Статьи, проповеди  →  Семинар в Троицкой Православной школе
1 ноября 2000 г.

Семинар в Троицкой Православной школе

22 ноября состоялось очередное занятие психолого-педагогического семинара “Семья и школа”. Тема доклада, который поручил мне сделать директор школы Сердюк В.О., возможно, заинтересует учителей и родителей: “Десятибалльная система оценивания знаний учащихся”. Формальная сторона эксперимента, который проводится на уроках истории в 5-м классе нашей школы, проста. За каждую конкретную работу на уроке или дома ученик получает определенное количество баллов от 1 до 10 в соответствии с видом работы, ее качеством. Общим количеством набранных баллов будет определяться четвертная отметка – “5”, “4” или “3”. И хотя, как справедливо заметил на семинаре о. Леонид, мы в итоге остаемся в рамках традиционной пятибалльной системы, в ходе учебы удается снять проблему “хороших” и “плохих” отметок. Каждый заработанный балл ценен, а вычитаются баллы не за ошибку (на которую  каждый, как известно, имеет право), а за отказ от выполнения задания. Таким образом, ученик, зная, что “двойка” его ждет только лишь за “ничегонеделание”, не боится ошибиться при ответе, начинает рассуждать, анализировать – думать. А это гораздо важнее, чем быть просто эрудированным. С другой стороны, так называемый слабый, но прилежный, ученик тоже сможет “честно заработать” положительную отметку (а не “тройку”, как это часто бывает). В этой связи матушка Ирина Хаджийская напомнила о практике прошлого века давать похвальные листы не только и не столько за успехи в учебе, сколько за прилежание. Может быть, стоит к ней вернуться?

Успехи ребенка мы должны рассматривать всегда с одной точки зрения: на какой стадии он был вчера и чего достиг сегодня. Но не менее важная задача – научиться помогать детям достигать успехов. Для этого нужно уметь видеть успехи даже там, где их пока может и нет. Отметив наше одобрение, ребенок (младенец, дошкольник, школьник) предпримет еще одну попытку и, скорее всего, продвинется вперед. “Ура! Получилось! Не повторить ли еще?” И повторит.

Традиционно считается, что с мотивацией поведения рождаются, что успешен тот, кто хорошо мотивирован, неудачлив тот, кто мотивирован слабо. Все совершенно наоборот. Успех создает мотивацию, а неуспех уничтожает ее. Именно успех или неуспех заставляет ребенка без конца повторять то, что ему удается, и избегать того, что не получается. Традиционная школа, от которой мы отличаемся пока немногим, ориентирована, в основном, на обнаружение и закрепление несостоятельности одних учеников и “абсолютизацию” успехов других. Все мы помним “двойки”, упреки учителей и родителей и требования, требования, требования…

Любовь – как безусловное принятие и уважение, а не оценка, – вот чего ждет от нас ребенок. Решение проблемы, таким образом, видится не в выборе той или иной системы отметок. Хотя наиболее эффективные методы работы могут и должны быть использованы в преподавательской деятельности. На семинаре, например, Косолапова А.В. рассказала о рейтинговой системе, которую она применяет на уроках астрономии в 11-м классе.

Причина кризисной ситуации, сложившейся в современной школе, – в отношениях пары “учитель-ученик”. Какими должны быть эти отношения? Что есть православный учитель и православный ученик? Каким учителем был Господь Иисус Христос? Какими были известные учителя России? Какими учителями можем быть мы, педагоги и родители? Таков круг вопросов, требующих ответа. Это темы последующих семинаров.

Гумбина О.А., учитель истории


Комментарии [0]