Статьи, проповеди  →  Александр Дмитриевич Кастальский - «Васнецов в музыке»
7 ноября 2021 г.

Александр Дмитриевич Кастальский - «Васнецов в музыке»

К 165-летию со дня рождения и к 95-летию со дня кончины

Пока жив Александр Дмитриевич, жива русская музыка:

он владеет русским голосоведением и доведет

свое уменье до высшего мастерства.

Н. А. Римский-Корсаков

 

Александр Дмитриевич Кастальский — русский композитор, регент, фольклорист, педагог, основоположник так называемого «нового направления» в русской духовной музыке — родился 28 ноября (н. ст.) 1856 г. в семье священника Дмитрия Ивановича Кастальского. Отец Димитрий был помощником и сподвижником митрополита Филарета. Преподавал в Московской духовной семинарии патрологию, логику, психологию, латинский и немецкий языки. После смерти святителя прот. Димитрий основал епархиальное женское Филаретовское училище. Скончался 26 ноября 1891 г., будучи настоятелем Казанского собора на Красной площади.

Как вспоминал сам композитор, в детстве у него не было особой тяги к знаниям и к музыке, в гимназии учился «с грехом пополам». Однако мать и дядя, любившие музицирование, смогли постепенно приобщить к нему и мальчика. Он поступил в Московскую консерваторию, где проучился с 1876 по 1881 г., в том числе у П. И. Чайковского и С. И. Танеева. Но по большей части занимался самообразованием: слушал симфонические концерты, изучал партитуры и сборники народных песен. Увлекся творчеством композиторов «Могучей кучки», сыгравших важную роль в становлении русской национальной композиторской школы. В 1886 г. поступил на службу в Московское синодальное училище церковного пения, где обучались мальчики-певчие старейшего в России Синодального хора, ведущего свою историю от патриарших певчих дьяков. В течение многих столетий хор пел в Успенском соборе Московского Кремля.

Кастальский попал в Синодальное училище и хор накануне их реформирования. Результатом реформ, осуществленных под руководством известного ученого Степана Васильевича Смоленского, стало создание церковно-музыкального центра для восстановления, издания и исполнения церковно-певческого наследия. Здесь начался путь Кастальского как композитора. Готовясь в 1896 г. к службе в Успенском соборе и оставшись недовольным обработкой «Достойно» сербского роспева, он, по предложению регента, сделал свою собственную, после чего и решил «поближе подойти к обиходным напевам». Когда обработка для хора нескольких знаменных попевок, соединенных в одно целое, — «Милосердия двери» — прозвучала перед св. Иоанном Кронштадтским, тот пришел в величайшее умиление и горячо молился.

Диапазон задач, которые ставил перед собой Александр Дмитриевич, очень широк. В его наследии есть сочинения, предназначенные для парадных и рядовых богослужений, для профессиональных и любительских хоров, для смешанных и однородных составов, для концерта и храма.

Расцвет творчества Кастальского связан с Новым направлением. Если в XVIII и XIX вв. превозносились ценности общеевропейской цивилизации, с которыми ассоциировался Петербург, то в конце XIX в. наступила пора отечественных ценностей. Именно Москва становится художественным центром, местом рождения в 80-е годы «нового русского стиля» в живописи и архитектуре, родоначальником которого считается Виктор Васнецов. В этом стиле проявили себя многие русские мастера: братья Васнецовы, Нестеров, Врубель, Щусев и другие. Характерной чертой «нового русского стиля» была ориентация на древнерусские церковные памятники и народное искусство.

В музыке же именно Кастальскому было суждено создать новый стилевой образец. Его сочинения вдохновили многих композиторов на творческие поиски, в т. ч. и С. В. Рахманинова. На рубеже веков он стал свидетелем триумфа духовной музыки Кастальского. В 1903 г., накануне первого авторского концерта старшего коллеги, Рахманинов получил от него ноты кондака «Со святыми упокой» и икоса «Сам Един» с надписью: «Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову от А. Кастальского в знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова». Сочинения Кастальского и Рахманинова очень часто исполнялись в одних и тех же концертах Синодального хора.

Кастальский, Синодальный хор и Успенский собор в восприятии современников были нераздельны. Успенский собор Московского Кремля немыслимо было представить без музыки Кастальского и без замечательных басов, для которых в его творчестве можно найти немало сочинений.

Композитор создал новую форму музыкальных реставраций: воссоздание на основе работ музыковедов-палеографов и этнографов картин давно ушедших времен и древних церковных обрядов, например, «Пещного действа». По-новому подходил Кастальский и к жанру традиционной кантаты. Так, получив в 1913 г. заказ на сочинение кантаты по случаю прославления Патриарха Гермогена, он использовал текст подлинной грамоты XVII в., посланной Патриархом тушинским изменникам. В его творчестве есть и такое оригинальное сочинение, как основанная на попевках знаменного роспева кантата «Стих о церковном русском пении», приуроченная к 25-летию реформы Синодального училища. Текст для этого произведения написан самим композитором и его супругой Натальей Лаврентьевной в форме былинного сказа.

