Статьи, проповеди  →  День народного единства. 410 лет создания Второго народного ополчения
7 ноября 2021 г.

День народного единства. 410 лет создания Второго народного ополчения

22 октября / 4 ноября — престольный праздник нашего храма, а также важная церковно-государственная дата. День Казанской иконы Божией Матери, с чудотворной помощью Которой неразрывно связан День народного единства. Празднование иконе «в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году» установил царь Алексей Михайлович в 1649 г., одновременно с утверждением Соборного уложения. Это был церковный и — до 1917 г. — государственный праздник. С 2004 г. он вновь обрел статус государственного.

Решающую роль в преодолении Смуты, в восстановлении законной российской государственности сыграло Второе Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, 410 лет с начала формирования которого исполняется нынешней осенью.

Смутное время в России характеризовалось глубоким внешнеполитическим, экономическим и социальным кризисом, охватившим страну в конце XVI - начале XVII в. Причины его коренятся в пресечении династии Рюриковичей, вмешательстве в дела Московского царства сопредельных государств, что привело к появлению на русском престоле самозванцев. Цари и претенденты на трон чередой сменяли друг друга: Борис Годунов, пришедший к власти в 1598 г. после смерти бездетного царя Федора Иоанновича; самозванец Дмитрий I, поддержанный Речью Посполитой; «боярский царь» Василий Шуйский; «тушинский вор» Лжедмитрий II. В 1605 г. смещен с патриаршей кафедры и заточен в монастырь Патриарх Иов. В 1609 г. страна раскололась на два лагеря: один признавал власть Лжедмитрия II, другой сохранял верность Шуйскому. В июле 1610 г. Шуйский был свергнут боярами, а власть узурпировала «Семибоярщина», подписавшая с католической Польшей договор о призвании на российский престол королевича Владислава. В Москву вступили польские войска.

Из осажденного Троице-Сергиева монастыря архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын рассылали по всей России «призывные грамоты», благословлявшие на борьбу с врагом, — и в 1611 г. было сформировано Первое земское ополчение. Но освободить Москву не удалось, ополчение распалось. К этому времени поляки овладели Смоленском, шведы — Новгородом, в Пскове появился новый самозванец — Лжедмитрий III.

Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде по инициативе Кузьмы Минина началось формирование Второго народного ополчения. Неудача Первого ополчения не сломила волю нижегородцев, их лазутчики проникали в Москву, добывали важные сведения. Им удалось установить связь с Патриархом Гермогеном, рассылавшим из заточения патриаршие грамоты. Нижний Новгород становится центром освободительного движения, а его главой — Кузьма Минин, «выборный всея земли».

Кузьма Минин, «муж родом не славен, но смыслом мудр, смышлен и язычен», был облечен большой властью: ведал сбором налогов, вершил суд. В октябре у стен Спасо-Преображенского собора он обратился к народу со словами: «Православные люди! Если нам похотеть помочь государству, не пожалеем животов наших … дворы свои продадим, жен и детей заложим... Дело великое!.. Я знаю: только мы на это поднимемся, — многие города к нам пристанут, и мы избавимся от чужеземцев!»

Горожане откликнулись на призыв, жертвовали на ополчение «третью деньгу» (треть имущества), Минин отдал «всю свою казну». В Нижнем был создан «Совет всея земли», в него вошли лучшие люди поволжских городов, он стал, по сути, временным правительством Русского государства. По предложению Минина войско возглавил князь Дмитрий Пожарский, «муж честен, кому ратное дело за обычай, который в таком деле искусен и... в измене не явился». Как воевода он не проиграл ни одного сражения, прославился знанием тактики и личной храбростью, в марте 1611 г. возглавил восстание москвичей против поляков, был тяжело ранен.

Таким образом, во главе Второго ополчения встали избранные народом земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Военное ядро ополчения составило дворянство, посадские люди, казаки, крестьяне. Покровительницей войска стала Казанская икона.

На Москву двигались через Ярославль, превратившийся в столицу ополчения. Там оно стояло несколько месяцев, пополняясь новыми силами. Замосковные, волжские и поморские города присылали в Ярославль свое воинство и собранную казну. В августе 1612 г. объединенное Второе ополчение подошло к Москве, и 26 октября столица была освобождена. В Китай-город внесли Казанскую икону, русские войска вошли в Кремль.

Великий Земский Собор 1613 г. восстановил государственное управление в России: царем был избран Михаил Романов, что явилось торжеством православия и национального единства, окончательной победой над Смутой.

Подвиг Нижегородского ополчения сохранился в памяти народа как образец патриотизма и гражданской ответственности за судьбу России, служил примером в борьбе за независимость в Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную войну 1941-1945 гг., остается таковым и в наши дни.

Татьяна Владимировна Таран

 


Комментарии [0]