Статьи, проповеди → Жития святых. 200-летие Пасхи Красной святых Афонских мучеников
14 мая 2021 г.
Жития святых. 200-летие Пасхи Красной святых Афонских мучеников
10/23 апреля 1821 г., в Светлое Воскресение Христово, сподобились принять мученический венец и совоскреснуть со Господом ктиторы афонской Свято-Пантелеимоновой обители: сщмч. Григорий V, Патриарх Константинопольский, этнарх, отец греческой нации, и мч. драгоман Великой Порты князь Скарлат Каллимах. А в Светлый четверг отошел ко Господу еще один ктитор монастыря — строитель и возобновитель Руссика старец и игумен Савва Святогорец. Их трудами и молитвами пришедший было в упадок русский монастырь (к тому времени — без русских иноков) восстал из пепелища, устремился к небу крестами новых храмов — и чуть было вновь не погиб в огне антиосманского восстания как «оплот заговорщиков». Тогда на Афон вступили турецкие войска, они разграбили и разорили обители, монахов частью разогнали, а частью предали смерти. Султан Махмуд II намеревался срыть до основания все монастыри, но пощадил их лишь по настоянию императора Александра I. «Благодаря российскому императору Александру I сохранились все афонские монастыри. <…> Афон стал пополняться монахами только после заключения мира русских с турками в Адрианополе в 1829 г. Если бы не это заступничество великой России, то ни о каких афонских монастырях как ценнейшем культурном наследии всей Европы сегодня не могло быть и речи», — пишет Ульянов О. Г., полномочный представитель Русского на Святой Горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря в 2000-2004 гг. Сразу же после первых антиосманских выступлений на Пелопоннесе в день Благовещения, 25 марта / 7 апреля (который празднуется ныне и как День независимости Греции от четырехвекового турецкого ига), султан Махмуд II воздвиг невиданное и свирепейшее гонение на христиан Оттоманской Порты. Он призвал к оружию всех мусульман и потребовал от шейха аль-ислама (верховного судьи) фетвы, разрешающей всеобщую резню всех греков, живущих в империи. Даже отлучение от Церкви руководителей и участников восстания, совершенное Патриархом по требованию султана, не остановило тотальный, всеохватывающий геноцид, направленный на уничтожение не отдельных групп, а всего христианского населения Оттоманской Порты. Позиция невмешательства стран Священного Союза (кроме России), рассматривавших султана как законного государя, а восставших — как бунтовщиков, лишь поощряла массовую резню. Был вырезан практически весь Синод Константинопольской Церкви и огромное число мирных жителей по всей бывшей Византии. В день Святой Пасхи, во время пасхального богослужения, Патриарх был схвачен турками в алтаре. Маститого старца подвергли пыткам, принуждая отречься от веры и принять ислам. Священномученик отвечал: «Напрасно трудитесь, Патриарх христианский умирает христианином». В полном святительском облачении он был повешен на воротах Патриархии. Двое его дьяконов — по сторонам от святителя. За ними к месту казни проследовали два архиепископа и двенадцать епископов, в тот же самый день Пасхи в темнице были удавлены три митрополита. Все они отказались отречься от Христа и принять ислам. Фанар, а за ним и вся Греция, сделались лобным местом, где ежедневно происходили казни. В Адрианополе был казнен предшественник сщмч. Григория Патриарх Кирилл VI. Тело Патриарха Григория три дня не позволяли снимать, после чего протащили его по улицам Константинополя и, привязав камень, бросили в море. Но, по милости Божией, мощи были обретены греческой командой корабля «Святитель Николай» под русским флагом и доставлены в Одессу. Из Москвы для мощей священномученика были присланы патриаршее облачение и митра с крестом, принадлежавшие Святейшему Патриарху Никону. Сщмч. Григорий V полвека пребывал мощами в единоверной России. Весь мир содрогнулся, возмущенный кощунственным убийством Патриарха. Россия разорвала дипломатические отношения с Турцией. Запад признал, что османские власти официально решили не только «уничтожить всех христианских подданных империи», но и «стереть христианство с лица земли». Русский историк Иван Соколов писал: «Сами турки впоследствии были крайне изумлены, когда увидели, что кончина мученика вместо того, чтобы прекратить и подавить восстание, расширила и утвердила его». После русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Греция получила по Адрианопольскому договору автономию. А несколько позже — при поддержке всех великих держав — независимость. В 1871 г. мощи святителя вернулись в Грецию. Пасхальная жертва Патриарха возвестила тогда о торжестве христианства в возрожденной Элладе. Святителю и мучениче Григорие,/ за люди твоя душу положивый/ и в светоносный день Христова Воскресения пострадавый,/ молися Страдавшему за ны и Воскресшему/ Церковь Православную незыблему всегда хранити,/ пастве же твоей и Русстей земле, святыя мощи твоя с любовию лета многа хранившей,/ даровати мир и велию милость (Тропарь праздника).
Комментарии [0] |