может посвятить себя любимому делу: рисовать, читать, играть. — О чем должны позаботиться родители при подготовке ребенка в школу? — Главное — создать мотивацию и радостное ожидание. Помните, что с приходом в школу ребенок меняет социальную площадку. Вот еще некоторые советы: 1. Не пичкайте новой информацией. За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. 2. Рассказывайте позитивные истории из своей школьной жизни. Важно сформировать у будущего ученика позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. 3. Не делайте акцент на оценках. Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают пугать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы: ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья. 4. Не пугайте школой. Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его, мол, бедненький, начинаются трудовые будни. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров. 5. Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть выберет себе пенал, ручки, карандаши, линейки, тетради. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф — дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда он четко будет знать, где у него что лежит. 6. Играйте в школу. Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене. 7. Начинайте жить по новому распорядку дня. За месяц до школы нужно плавно подстроить режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7-8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикреплять бумажки, писать, рисовать. 8. Подружите малыша с часами. Необходимый для школы навык — ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. 9. Побольше командных игр. В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить у малыша нужные навыки, используйте командные игры. Ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу. 10. Тренируйте внимание и память. Хорошая игра на внимательность: всем раздается одинаковый текст, засекается время, и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букву «с», например. Перед школой родители учат детей писать, но не думают о том, как ребенок сидит и как держит ручку. Некоторых потом не переучить. Надо стараться меньше загружать ребенка перед школой всякими кружками, желательно, чтобы дети как можно больше играли друг с другом. Чтобы помочь им в этом, я в классе часто их пересаживаю. Хочу, чтобы они научились чему-то друг у друга. Если ребята просят посадить их по своему желанию, то я разрешаю, но «до трех замечаний». Когда делаю первое, они начинают себя контролировать и замечания считать. Если они не хотят садиться друг с другом и еще громко объявляют об этом, чтобы другой услышал его о себе мнение, то я привожу им шутливые примеры: «Ты что, в автобусе выбираешь, с кем тебе сесть? Можешь там кому-то сказать: «Извини, я не хочу с тобой в вагоне ехать. Может, пересядешь в соседний?» Дети такой юмор понимают. Объясняю, что они должны друг другу помогать. У каждого свои таланты и свои трудности. Сосед — твой главный помощник. Рассказываю, как они могут помочь друг другу. Беседовала Вера Данилина Комментарии [0] |