Статьи, проповеди  →  Художник милостью Божией
19 июля 2019 г.

Художник милостью Божией

К 175-летию со дня рождения Ильи Ефимовича Репина (1844-1930)

Так называет Репина, и в ХХI в. остающегося нашим современником, Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи, в залах которой ныне проходит самая масштабная из юбилейных выставок. Ретроспективу, охватившую почти 50 лет творчества художника и представленную 300 работами из 26 российских и зарубежных музеев, а также частных коллекций, уже успели посетить многие наши прихожане. По словам Трегуловой, «Репин — это не «отрадная» живопись Серова и не впечатляющие морские пейзажи Айвазовского. Эта выставка потребует серьезной внутренней работы от каждого посетителя». В том числе потому, что в творчестве художника особое место занимала православная тематика. О Репине как о художнике-христианине поделилась впечатлениями Виктория Христова (полностью см. на сайте pravoslavie.ru).

Илья Ефимович родился 24 июля (по ст. ст.) 1844 г., в день памяти первых русских святых — свв. блгв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, в г. Чугуеве Харьковской губернии. Отец художника участвовал в трех военных кампаниях, а в мирное время перегонял табуны лошадей из Ростовской губернии и торговал ими на Харьковщине. Мама художника Татьяна Бочарова была образованной женщиной, для крестьянских ребятишек организовала школу, где преподавала чистописание, арифметику и Закон Божий. Своим детям она читала вслух стихи Пушкина и Лермонтова, а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху. Дома, в простой украинской хате, на стенах висели образа, стояли цветы фуксии и герани. Очень часто эти простые мотивы родом из детства будут присутствовать в творчестве Репина.

В 13 лет юный художник поступил учеником в иконописную мастерскую, затем в иконописную артель. Именно там он создал одну из лучших копий с иконы св. блгв. князя Александра Невского, ставшую для него знаковой. Так с ранних лет в творчестве Репина прослеживается православная тематика. А дальше была Петербургская академия искусств. Будучи учеником этой самой академии, Илья Репин написал картину «Иов и его друзья», годом позже получил медаль за полотно «Воскрешение дочери Иаира». Поначалу библейский сюжет никак не удавалось воплотить на холсте, тогда Илья вспомнил свою рано умершую сестру (она умерла от болезни в подростковом возрасте) и представил, как выглядели бы его родные и близкие, если бы она вдруг воскресла. Картина ожила в воображении и принесла художнику первую славу.

В 1886 г. появляется цикл картин Репина, который он назвал «Евангельские сюжеты». В этот цикл вошли такие картины, как «Христос в Гефсиманском саду», «Христос и Иуда», «Предательство в Гефсиманском саду», «Шествие на Голгофу», «Голгофа» и ряд других. В то же время появляется картина «Николай Чудотворец из Миры в Ликии освобождает от смерти трех невинно осужденных». Заказала Репину эту картину игуменья Николаевского женского монастыря села Стрелечье Харьковской губернии. Туда часто ездил Илья Ефимович, проведывая свою двоюродную сестру — монахиню Олимпиаду Васильевну Борисову, в иночестве Евпраксию. Картина Репину далась непросто, работал он над ней более трех лет.

В 1898 г. Репин совершает паломничество в Иерусалим. В память об этом в Александровском подворье близ Храма Гроба Господня находится живописный этюд «Несение Креста». Сегодня мы понимаем не только его художественную ценность, но и символическое значение: несение художником своего креста — несение в мир своего таланта как Промысл Божий.

В последние три десятилетия своей жизни Репин осел в Финляндии, в имении Пенаты. Октябрьская революция отрезала художника от родины, от общения с друзьями и близкими… Были только работа и семья рядом. До него доходили самые невероятные слухи и сплетни: то Эрмитаж сгорел, то Академия искусств уничтожена, то из музеев выброшены произведения искусства на сожжение… Всё это особой болью отдавалось в сердце Ильи Ефимовича. Усладу он находил лишь в работе. В этот период были написаны такие картины, как «Утро Воскресения», «Неверие Фомы», «Отречение Святого Петра», «Отрок Христос в храме» и некоторые другие полотна на библейскую тематику.

В 1927 г. состоялась последняя прижизненная выставка художника. Она прошла в Хельсинки. И самое большое внимание на ней привлекли картины «Голгофа» и «Священник». Очень многие критики долго говорили с восторгом и изумлением об этих впечатляющих полотнах.

Советская власть хотела вернуть его в Россию, на этот счет было принято специальное решение Политбюро, в ход была пущена тяжелая артиллерия: Луначарский, Ворошилов. Незадолго до смерти Илью Ефимовича в Финляндии навестила делегация советских художников, которые также звали Репина на Родину, говорили, что его возвращение будет очень символичным для всей страны.

29 сентября 1930 г. «художник милостью Божией» скончался. По воспоминаниям дочери Веры, на смертном одре Репин попрощался с этим миром фразой: «Христос со мною»…

 


Комментарии [0]