Кастальский был также автором оперы «Клара Милич» по Тургеневу и нескольких светских хоров патриотического содержания, например, цикла «Песни к Родине».

Композитор оставил довольно большое литературное наследство: воспоминания, статьи, около 500 писем. Судя по этим источникам, Александр Дмитриевич был человеком очень живым, остроумным, компанейским. Он писал стихи, занимался актерским мастерством, увлекался живописью и фотографией, любил спорт и путешествия, но всерьез относился лишь к своей музыкальной деятельности.

Рисовал Кастальский смолоду, унаследовав свой дар от предков: его дед, диакон Иван Егорович Даниловский, был иконописцем; любил рисовать и отец. В течение многих лет композитор вел дневники, иллюстрируя их акварельными рисунками. К сожалению, дневники и картины не сохранились. В настоящее время известно лишь несколько набросков, которые хранятся в Музее музыкальной культуры имени Глинки.

Будучи художником, он видел мир в красках и, будучи хоровым композитором, слышал его звуки в певческих тембрах. Особое внимание он уделял басам, которые лейттембром проходят через многие сочинения.

В Синодальном училище Кастальский прослужил 31 год, с 1910 г. став его директором. Он стремился не только профессионально развить учеников, но и сформировать их вкус «в русском духе». При нем училище, по сути дела, превратилось в духовную консерваторию. В 1918 г. Синодальное училище прекратило свое существование, но дипломы его выпускников были приравнены к дипломам консерватории — настолько высок был уровень образования. Наименование «синодал» еще долго было высшей маркой хорового дирижера.

После 1917 г. Кастальскому было суждено прожить в изменившемся мире еще девять лет, в течение которых он пытался сохранить, хоть в реформированном виде, Синодальное училище, в 1918 г. преобразованное в Народную хоровую академию. В это время, развивая идеи об уникальности русской музыки, композитор сосредоточился на изучении музыкального фольклора. С 1922 г. он профессор Московской консерватории, декан дирижерско-хорового отделения, заведующий кафедрой народной музыки.

Несмотря на гонения, обрушившиеся на Русскую Церковь, политика Народного комиссариата просвещения в отношении церковной музыки в первые годы советской власти была довольно либеральной. Так, в 1918 г. Кастальский начал составлять новую редакцию церковно-певческого Обихода для занятий в Народных хоровых академиях Москвы и Петрограда (он был управляющим этих учреждений). Согласно программам академий, должны были изучаться «партитуры духовных музыкальных сочинений русских авторов и хоровые переложения обиходных напевов». Церковное пение предполагалось вводить и в программы других учебных заведений: в проекте реформы музыкального образования 1921 г. было упомянуто о подготовке регентов и об изучении «духовной обрядовой» хоровой музыки. До 1928 г. многие регенты продолжали управлять церковными хорами, а композиторы — сочинять духовную музыку. Не был исключением и Кастальский. Свое последнее церковное сочинение «Во Царствии Твоем» Александр Дмитриевич писал на смертном одре, рукопись была найдена у него под подушкой.

Однако, как и многие достойные люди искусства, в том числе и церковные композиторы Гречанинов, Никольский, Калинников, Чесноков и другие, Кастальский был вынужден поступить на светскую работу и сочинять музыку по заказу. В списке его произведений, помимо многочисленных церковных песнопений (около 140), кантат, фортепианных сочинений, можно найти «Сельскохозяйственную симфонию», «Гимн труду» и даже «кесарю - кесарево» — «В. И. Ленину. У гроба» для чтеца, смешанного хора и оркестра. Но эти произведения вскоре забылись, что и неудивительно.

Незадолго до кончины, последовавшей 17 декабря 1926 г., Кастальский попросил своего друга Николая Михайловича Данилина (регент Синодального хора, профессор и завкафедрой хорового дирижирования Консерватории) отпеть его. В атмосфере усилившихся гонений на Церковь Данилин фактически совершил подвиг, исполняя волю покойного. «Он первый пропел панихиду у гроба Александра Дмитриевича, позвал духовенство, пел заупокойные сочинения Кастальского, провел все отпевание. И когда понесли гроб к консерватории, затем к б[ывшему] Синодальному училищу, квартире, то старые «синодалы» мощными голосами пели по улице «Святый Боже», пели почти до кладбища, и при опускании гроба в могилу раздавалась далеко «Вечная память»... Ученики сплотились у свежей могилы дорогого учителя и дали друг другу слово продолжать его дело, сплотиться и организовать Музей его имени в его комнате». (Из воспоминаний Е. Н. Лебедевой об А. Д. Кастальском).

Людмила Царевская

 


Комментарии [0]