Статьи, проповеди → Проповедь. Протоиерей Леонид Царевский. Жены-мироносицы (Неделя 3-я по Пасхе)
14 мая 2021 г.
Проповедь. Протоиерей Леонид Царевский. Жены-мироносицы (Неделя 3-я по Пасхе)
Христос Воскресе! Самую великую весть на земле — о Воскресении Христа — жены-мироносицы сначала побоялись передать апостолам. Для них повеление ангела оказалось непривычным, странным заданием. Они всегда пребывали в тени, в скромности, помогали, служили Христу и апостолам. Жены-мироносицы тайно пришли к Гробнице, чтобы помазать тело Иисуса, они просто исполняли свой долг. А тут такие события: явление ангелов, камень отвален от Гроба, Христа в нем нет, только погребальные пелены. Кем отвален? Что произошло? Ангел говорит, что Иисус Воскрес. И велит мироносицам возвестить об этом апостолам. Жены испугались и убежали. Но вскоре они опомнятся, исполнят повеление и пойдут проповедовать миру о Воскресшем Христе. Издавна женщины находились на второстепенных жизненных позициях, часто были бесправными, забитыми. В мусульманских странах и сейчас так. Отчасти такое положение соответствует женскому естеству, хотя по существу женская и мужская душа равноценны. Ева — «плоть от плоти, кость от кости» Адама. А во Христе, как сказал Павел: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского...» (Гал. 2, 28-29). И вот (не в феминистическом XX веке, а в I) происходит изменение, исход из состояния, скажем так, излишней покорности, забитости естества. Они становятся равноапостольными. А в Деяниях апостольских, которые сегодня читались, мы слышали о ситуации, сложившейся в первоначальной Церкви. Умножалось число христиан, и апостолам становилось все сложнее проповедовать и одновременно организовывать богослужение и всю жизнь церковной общины, заботиться о пришедших людях. Явить любовь, о которой они проповедуют. Это вполне конкретные вещи: приготовить еду, накормить, помыть посуду, все убрать. И вот оказалось, что о ком-то забыли, на иудеев обиделись некие эллины за то, что их вдовицы были оттеснены. И тогда апостолы решили: «Мы постоянно пребудем в молитве и служении Слова» (Деян. 6, 4), — и избрали 7 дьяконов из числа 70 апостолов специально для того, чтобы все организовывать. Но история Церкви развивалась, людей стало еще больше. Дьяконов привлекли к богослужению. Кто же стал заниматься трапезами? Разумеется, женщины. Их называли «диакониссы» или «мироносицы», вслед за женами-мироносицами. Т. е. действительно есть в женском естестве особый дар служения. Христос сказал: «Я пришел не для того, чтобы мне служили, а чтобы послужить...» (см. Мк. 10, 45). Этот дар есть, конечно, и у мужчин. Но у женщин он проявляется особым образом. В реалиях нашей греховной жизни многое искажено. Например, когда женщина пытается себя выпячивать: «Вот, я столько делаю, а меня не ценят», — начинает укорять, осуждать. Это нарушение кроткого женского естества. Конечно, трудно все время пребывать в тишине — внешней и внутренней. Трудно находиться на вторых ролях, хочется, чтобы тебя отметили. Стало даже традицией обязательно похвалить хозяйку, сказать, что все очень вкусно: иначе она обидится. В идеале женщина-христианка об этом не думает. Она старается в заботе и любви служить Церкви, Христу и тем, кто тоже служит Христу и Его Церкви. По отношению к своим детям также необходимо служение. Дал детей Господь. Нельзя над ними превозноситься потому, что ты взрослый. Отцы и матери служат друг другу, своим детям и остальным близким. Каждого Господь расставил по местам. К сожалению, из-за нашей греховности мы многого не успеваем. Столько времени тратится на различные укоры, на выяснение отношений! Сколько можно было бы сделать за это бесплодно потраченное время добрых Христовых дел! И о своих позаботиться, и о других. Чем больше внутренней тишины, тем больше человек успеет и в результате приблизится ко Христу. Когда нет тишины, мы не слышим Христа, не слышим свою совесть. Даже себя не слышим. Не только жены-мироносицы проявили дар служения. Никодим и Иосиф Аримафейский пришли к Пилату просить тело Иисуса, хотя это было реально опасно, их могли арестовать как сообщников. Они были тайными учениками Спасителя. В тот момент тайна открылась. Но они не могли по-другому: как же так, Его тело где-то бросят, закопают, как преступника! Помните, Господь сказал: то, что вы кому-то сделали, вы сделали Мне (ср. Мф. 25, 40). Оказывается, у нас есть возможность послужить Самому Христу. Хотя и служение друг другу — дар Божий. Не дал бы Господь ситуацию, руки, возможности, мы вообще ничего не могли бы сделать. Поэтому нечем тщеславиться. Хозяйка приготовила вкусный обед. Но все взрастил Господь. При этом удивительно, что Господь ценит в нас добродетели! Вот известная мысль о богослужении: «Не столько мы, сколько Бог нам служит» (ср. Лк. гл. 12, 37; Ин. 13, 4-5). Конечно. Но, антропоморфно выражусь, и Богу отрадно, что мы в храме на литургии, что хотим быть с Ним, что молимся о себе и о других. Бог, хоть и пребывает в бесконечной абсолютной благости, радуется еще больше. Как такое возможно? А ведь Он создал нас для этого: чтобы мы приобщились к Его Божественной всерадостной Жизни. В недрах Пресвятой Троицы — взаимное служение: Отец, Сын и Святой Дух полностью живут Друг в Друге, отдают Себя Друг Другу. И эту любовь Они нам открывают. Как раз в особых ситуациях и проверяется: есть ли любовь? С тобой плохо поступают, тебя не понимают, что-то не складывается, все кажется безнадежным... А ты прощаешь и продолжаешь делать то, что должен. Вместе с женами-мироносицами, с Иосифом и Никодимом, вместе с Пресвятою Богородицею и со Христом! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Комментарии [0] |